Авторалли. Не шелковый путь Вязовича
Но при этом оказывает серьезную конкуренцию таким соперникам как “КАМАЗ”. Минувший “Дакар” прошел без нашего участия, ближайший, вероятно, тоже. Об остальном специально для “ПБ” подробно рассказал капитан команды Сергей ВЯЗОВИЧ.
— Пусть в истории нашей страны, так или иначе, случались периоды интереса к автоспорту, но назвать Беларусь автоспортивной страной сложно.
— Здесь не надо подбирать слова — у нас не автоспортивная страна. Пока что в Беларуси автоспорт не является национальным видом.
— Просто таким высказыванием не хочется обидеть тех, кто культивирует подобные направления.
— Но все так и есть, мы с подобным часто сталкиваемся и это проходим. Могу еще раз подчеркнуть: мы живем не в автоспортивной стране. Я свой путь начинал с классического ралли, сейчас это делаю реже, потому что очень трудно найти партнеров. За последние два года те, кто был со мной, перестали помогать, и поэтому непосредственно в ралли мы перестали участвовать. Это я говорю к тому, чтобы вспомнить, откуда начинался мой путь — именно с раллийных гонок. Сейчас у нас два более или менее популярных автомобильных вида спорта — картинг и дрифтинг, которые проходят на закрытых территориях, куда приходят зрители и где можно сделать какие-нибудь фото и видеоматериалы для средств массовой информации.
— Эти два направления у белорусов вне конкуренции?
— Да. А если взять классическое ралли, а тем более ралли-рейд, то они, как правило, проходят на удаленной от крупных городов местности. И снять для видеотрансляций подобную гонку довольно трудно. Хотя есть те, кто и этим старается заниматься. Но показать ралли в любом случае труднее — и соответственно сложнее найти партнеров. Поэтому многое говорит о том, что мы не автоспортивная страна. Но если взять как пример Минский автомобильный завод, то у него есть богатая история, он постоянно принимал участие в тех или иных программах по развитию автомобильного спорта. На самом деле немногие знают, что автоспорт на МАЗе начинался с соревнований легковых автомобилей. Хотя мы об этом рассказывали в своих социальных сетях.
— Вырезки советских газет и видеохроника говорят, что в то далекое время ралли в Минске и БССР были популярным увлечением.
— Да, и прежде всего здесь интересовались кольцевыми автогонками. Грузовик МАЗ впервые участвовал в таких международных соревнованиях в 1987 году. В 1996-м два белорусских экипажа на автомобилях МАЗ-6317 впервые выступили в соревнованиях по триалу. С 2010 года МАЗ участвовал в ралли-рейдах. Одним словом, спортивная история Минского автомобильного завода началась задолго до того, как в мире стала известна команда грузовиков “МАЗ-СПОРТавто”. И в чем я вижу большие плюсы для страны, для нашего предприятия и для автомобильного спорта, так это в том, что мы выступаем на технике Минского автомобильного завода, не используя для гонок уже раскрученные бренды, которые завоевали авторитет в автоспорте и заняли в нем определенную нишу. То есть мы здесь проходим путь создания автомобиля, начиная с идеи и чертежей, а на выходе получаем грузовик, который члены команды сами же и собирают.
В этом и заключается наше важное отличие от других команд и спортсменов — футболистов, биатлонистов, легкоатлетов… Они занимаются непосредственно видом спорта: поддерживают себя в хорошей физической форме, следят за своим здоровьем, работают по программе, и все делается для того, чтобы выйти на пик формы к определенным стартам и соревнованиям.
Что касается нашей команды, то все мы — работники завода МАЗ. И каждый день с восьми до шестнадцати тридцати у нас рабочая смена по графику. По сути, спортивная команда “МАЗ-СПОРТавто” является цехом завода. Количество людей на сегодня — 26. Это и конструкторский отдел, и отдел обслуживания автомобилей. А также отдел обеспечения и развития, отдел спортивно-организационной работы. И это все взаимосвязано.
Мы рождаем идеи, которые конструкторский отдел воплощает в чертежи. Затем передаем документацию в цеха завода, где изготавливаются детали и поступают к нам. И вот тогда отдел обслуживания занимается сборкой спортивных автомобилей, в которой обязательно участвуют члены экипажа. Чтобы знать матчасть, так как во время гонки при поломке на каком-нибудь спецучастке никто, кроме членов экипажа, не может производить ремонт — и только теми запасными частями и инструментами, которые есть в автомобиле.
Весь процесс происходит методом проб и ошибок, поскольку в Беларуси нашей команде не с кем посоветоваться, и ранее не было собственной истории постройки спортивных грузовиков с нуля. Подобная история здесь одна — команда “МАЗ-СПОРТавто”. И пусть у нас есть кое-какой опыт, но мы молодая команда. И нам не всегда его хватает, чтобы в одночасье принять инновационное техническое решение, которое даст преимущество перед конкурентами.
— Как вообще можно было представить в детстве, что жизнь будет связана с автомобильным спортом? Ведь вы только что сказали: это увлечение не для многих. И даже сейчас в такое непростое время в чем ищете мотивацию для развития?
— Конечно, нынче делать это непросто, и особенно было бы непросто без поддержки автозавода. Зимой обсуждали, что делать с проектом, тем более нам закрыт доступ на международную арену и на самый главный старт, за которым следит весь мир, — ралли-рейд “Дакар”. Мы нашли поддержку и понимание завода, и продолжаем работу над проектом в надежде на то, что санкции не продлятся долго и мы вернемся на международную арену.
Но даже если в ближайшее время этого не произойдет, мы уже стали полноценными участниками чемпионата России. В результате наш привычный календарь сократился только на одну гонку в сезоне, поскольку ранее у нас были старты на этапах чемпионата России, ралли-рейдов “Шелковый путь” и “Дакар”. Чемпионат России мы всегда использовали как подготовительные этапы к двум остальным, там мы тренировались, испытывали технику. Сейчас делаем все то же самое, за исключением того, что нашим главным стартом стал “Шелковый путь”. По большому счету, выпала одна гонка, хотя нельзя не отметить, что она самая главная и крупная для нас. Но при этом на полпути останавливаться мы не собираемся. Пока есть любая возможность выступать, будем радовать результатами и уровнем самой техники как завод, так и жителей нашей страны.
— У вас совпали детские мечты с реальностью — с тем, чем занимаетесь сейчас?
— Лично у меня — да. Всегда мечтал участвовать в автомобильных соревнованиях. Но я не прошел правильный путь развития спортсмена-автомобилиста. Ведь обычно с раннего детства начинают заниматься картингом, потом следует участие в кузовном или кольцевом чемпионате. И так далее. Я же впервые выехал на гонку чемпионата Беларуси по ралли только в 2010 году, когда было уже 30 лет. Да, участвовал в соревнованиях по маневрированию и еще в каких-то других, которые проходят на собственных автомобилях. Но это был не уровень, о котором мечтал.
А вот в жизнь их воплотил Минский автозавод и команда “МАЗ-СПОРТавто”. Все совпало. В подобной ситуации ты полностью отдаешься этой работе, и я считаю, мы достигли даже не высоких результатов, а заоблачных. Заняли пьедесталы на всех гонках, где участвовали, на “Дакаре” становились третьими и вторыми. И осталась одна ступень. Даже хорошо, что она есть, поэтому присутствует мотивация.
Но иногда очень жаль, что далеко не все могут оценить того, чего за это время добилась команда “МАЗ-СПОРТавто”, а смогут это сделать лишь тогда, когда кто-то попытается повторить. Тогда эти люди поймут, насколько это сложно и одновременно круто. Потому что в некоторых странах спортсмены, которые просто финишируют на “Дакаре”, становятся едва ли не национальным героями.
