ПЯТИБОРЬЕ. ЛАУРЕАТ. Алина, сжальтесь надо мною...

13:35, 13 апреля 2006
svg image
2480
svg image
0
image
Хави идет в печали

Добиться победы Дмитрию удалось на последних метрах кросса. Дышать в затылок Мелях умеет как никто другой: за будущей женой, по его признанию, бегал не один год. Зато теперь у него есть и любимая женщина, и кухонная утварь.

— Дмитрий, если не ошибаюсь, для тебя это первый кубковый подиум?
— Так и есть. Командных медалей у меня пять. Одна из них золотая — в Болгарии на “Европе” белорусы заняли первое место. В 2003-м я стал третьим на личном чемпионате континента. Конечно, это намного престижнее, чем первое место на этапе Кубка мира. Но и победа в Миллфилде дорогого стоит. Она — итог большой работы многих людей. Я сделал все, что от меня зависело. Плюс немножко повезло.

— В пятиборье удача улыбается, как правило, в верховой езде.
— На моей лошади другие спортсмены проехали хуже. Во втором гите она досталась итальянцу, и тот заработал штраф — в итоге 1100 очков. Когда я говорил об удаче, имел в виду благоприятное стечение обстоятельств. В стрельбе был вторым, в фехтовании только двадцатым. В плавании занял шестое место — по большой воде проплыл 2.14,30. Верховую езду выиграл — 1200 очков. И в беге показал время 10.58.

— На кросс отправился вторым, через секунду после лидера. Соперник был из разряда быстроногих спортсменов?
— Габор Балог — многократный чемпион мира, призер Олимпийских игр в Сиднее. Бежит он, будем говорить, выше среднего — иногда очень сильно, иногда хуже. Венгр не такой скороход, как россиянин Илья Фролов, которому в этой дисциплине не было равных — 10.31.

— Какую задачу ставил, преследуя соперника? Непременно обогнать на третьем круге, как это вскоре и произошло?
— Таких мыслей у меня не было. Просто хотел показать максимальный результат, к которому на тот момент был готов. Стал Балогу в спину, догнал его, всю дорогу терпел. Было очень тяжело. И в конце почувствовал, что пора выходить вперед. Решил: по крайней мере надо попробовать. К тому времени остальные наши преследователи отстали. После первого километра им удалось отыграть 5 секунд, и отрыв сократился с 15 до 10 секунд. А на отметке два километра они уже отстали на 17 секунд. Таким образом, я знал, что точно окажусь в призах. Это придало дополнительные силы.

— Улучить минуту для обгона помогла интуиция?
— Было заметно, что венгр начинает сдавать — уж слишком тяжело он дышал. И метров за четыреста до финиша я его обошел. Но Габор не сдавался, бежал до последнего, пытался догнать.

— Для конкурентов твоя виктория не стала сюрпризом? Они давно тебя причисляют к элите?
— Соперники поздравили — кто-то сделал это с радостью, кто-то — просто отдавая должное. Многие удивлялись. Иными словами, реакция была разной. Что ж, пусть думают обо мне, что хотят. Это их право. Главное — я победил.

— Какие впечатления остались от Миллфилда? Вроде в 2001-м на базе этого учебного заведения уже проходил чемпионат мира.
— Отличное место. Все продумано для занятий спортом и активного отдыха. Имеются залы, бассейны, многочисленные теннисные корты, поля для гольфа. Не хватает, наверное, только автодрома для Формулы-1. За нас приходили поболеть местные воспитанники, но сколько их было, в пылу борьбы я не заметил. По рассказам, образование на “фабрике джентльменов” обходится в 25 тысяч фунтов стерлингов в год. Как будто там учился внук Ельцина.

— С тех пор, как из большого спорта ушли призер Сиднея Павел Довгаль и Александр Бысов, ты являешься лидером белорусской команды. Тяжела шапка Мономаха?
— Я бы так не сказал. Все работают, стараются, тренируются. В сборной здоровая конкуренция — цепляемся друг за дружку. В чем-то товарищи равняются на меня, в чем-то я беру пример с других. Постоянное соперничество не дает расслабиться, держит в тонусе. Со мной в Англию ездили Егор Лаппо, Михаил Прокопенко, а на сборах были также Леша Андрухан, Виталий Бавин, Денис Акимов, Вадим Аникеенко. Все вместе мы выбирались в Уручье на боевую практику с фехтовальщиками. Это стало большим подспорьем. У шпажистов с пятиборцами разные скорости. Мы у них учимся, перенимаем опыт.

— Вопрос наверняка набил оскомину, однако появился ли прогресс на фехтовальной дорожке?
— Работы еще непочатый край. У того же Миши Прокопенко наносить уколы получается лучше. Мне больше удается стрельба. Чтобы соединить два этих вида, нужны годы. Тренируемся, не сидим сложа руки — время еще есть. К примеру, у китайца Женьхуа Цаня слабое звено — кросс. Сейчас чемпион мира выбегал третьим, правда, с травмированным коленом, а финишировал лишь двадцать седьмым. Со скоростью у парня нелады. Если бы у него был сильный бег, ему бы не было равных: он и стрельбу выигрывает, и фехтует великолепно, и плывет неплохо, и наездник искусный. Иными словами, у каждого своя ахиллесова пята.

— А в жизни Дмитрий Мелях — человек, близкий к идеалу? На эту мысль наводят факты. Сама была свидетелем: когда в аэропорту после Игр в Афинах встречали белорусскую сборную, ты, как истинный аскет, не пригубил даже шампанского…
— Я прекрасно обхожусь без спиртного. Если ты ведешь здоровый образ жизни, соблюдаешь режим питания, ложишься вовремя спать — тогда и успехи не заставят себя долго ждать. Как можно тренироваться, пробыв всю ночь на дискотеке?!

— Коль скоро мы вспомнили Олимпиаду в Афинах, положа руку на сердце, скажи: был ли у тебя шанс взять медаль? На кросс ты отправился третьим.
— Через десять секунд за мной выбегал литовец Заднепровскис, который славится своей скоростью. Если бы разрыв был большим, тогда еще были шансы. Вторым на трассу выходил чех Михалик. Он бежит чуть слабее меня, и его я обогнал. На полутора километрах отметился вторым, но затем соперники меня настигли и обошли.

— Главный урок, который вынес для себя из олимпийских стартов?
— То, что всегда надо бороться до конца. Потому что, выиграв стрельбу, в фехтовании я стал только 30-м и “улетел” с первого на восемнадцатое место. В этой ситуации многие просто плыли бы по течению. Я понял, что, если не опускать руки, многое можно наверстать. Поэтому нужно сражаться до последнего выстрела, препятствия, метра. Вот пересек финишную линию — тогда можешь расслабиться.

— Во весь голос ты заявил о себе в 2003-м. Помнится, в традиционном Топе “ПБ” твоя фамилия фигурировала тогда в номинации “Открытие года”. Тем не менее награды как из рога изобилия не посыпались. Комфортно ли ощущал себя в этой ситуации, не смотрело ли косо начальство?
— Что касается тренерского состава, то никакого давления не было. Вид спорта у нас поздний, атлеты раскрываются в зрелом возрасте. Наоборот, руководство оказывало помощь, содействие. Каждый год мы приезжали с командными медалями, вот только в личном первенстве немножко не получалось.

— Но ты верил в свою счастливую звезду?
— Верил. Потому что без этого невозможно тренироваться.

— Тогда давай назовем тех, кто разделяет твою целеустремленность. Помнишь, в начале интервью ты упомянул о труде многих людей.
— Это мой личный тренер Валентин Ефимович Рогов, врач Наталья Александровна Офицерова, наставник по верховой езде Игорь Михайлович Воронько, тренер по фехтованию Владимир Иванович Пченикин. Неоценимой была также поддержка близких людей — мамы, супруги Алины.

— Как давно ты женат?
— С ноября прошлого года. Моя вторая половина — в прошлом гимнастка, мастер спорта, состояла в юношеской сборной. В этом году заканчивает БГУФК. Для меня важно, что в этом плане у нас полное понимание.

— Значит, ты рекомендуешь вашему брату выбирать жен из мира спорта?
— Ничего и никому я не советую. Разве любовь поддается каким-то формулам и расчетам?! Просто для меня в этой девушке все совпало: она интеллигентная, образованная, добрая, милая, нежная. У нее замечательные родители.

— В том числе твоя теща…
— …которую хочется назвать мамой, но пока не представился случай. Надеюсь, все получится само собой. Вообще же, за Алиной пришлось бегать четыре года. Понял, что это мое — и не отступился.

— Какие усилия предпринимал для осады крепости?
— Давайте опустим подробности. Я не уверен, что их одобрят.

— Конфеты-букеты дарил, зачеты сдавать помогал?
— Все, что вы перечислили, было. Сложность состояла в том, что она очень самостоятельная, с обостренным чувством достоинства… Я вот намерен Игры в Пекине выиграть, поэтому поддержка жены очень помогает.

— Когда появились такие мысли?
— Сразу после Олимпийских игр в Греции.

— Что ж, удачи! Но главную свою награду за терпение ты, похоже, уже получил.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?