Сергей Бусел. Вспомни, капитан!

20:38, 15 сентября 2022
svg image
686
svg image
0
image
Хави идет в печали

В интервью “ПБ” он рассуждает о том, почему приглянулся в этом году московскому “Динамо”, как смотрит на современное молодое поколение, а также рассказывает о своей довольно продолжительной карьере.

— Сборная Беларуси неожиданно собралась этим летом, а затем провела серию международных матчей — на мемориале Платонова заняла четвертое место. Насколько в текущих реалиях это себя оправдало, и как можно оценить результат в Санкт-Петербурге?
— Четвертое место — это совсем нехорошо. Поскольку при любой готовности хотелось, по большому счету, выиграть турнир. Тем более по физической форме некоторых соперников мы превосходили. И могли побороться за более высокие места. Но опять же уровень подготовки, задачи на этот сбор, то есть предоставить всем игровую практику и обойтись без травм, не позволили нам занять более высокое место.

— Это время вы провели бок о бок с молодежью. Что из себя представляет новое поколение белорусских игроков?
— Из года в год в стране подрастает хорошая смена. Другой вопрос, как парни проявляют себя в ответственные моменты. На мемориале Платонова давления не было никакого, задач сверхвысоких тоже, особенно если вспомнить европейские соревнования ранее. И в полной мере не все справляются даже в такой ситуации. И в обычных играх я замечаю волнение. А от психологического состояния очень много зависит. Но на общий уровень надо обращать внимание, когда волейболисты выходят на площадку с большими задачами. В целом могу отметить, что молодые ребята, которые провели этот сбор, перспективные. Но, как скажет любой тренер, есть над чем работать.

— Вы старше представителей этого поколения более чем на десять лет. Общий язык удается находить? И какое оно, внутреннее содержание белорусских волейболистов, которым по 18 лет?
— У парней профессиональное отношение к спорту. Они пришли в зал, отработали тренировку и разошлись каждый по своим делам. Вне площадки они кажутся другими, чем были мы. Где-то с ними легко, где-то просто. Но всю работу выполняют качественно. И не стоит говорить о какой-то их внутренней особенности, ведь я старше, а они моложе. Нормальные ребята, нормальное поколение. Еще раз говорю: есть с кем заниматься. Желание работать у них не пропадает — это главное.

— Однако сейчас увлечений гораздо больше, в отличие от времен вашего детства. У вас было иное отношение к спорту вообще и волейболу в частности?
— Волейбол изначально был развлечением. Да, сейчас это любимое дело. Это работа, но, как и любой вид спорта, она должна приносить радость. И только тогда появится результат. А если не приносит радость, будет намного тяжелее. Юношам это нужно либо прививать, либо дать возможность самим к этому прийти. Ведь просто сказать: играй в свое удовольствие, занимайся любимым делом. Но как это сделать на практике — не знаю. А то, что у них более широкое инфополе — интернет, социальные сети… Не знаю, насколько это плохо или хорошо. Если молодой волейболист будет выходить на площадку и показывать результат, не могу сказать, что современные информационные технологии вредят.

— Контракт со “Строителем” вы подписали в 17 лет. Не рано ли?
— Есть парни, которые и раньше подписывают соглашения, и позже. У меня была совсем другая ситуация: я вообще завязывал с волейболом. Потому что после детского спорта в Минске мужской команды еще не было. И мне повезло, что ее решили создать. И благодаря сарафанному радио я попал на карандаш к Александру Сингаевскому — пригласили на просмотр. Выходит, случилось все вовремя.

— На старте карьеры рядом были взрослые игроки. Испытывали сложности?
— Наверное, у нас собрали чуть ли не две команды со всего Минска, и мы по двадцать человек тренировались в маленьком зале. Да, было много возрастных игроков, и мне повезло, поскольку они добродушно ко мне относились, делились опытом. Но всегда бывает по-разному. И я слышал, что такое дедовщина, но в других командах, а не в тех, в которых играл. Я только переходил из детского спорта и где-то был поначалу робким и испуганным. А коллектив помог мне раскрыться, и прогресс не заставил себя ждать.

— Примерно через пять-шесть лет вы со “Строителем” выступали уже в суперлиге, впервые в истории нашего волейбола. Сразу почувствовали, что уровень соперников в этом турнире — суперкласс?
— Да, однозначно. У меня вообще карьера шла по нарастающей. И вместе со “Строителем” мы двигались поступательно. Становились на ноги, брали медали чемпионата Беларуси, стали чемпионами, вошли в состав участников суперлиги. Затем появилось горячее противостояние с солигорским “Шахтером”. А что касается команд уровня суперлиги, то до нашего дебюта встретиться с подобными клубами было большой удачей. Поэтому открытый чемпионат России стал для многих трамплином и прекрасной возможностью показать себя ярко, причем на уровне таких классных команд.

— Получается, вас селекционеры и заприметили именно тогда.
— Да, агенты подписали кого-то из нас. Но я хотел доработать контракт в “Строителе”. Тогда же развивалась карьера и в сборной, где я тоже был на виду. Успехи с “молодежкой” и первые выходы в финальную стадию чемпионата Европы с национальной командой, полагаю, тоже значительно повлияли на интерес ко мне.

— Суперлига наполнила ощущением, что можете в волейболе достичь многого и способны стать игроком высокого класса?
— Та суперлига была тест-драйвом. До этого смотрел матчи по телевизору или играл в предсезонках с топ-клубами. А официальные соревнования — это совершенно другое.

— Спустя десять лет история повторяется. Вновь суперлига, вновь молодой “Строитель”. С высоты своего опыта что посоветуете ребятам, перед тем как они попадут в волейбольное пекло?
— Говорить, что команда проведет сезон, что все заявят о себе и уедут в более статусные клубы, пожалуй, не стоит, поскольку это было бы очень классно. Ведь выбирают тех, кто проявляет себя сильнее, показывает лидерские качества. Думаю, первые поединки — это как зайти в холодную воду, почувствовать ее на себе, привыкнуть. А уже потом нужно даже где-то расслабиться, играть в свое удовольствие. Не ждать, что кто-то возьмет инициативу на себя, а ты останешься в стороне. Нужно не бояться ответственности, сражаться в каждом эпизоде и вырабатывать в себе желание побеждать любого. А еще играть с удовольствием — это ключевое. Бояться соперника нельзя ни в коем случае. Иначе никого из “Строителя” не заметят, никто не пойдет на повышение. С одной стороны, все просто, с другой — очень сложно.

— Летом вы вернулись в “Нову” из Новокуйбышевска — клуб, который стал вторым важным в карьере после “Строителя”. Считаете, это ваш потолок? И могли бы эти годы провести в более статусной команде?
— Здесь много факторов. Например, из “Строителя” я уходил на повышение. И последующие пять лет подписывал контракт из года в год. Да, хотел играть и повыше, но нужно понимать, что я легионер, а в России на них есть квота. Предложения поступали периодически, но не от грандов. В “Нове” в первом сезоне старался попасть в основной состав. Во втором — получилось закрепиться. В третьем — уже был железным игроков основы. Может, пятый сезон прошел бы в зоне комфорта и для прогресса нужно было сменить обстановку. Но, по большому счету, я же продолжил играть в хорошем чемпионате. “Нова” —- крепкий середняк суперлиги, каждый сезон перед нами ставились задачи, и это как минимум попадания в плей-офф. У нас был очень сильный тренер Константин Брянский, который сейчас будет работать с мужской сборной России. Он мне все время что-то новое давал. Тренерский фактор весомый: позволил мне столько лет поиграть в Новокуйбышевске.

— И в результате там же осели с семьей?
— Когда играл там, был вместе с семьей, и в Ленинградской области тоже. Потом полгода в “Строителе” вместе. А в московское “Динамо” в этом году поехал один, поскольку ребенок ходил в школу, занимался спортом. Плюс после последних переездов наконец в Минске родные почувствовали, что у них есть дом. И сейчас в Россию я поехал один по этим же причинам.

— Чем занимается сын?
— Волейболом — в СДЮШОР “Минск”, а биатлоном — в спортивной школе.

— Что ему интереснее?
— На самом деле его пока не тянет ни в один вид спорта, ни в другой. Еще не стоит перед выбором: ходит на тренировки, присматривается. Впрочем, надеюсь, в будущем само по себе все сложится.

— Новокуйбышевск — город рабочий?
— Да. Кругом нефтяные предприятия. Отсюда и вопросы с экологией. Впрочем, небольшой город, а для волейбольной команды созданы все условия. И это огромный плюс — компактность спортивной и городской инфраструктуры.

— Когда у вас появились дети, мировоззрение изменилось? И как удавалось сочетать такую ответственность с бурно развивающейся карьерой?
— За все время, как уехал играть в суперлигу, первые полгода жил один. И тогда осознал: насколько ты нужен семье, настолько и она тебе необходима. Игры, тренировки, настроение, неудачи сопутствуют карьере. Но приходишь домой к семье и моментально переключаешься. Потому что когда есть только один волейбол — психологически очень трудно. Нет возможности отвлечься. А если еще и серия поражений, то это вообще сложно. Те первые полгода в Перми для меня были самыми тяжелыми.

— Когда наш игрок переходит в команду-чемпион — это круто. Вы в прошлом сезоне подписали контракт с московским “Динамо”, с которым выиграли золото суперлиги. Как это произошло?
— При подписании соглашения с минским “Строителем” восстанавливался после травмы. Договорились, что после Нового года я, возможно, уеду в другой клуб. Планировал пойти на повышение в команду суперлиги. Благодарен “Строителю”, который взял на себя риск моего восстановления. Более комфортных условий для набора формы представить сложно. Но я не рассчитывал и не верил, даже когда агент рассказал о варианте, что могу пополнить ряды московского “Динамо”. Пусть я уже играл в основе в Минске. И в какой-то момент позвонил главный тренер “Динамо”, сказав, что вариант есть, а мне оставалось ждать. Прошло дней двадцать — ничего. Я уже смирился и где-то даже расстроился. И вдруг звонок. В три часа дня от тренера Константина Брянского услышал: “Завтра утром тренировка в Москве. Жду”. Отличный подход. Можешь решить задачу — молодец. Не можешь — твои проблемы. Мы нормально расстались со “Строителем”, и я поехал в Москву. Как мне сказал наставник “Динамо”: “В 17 часов ты должен быть на тренировке и помогать команде добиваться поставленных целей”. Так и получилось. Мы выиграли золото суперлиги-2022. Пусть я не был тем игроком, который ковал этот результат, тем не менее все задачи на тренировках я выполнял от и до.

— Контракт с “Новой” рассчитан на год?
— Да. У меня почти всегда так в карьере, за исключением “Строителя”. Один раз подписался на два года, и на второй год клуб, по сути, закрылся.

— Но мыслей о завершении карьеры наверняка нет? Или травма чуть укоротила ее?
— На самом деле сейчас чувствую себя отлично. И ведь выступал в рядах чемпиона суперлиги — московском “Динамо”. Будь я сейчас в плохой форме, меня в Москву не позвали бы. Все же смог продержаться на этом уровне. Почему бы еще несколько лет не поиграть? Тем более это доставляет удовольствие. Сколько дано, столько и буду выступать. Я не загадываю. Как и в национальной сборной. А туда хочу приезжать и сегодня.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?