Тот же Себастьян Леб после девяти титулов чемпиона мира по ралли мечтает выиграть “Дакар” — это вершина, которая пока для него является непокоренной. А если взять зачет грузовиков, то со времени участия нашей команды на пьедестал попадали только три команды — “МАЗ-СПОРТавто”, КАМАЗ и IVECO. Последних, по сути, из этого списка мы подвинули либо сменили. А если оценить мой путь, то в 30 лет я только выехал на ралли, а спустя несколько лет с командой уже покорял тяжелые дюны и горы песка в пустыне.
Для всего этого мы приложили огромные усилия, но и тогда, и сейчас нам сильно помогает наше предприятие. Когда-то на производстве был выпущен капотный тягач МАЗ-6440, и это поспособствовало тому, что сейчас мы имеем именно такой внешний вид автомобилей. И я снова подчеркну, что без предприятия и его истории не смогла бы так развиться команда “МАЗ-СПОРТавто”.
— Подозреваю, что в этом году на ралли “Шелковый путь” вы настраивали себя именно на первое место.
— Конечно! И такой настрой у нас давно. Тем более и рельеф трассы для нас не новый, да и соперники. Знаем их сильные и слабые места. И пусть мы даже далеко не на равных с командой “КАМАЗ-Мастер” как по технической, так и по финансовой составляющей, но на трассе наши автомобили и экипажи способны вести борьбу, и при определенных обстоятельствах — побеждать.
— В таком случае ваша оценка третьего места в итоговой классификации — позитивная?
— Не совсем. Безусловно, круто, что попали на подиум. Но особо позитивно оценить выступление команды мне как ее руководителю сложно. Потому что не в жесткой схватке за секунды заняли это место, а имели меньшее количество проблем, чем соперники. В ралли-рейдах это немаловажный фактор. Он зиждется на домашней работе, подготовке автомобилей с технической точки зрения к такого вида соревнованиям — то есть мы сделали эту работу лучше. Это и выбор поставщиков, и запасных частей, и стратегия во время гонки и так далее.
Но, к сожалению, захватив лидерство с первого участка, столкнулись с шинными проблемами. И до сих пор меня не оставляет мысль: почему с передней оси колеса не выходили из строя, а с задней выходили? И это нас выбило из борьбы именно за первое место, поскольку наш темп позволял даже с учетом ежедневной замены двух колес удерживать место в тройке. Но в борьбу за первое место мы не смогли, к сожалению, включиться. Для меня это было очень важно — такая очная борьба. И если бы в подобном соперничестве мы уступили лидерство, то я оценил бы наше выступлением как позитивное.
Относительно же команды в целом мы еще до старта гонки считали, понимая уровень соперников, что борьба за первое место как максимум и за место на подиуме как минимум будет положительным результатом. То есть свою задачу выполнили. Но я как спортсмен недоволен, поскольку интриги не было. А так как мы являемся фанатами своего дела и адреналиновыми наркоманами, то для нас важно было получить этот запал адреналина именно в борьбе. Поэтому спортивный голод до побед остался. С нетерпением ждем старта чемпионата России, чтобы в этот осенне-зимний период насладиться гоночной борьбой с одной из сильнейших команд мира.
— “Дакар”-2023, судя по всему, для команды “МАЗ-СПОРТавто” маловероятен?
— Да, именно маловероятен. Хотя как посмотреть на ситуацию. Ведь за последний год для нашей команды произошло столько различного рода изменений, что не успеваем их отслеживать. В 2021 году во время классной для нас гонки “Шелковый путь” столкнулись с тем, что наше предприятие попало под санкции. Потом уже зимой и чуть ли не на полпути нас отстранили от участия в “Дакаре”. В феврале спортсмены и наша страна попали под санкции. Поэтому до “Дакара” еще четыре месяца, и произойти может все что угодно.
Мы, безусловно, готовимся и до последнего верим, что туда попадем, предпринимаем для этого все. Знаю, что наши соперники в классе грузовиков и участники “Дакара” хотели, чтобы и мы выступили. Так же думают и организаторы гонки.
Ведь интрига в зачете грузовиков при отсутствии таких команд, как “МАЗ-СПОРТавто” и “КАМАЗ-Мастер”, просто умирает. Не хотелось бы, чтобы победителем такого престижного зачета стал случайный человек.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь