Золотая команда. Команда-сказка, просто мечта
От той уникальной победы до сих пор тепло на душе. На сердце — приятное воспоминание.
Тогда совпало все. Гениальный тренерский штаб во главе с Эдуардом Малофеевым. Отличная генерация выдающихся, по всем меркам, игроков. Плюс фортуна улыбнулась, когда это было особенно нужно. Сегодня поделюсь собственными впечатлениями от той волшебной команды, того прекрасного коллектива. Повезло, что удалось близко познакомиться со многими его персонажами.
Начну, пожалуй, с главного — Эдуарда Васильевича Малофеева. Легендарный форвард после завершения карьеры решил стать наставником. Учился в первом наборе Высшей школы тренеров в Москве. Окончил ее с отличием. Позже признался откровенно: “Я и там много литературы штудировал. Но еще больше занимался самообразованием. Библиотеки, читальные залы были для меня постоянно открыты. Старался повышать свой уровень. При этом литература была не только о футболе и спорте. Много стихов, романов перечитал”. Яркий, харизматичный тренер сменил в Минске украинского специалиста Олега Базилевича. И в первый же год своего руководства привел команду в высшую лигу. Оформил путевку в заключительном матче первенства на легендарно уже стадионе “Трактор”. По рассказам очевидцев, Минск гудел до шести утра.
Малофеева невозможно не выслушать, невозможно не согласиться. Как невероятно сложно перебить. Он действительно “жжет глаголом”. Со съемочной бригадой ОНТ снимали фильм о минском “Динамо”. Договорились побеседовать минут тридцать. Разговор продлился два часа. Поразило, как Малофеев смотрел на меня. Сначала настороженно, затем, заметив заинтересованность, растаял и сыпал эпитетами по полной программе. Рассказывал очень интересно, емко, чарующе о той золотой команде.
Наверняка он добился бы с ней гораздо большего, но уже в следующем году руководство союзной федерации футбола решило ЭВМ повысить. Он стал главным тренером олимпийской сборной и передал бразды правления своему давнему товарищу Вениамину Арзамасцеву. Команда стала тогда бронзовым призером и не покидала пятерку сильнейших еще несколько лет.
Жаль, минчане на золото больше не замахнулись. Все-таки личность Малофеева это что-то. Золото — в основном его заслуга.
А какой невероятный тренерский штаб был у нашего ЭВМ? Начнем с Арзамасцева. 1 августа ему исполнилось 85. Договорился о беседе. Конечно, явились и я, и он без опозданий. При встрече — ошарашен. Ни грамма лишнего веса. Идем по улице, еле успеваю за его быстрым шагом. Спрашивает: “Есть время?” — “Конечно”. — “Тогда угощаю мороженым”. А еще потчует множеством самых необычайных историй о звездном “Динамо”. В глазах — ностальгия. В голосе — трепет. Так и должно быть.
Михаил Вергеенко — феноменальный вратарь. В том золотом сезоне провел 28 матчей, и даже один гол забил с пенальти. Все отмечают: не будь Миши на последнем рубеже, не было бы и золота. Он немногословный, но иногда одна его фраза решала любой эпизод ответственного поединка. Ныне вспоминают матч в Ленинграде с “Зенитом”. Вергеенко провел его просто феерически. После все поверили, что чемпионство возможно. Голкипер той великолепной команды до сих пор вспоминает Вениамина Владимировича с доброй улыбкой. Дескать, мог и кнут применить, и пряник. Открыл ему путь в профессию тренера. Именно Арзамасцев взял в тренерский штаб первой сборной в истории.
Доктор той великой команды Анатолий Усенко сотворил что-то невероятное и с национальной командой по мини-футболу среди слепых. Белорусы — чемпионы мира! Кого ни спросишь, только в восторженных тонах отзываются об этом специалисте. Представляете, доктор был у Малофеева, а сейчас стал уважаемым специалистом в мире мини-футбола!
К сожалению, уже невозможно поговорить с Юрием Пудышевым. Человек-оркестр, это как раз про него. Яркий, сочный, своеобразный, со своими неизменными шуточками-приколами. Сколько раз звонил ему, ни разу в беседе не отказал. Всегда приходил на встречу, где бы ее ни назначил. “Что, Сергуня, опять что-то будем мутить?” — постоянно спрашивал. Всегда с улыбкой. Положительный, симпатичный. Вспоминаю матч ветеранов минского “Динамо” с “Зенитом”. Пудышев был великолепен. Как точно вкладывал мяч в ноги партнерам, как советовал более молодым открываться. Настоящий капитан. Часто даже передерживал мяч, чтобы товарищ успел занять выгодную позицию.
Очень приятно видеть Сергея Боровского. Интеллигентный, мягкий человек, общаться с ним — одно удовольствие. Поговорить — всегда за счастье. Перед глазами — феноменальная победа над сборной Нидерландов (1:0) в Минске. Именно Сергей возглавлял тогда ту невероятно симпатичную команду. “Я всегда старался учиться. И на собственных ошибках, и на чужих. Приятно, что рядом оказывались надежные люди. То “Динамо” — это сказка. Находиться в команде было очень приятно. Каждый был лидером на поле и вне его. Мы были одним целым. Гулять так гулять. Играть так играть”, — признавался в разговоре со мной.
Александр Прокопенко — исключительный человек. Наверное, не погрешу, если скажу, что в СССР были два любимца, которых обожали фанаты: Федор Черенков и Прокоп. Правы тренеры: этот полузащитник мог сотворить гол из ничего. У него отлично получалась импровизация. В том чемпионском году Александр забил пяткой самый красивый мяч сезона в ворота киевского “Динамо”. Популярное в то время “Футбольное обозрение” признало гол лучшим. Жаль, но бремя славы оказалось ему не по плечу. Безотказный человек всегда шел навстречу другим. И уже в следующем 1983 году загремел в Мозырский лечебно-трудовой профилакторий. Год точил болванки на токарном станке. Вышел, а места в футболе нет. Приютил Анатолий Байдачный в могилевском “Днепре”. Мы, студенты местного пединститута, ходили на тренировки и любовались мастером. Это было нечто! Затем последовал зарубежный сбор в Болгарии. Там Александр провел фантастический матч против клуба “Левски-Спартак”, когда забил чемпиону страны три гола, но после этого опять пропал. Вновь оказался в Мозыре. Попробовал реанимировать карьеру в бакинском “Нефтчи”, забил Ринату Дасаеву, а затем снова исчез. В 33 года завершил жизненный путь в ресторане гостиницы “Минск”.
Виктор Янушевский. На молодежном чемпионате мира сумел полностью закрыть Диего Марадону. Будущая сверхзвезда мирового футбола так ничего и не показал в противостоянии со сборной СССР. В чем, безусловно, заслуга белоруса. Он стал удачным вкраплением Малофеева в центре обороны минчан. Спокойный, неуступчивый, не терпящий, чтобы его кто-то обыгрывал. Был самым лакомым кусочком того “Динамо” на трансферном рынке, но выбрал Минск однозначно и навсегда. Потом на излете карьеры были и ЦСКА, и Германия, но это уже другая история.
Таких феноменальных защитников, как Юрий Курненин, в Минске никогда не было. По первому амплуа он форвард, поэтому всегда любил ходить в атаку. В том “Динамо” его голы еще как пригодились. Если не изменяет память, он стал первым защитником в истории чемпионатов СССР, который оформил хет-трик.
Сергей Алейников. Батюшка, как его любовно окрестил Пудышев. Удивительно, но в свои 21 год вел всю игру в центре поля. Не сломался ни разу. Отрабатывал в обороне и атаке на славу. Не зря потом тренеры сборных СССР приглашали его в команды и доверяли место в основе. Да и селекционеры “Ювентуса” впоследствии не зря остановили свой выбор именно на минчанине. К большому сожалению, карьера футболиста Алейникова выдалась яркая, а вот тренерское поприще оказалось более сложным, и особых успехов он там не сникал.
Зато Георгий Кондратьев стал своеобразным олицетворением подвига. Первый и последний раз футбольная сборная под его руководством пробилась на Олимпийские игры. Яркий форвард — хороший наставник. Это признают и футболисты, и работники федерации. Он не любит повышать голос, говорит спокойно и уравновешенно. Сейчас у Кондратьева очень непростое время. Однако не побоялся второй раз прийти на пост главкома национальной сборной. Смелый поступок. Однозначно. Пусть не всегда все получается, но сражается, хотя и с ограниченными ресурсами.
Нашел себя в послефутбольной карьере Игорь Гуринович. Он тренер-селекционер. Находит за скромные средства нужных игроков, которые потом наши клубы продают с большим наваром. В той команде он стал настоящим наконечником, часто завершая ажурные комбинации партнеров. В обычной жизни — положительный человек с приятной улыбкой на устах, всегда с профессиональным подходом к любому футболисту. Долгое время работает с Юрием Пунтусом и получает от этого удовольствие.
Серега Гоцманов в Америке. Чуть-чуть там поиграл. Поработал водителем школьного автобуса. Сейчас счастливый дед. В Беларусь не собирается, ему комфортно за океаном. Дом, участок, дети, внуки. Заслуженный пенсионер.
Андрей Зыгмантович — самый молодой в том составе, успел поиграть в Испании, решил там не задерживаться, вернулся в Минск, где довольно плодотворно потрудился в институте национальных сборных.
Дело Петра Василевского, которого, к сожалению, тоже нет с нами, продолжает его сын. Антон открыл школу, имени своего отца и весьма успешен на этом поприще.
Удивительна судьба начальника команды Леонида Гарая. Он всегда был правой рукой Малофеева. Но когда пути разошлись, не побоялся попробовать себя на новой стезе, стал журналистом и с успехом публиковался на страницах белорусской прессы.
…Время порой безжалостно и неумолимо. Многих из той великой команды уже нет с нами. Многие празднуют юбилеи. Но самое главное, они остались кумирами и волшебниками того невероятного чуда, которое случилось осенью 1982 года, — когда о минском “Динамо” говорили абсолютно все. Таких мгновений, к сожалению, уже не вернуть. Впрочем, как и не вычеркнуть из прошлого. Спасибо, “Динамо”, за ту большую победу. За то прекрасное, сладкое ощущение счастья.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь