Олимпийский резерв. Основание “пирамиды”. Владимир Тайников: все зависит от личности тренера

20:35, 28 июля 2022
svg image
1027
svg image
0
image
Хави идет в печали

Впрочем, в спортшколе считают, что эффективность работы специалистов измеряется не только медалями, но и количеством минчан разных возрастов, сделавших для себя выбор в пользу здорового образа жизни. Об этом и многом другом с корреспондентом “ПБ” поговорил директор заведения чемпион мира по гребле на байдарках Владимир ТАЙНИКОВ.

— Вы возглавили СДЮШОР в 2018 году. Как оцените наследие, доставшееся от преемников?
— Школе уже более 60 лет. Все эти годы она была одной из лучшей в Минске. Достаточно сказать, что за долгую историю я всего третий директор. До меня здесь работали такие известные в сфере столичного спорта люди, как заслуженный тренер БССР Константин Гурвич и Анатолий Шкред. За это время культивировались многие виды спорта: волейбол, тяжелая, легкая атлетика, и не только они. С тех пор остались настольный теннис, греко-римская и вольная борьба, футбол. Также отмечу недавно появившиеся отделения бокса и дзюдо.

— Как обстоят дела с материальной базой?
— Благодарны администрации и профкому завода. Наш непосредственный куратор — заместитель генерального директора предприятия Владимир Пискижев. Во многом из-за их заботы в школе созданы довольно комфортные условия как для организации тренировочного процесса, так и для восстановления после нагрузок.
Здание СДШОР и залы в других помещениях, которые находятся в ведении предприятия, полностью в нашем безвозмездном пользовании. Это позволяет тратить деньги на другие нужды школы, а не на аренду.

— Что скажете об оказании платных услуг населению?
— Стараемся выполнять доведенные показатели. Мы только что закончили ремонт в тренажерном зале, закупили новое оборудование. Кроме того, приводим в порядок помещение, где желающие смогут заняться фитнесом, шейпингом. В планах активизировать работу среди заводчан. Уже обсуждали эту идею с председателем районного объединения профсоюзов Светланой Купцовой.
Давайте откровенно. Для состоятельной молодежи в городе хватает мест, где можно поработать над собой. Почему бы не пойти навстречу небогатым?
В перспективе хотим поработать и с фондом социальной защиты. Чтобы женщины и мужчины, выходящие на пенсию, не сидели дома, а активно следили за своим здоровьем. Есть же так называемое “мертвое время”, с 11.00 до 15.00. Дети еще в школах, взрослые работают, и инфраструктура практически не задействована. Почему бы не отдать его на откуп активным пенсионерам? Уверен, отклик будет.
Кроме того, собираемся перевести на платную основу часть групп начальной подготовки в тех видах спорта, где родители готовы вкладывать деньги в прогресс своих детей. Парадокс, но в Минске немало примеров, когда на платные секции востребованы больше бесплатных. Сейчас тщательно изучаем этот опыт.

— Насколько охотно дети идут тренироваться?
— Не секрет, что все зависит от личности тренера. У нас есть педагоги, к которым буквально стоит очередь из желающих познать секреты того или иного вида спорта. Хотелось бы сказать несколько слов по поводу требований к здоровью учащихся, которые, похоже, не менялись с советских времен. Не пора ли их пересмотреть?
Почему в странах с гораздо большим количеством населения норма, когда ребенок занимается спортом в очках или линзах? У нас же такой подход, как будто мы космонавтов готовим. Часто получается, что дорога в спорт оказывается закрытой для настоящих талантов. Достаточно вспомнить пятиборца Александра Лесуна, которого в Беларуси, образно говоря, забраковали. Но, переехав в Россию, оказалось, что его проблема решаема. В итоге парень принес соседней стране олимпийское золото.

— Какие из видов спорта пользуются популярностью?
— Хотелось бы отметить бокс и дзюдо. Когда на повестке дня возник вопрос о возобновлении традиций этого единоборства в нашей школе, Белорусская федерация бокса проявила заинтересованность и не осталась в стороне во время ремонта выбранного для этих целей помещения. Помог завод, спонсоры — и стоявшая десяток лет бесхозной бывшая столовая преобразилась. С прошлого года двери зала открыты для всех желающих стать мастерами кожаной перчатки. Сегодня у нас работают семь тренеров. Есть специалисты, которые пришли со своими группами. Сейчас мы открыли секции бокса не только на Кошевого. Тем более спрос есть.
Дзюдо также пользуется успехом. Как я уже говорил, зачастую все зависит от персоны тренера. У нас трудятся как опытные, так и молодые специалисты. Они заинтересованы в том, чтобы были как массовость, так и результаты подопечных. Также хотелось бы отметить положительный опыт взаимодействия с федерацией. Видна забота об отделении.

— Вы одними из первых в столице начали культивировать настольный теннис. Как успехи?
— У этой дисциплины в школе богатая история. Наши воспитанники не один год входят в число лучших мастеров малой ракетки страны. Однако пандемия внесла свои коррективы, и у нас осталось лишь два наставника. Светлана и Мария Викторчики — компетентные специалисты, но этого недостаточно. Получается, есть условия, но все упирается в тренерские кадры. До недавнего времени в БГУФКе даже такой специализации попросту не было. Сейчас появилась, но первый выпуск намечается в следующем году.
Тем не менее будем искать. Это история столичного спорта, и отказываться от нее не собираемся.

— Долгое время визитной карточкой школы были успехи борцов как вольного, так и греко-римского стиля.
— Традиции в этих видах древнего единоборства у нас накоплены богатые. Есть чем гордиться и сейчас. Особенно это касается группы дефлимпийцев, в которой тренируются ребята с нарушением слуха. Они демонстрируют достойные результаты на международной арене. “Вольников” у нас тренируют четыре специалиста, а “классиков” — девять. Также есть понимание важности совместной работы с федерацией. Дети тренируются не только в залах на Стаханова, но и в Малиновке, на Ольшевского.
Другой вопрос, что есть проблемы с набором. Из-за того, что виды спорта не самые частые гости на телеэкранах, родители не всегда хотят отдавать туда детей, зачастую слабо представляя, что это такое. Тренеры стараются, ходят по школам, рассказывают, рекламируют свои виды. Однако отнюдь не во все учебные заведения их пускают. Там зачастую во главу угла ставят возможность заработать внебюджетные средства и порой дают зеленый свет развитию весьма экзотичных дисциплин. А мы теряем то, где позиции белорусов традиционно сильны. Благо нашли точки соприкосновения с районным руководством и стараемся решать вопросы.

— Что скажете о развитии в спортшколе футбола, который здесь также один из старожилов?
— Мне импонирует опыт стран, где отдают предпочтение видам спорта на воздухе и воде, чтобы дети больше времени проводили на улице, а не в зале.
На этом отделении у нас работает шесть тренеров. Но так случилось, что нет собственной базы. В свое время практически все объекты в столице, связанные с развитием футбола, передали в ФК “Минск”. Остальная часть площадок закреплена за средними школами, и порой вклиниться туда очень сложно.
Находим выход из положения, ведем диалог с властями Партизанского района столицы и надеемся, что удастся окончательно решить этот вопрос. Рассчитываем в том числе и на помощь от БФФ.

— Не так давно ваши девушки стали медалистками молодежного первенства города. Было ли желание создать команду мастеров?
— Безусловно, очень хотелось бы видеть их в высшей лиге белорусского чемпионата. Но игра в элите подразумевает гораздо более высокий уровень финансирования, который мы не потянем. Поэтому решили сделать приоритетом для себя обучение и развитие игроков. Создание для них качественной обучающей среды. Чтобы на элитном уровне специалистам не приходилось устранять недостатки школы детско-юношеского футбола.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?