Алексей Дашкевич. Мне везет на людей
Наверное, и ему в том числе можно поставить в заслугу то обстоятельство, что минское “Динамо” в прошлом сезоне КХЛ способно было похвастать лучшим процентом набранных очков по итогам регулярного чемпионата с тех пор, как за победу стали начисляться два балла, а не три, и вышло в плей-офф. Однако в рядах “зубров” наш герой предпочел не задерживаться и пошел дальше — сотрудничество с хоккеистами не бросил, зато начал работать исключительно на себя. Благо заработанная репутация позволяет иметь достаточное количество клиентов, среди которых — титулованные атлеты с мировым именем.
— Главный тренер хоккейного клуба часто обращается за советом к помощникам при выборе состава на игру. А с вами Крэйг Вудкрофт консультировался по поводу того, в насколько хорошей форме пребывает тот или иной исполнитель, чтобы формировать заявку?
— Это неотъемлемая часть моей работы. Тем более физическая подготовка — вещь не субъективная, а чистая математика. Все можно выразить в цифрах: силу, скорость, выносливость… У нас есть для этого определенный набор тестов: на каждый показатель — соответствующее упражнение. В обязательном порядке они проводятся в начале и конца сезона. Также существуют промежуточные тесты для оценки текущего состояния игроков. Я собираю информацию, систематизирую и передаю ее тренерскому штабу. После чего сообща обсуждается, кто в каких кондициях пребывает. Кто добился прогресса, а кто — наоборот. Нередко случается, что игрок получает на лето индивидуальное задание, а приезжает — и выглядит хуже. Варианта тогда два: либо возникают вопросы к дисциплине, либо какие-то проблемы со здоровьем.
— Кого приведете в пример усердия из тех, с кем пересекались?
— В первую очередь — Владислава Колячонка, выступающего за “Аризону”, с которым занимался уже третий год. Он образец профессионализма. Не только для молодежи, а для любого спортсмена в принципе. Дело даже не столько в физической подготовке, имею в виду режим, питание, отношение к делу. У него во всем самые высокие стандарты и требования к себе. Также ответственен и трудолюбив Алексей Протас, с которым удалось поработать этим летом. Если же говорить о белорусах из КХЛ, то выделю молодежь: Демченко, Суворов, Кузнецов, Пинчук, Мартынов. Старательных парней на самом деле хватает. У нового поколения совсем иные взгляды: оно видит иностранный опыт и осознает, с какой самоотдачей необходимо тренироваться, чтобы чего-то добиться.
— Протас обратился к вам по чьей-то рекомендации?
— Все хоккеисты между собой общаются. Полагаю, на него как раз и оказал определенное влияние Колячонок. Влад каждый год за счет тяжелого труда и дисциплины неустанно прогрессирует.
— Колячонок — история про труд, а Протас?
— Алексей играет очень умно, здорово находит на площадке позицию, хорошо действует без шайбы, выступает отличным диспетчером. Имеет классные габариты, причем грамотно умеет ими пользоваться. Неплохой бросок — тоже при нем. За последние пару лет Протас стал более физически сильным.
— Кто в вашей профессии авторитеты, чья работа заслуживает высокой оценки?
— Из белорусов выделю Славу Макрицкого, который работает в омском “Авангарде” ассистентом тренера по физической подготовке. Это человек, который постоянно учится, применяет новые технологии. Также упомяну Влада Занковца из “Куньлуня”, который сделал уже немало научных публикаций. Мне близок его подход. И третья — Саша Шабанова из “Немана”.
— На ваше место в минское “Динамо” пришла Татьяна Ловец…
— Это одна из первых тренеров по ОФП, которые появились в нашем профессиональном спорте. Она же для многих — пожалуй, самая известная. Татьяна — большая молодец в плане того, на какие коммерческие рельсы поставила свое дело, но не думаю, что в команде она задержится надолго. Не хочу обидеть Ловец, однако со спортсменами высокого класса ее почему-то не вижу, хотя как детский тренер и специалист по ЛФК она, несомненно, заслуживает уважение.
— С кем еще, кроме хоккеистов, вы работаете?
— С прошлого года сотрудничаю с Чингизом Аллазовым и Дмитрием Асановым. Боксер Асанов уже перешел в профессионалы, где выиграл четыре боя, последний из которых — в минувшие выходные. Кроме них — украинец Роман Крыкля, неоднократный чемпион мира по кикбоксингу.
— У вас в группах тренируются люди из разных видов спорта?
— Я всегда их разделяю. Если это бойцы, то время посвящаю только им, если хоккеисты — лишь они. У каждого атлета свои календарь и даты ключевых соревнований. Исходя из этого выстраивается тренировочный цикл, который согласовывается с главным тренером, решающим гораздо более важные стратегические задачи. Всегда акцентирую внимание, чтобы в оптимальной форме спортсмен подходил именно к решающим стартам, а не просто чтобы тренировался.
— Почему вы довольно рано завершили карьеру?
— Предельно объективно оценивал свои перспективы. Да, кое-какими качествами располагал, прежде всего — техническими. Наверное, была возможность поиграть и дальше в экстралиге, однако не видел шанса дорасти до уровня КХЛ. А стремиться ведь всегда хочется к большему. Ну и в 20 лет надо четко понимать, что есть профессия, которая, с одной стороны, должна кормить, а с другой — приносить удовольствие. А играть в чемпионате Беларуси… Это, разумеется, лимит зарплаты и уровня игры. Не был к этому готов, поэтому пообщался с родителями и в итоге принял решение, что буду искать себя в чем-то другом. В течение следующего года где только не пробовался… Но мне всегда было интересно читать методическую литературу, сам приобретал соответствующие книги лет, наверное, с пятнадцати. И в конечном счете пришел к тому, чем сейчас занимаюсь.
— Кто из тех, с кем выходили на лед, сейчас на слуху и продолжает выступать?
— Даниил Бокун из нижегородского “Торпедо”, который несколько лет провел в минском “Динамо”. Надеюсь, у него получится перезапустить карьеру, которой продолжительное время мешали травмы. Еще Роман Дюков, который в КХЛ, увы, не закрепился. В юности пересекались с Андреем Белевичем из “Торпедо”. В фарм-клубе “Шахтера” также играли с Максимом Сушко.
— На своей сегодняшней стезе вы уже превзошли уровень хоккеиста экстралиги?
— Убежден в этом на сто процентов. В хоккее до такого уровня, на котором нахожусь сейчас как тренер по ОФП, никогда бы не дорос. Поэтому считаю, что однажды сделал правильный выбор.
— До сезона в расположении “зубров” вы трудились с “Динамо-Молодечно” вместе с Константином Кольцовым. Что это за специалист?
— Большой профессионал, и не зря сейчас востребован в КХЛ — в качестве тренера в “Салавате Юлаеве”. Это лучший из тех, кого знаю по работе с молодыми ребятами. У него, во-первых, богатый игровой опыт и авторитет — как-никак представлял топовые клубы НХЛ и КХЛ. Во-вторых, Кольцов всегда находит нужные слова для разговора с каждым хоккеистом, сохраняет позитив и нужный настрой. Энергетика — безумная! При этом дает работать и прислушивается ко всем, кто с ним рядом.
— Обращаю внимание, что вы выделяете Кольцова, хотя работали бок о бок с Михаилом Грабовским, Павлом Перепехиным и Крэйгом Вудкрофтом…
— Если говорить о профессиональных качествах, то они присущи каждому из перечисленных. Но чтобы в одном тренере умещалось все — это Кольцов. Думаю, если опросите всех, кто с ним пересекался, ни один не скажет дурного слова. Кольцов умеет быть справедливым для всех как психолог. Названные специалисты, безусловно, находятся на своем месте не зря, но главный тренер прежде всего ценен тем, как умеет контактировать с людьми, и здесь Константину, на мой взгляд, нет равных.
Что касается Перепехина, то это, несомненно, теоретически очень сильно подкованный тренер. Прекрасный методист, и именно за методическую часть был ответственен в “Динамо”. Вудкрофт — системный человек со своим основательным подходом и особым почерком. Хотя не скажу, что от сотрудничества с ним испытывал большое удовольствие. Дело в том, что Вудкрофт не сильно доверяет людям, с которыми работает бок о бок. Крэйг считает, что существует только его сфера ответственности, и делиться полномочиями ни с кем не склонен. В общем, есть у канадца определенная авторитарность. Отсутствуй она, думаю, команда в прошлом сезоне получила бы большую пользу от нашего взаимодействия. Поэтому, считаю, ему стоит лучше коммуницировать и больше доверять коллегам. Подчеркну: не оцениваю, насколько он плох или хорош как коуч и успешен в достижении результата; рассуждаю лишь о его тренерском стиле и своем комфорте. Так что, если бы стоял выбор, с кем работать, предпочел бы русскоговорящего специалиста, а не иностранца. Хотя не отвергаю их вовсе, поскольку огромного совместного опыта пока не имею.
— Почему же в нашем хоккее — в сборной и в “Динамо” — постоянно обращаются к иностранным наставникам?
— Нет сомнений, что заграничный уровень развития хоккея и тамошнее образование у специалистов выше. С этим не поспоришь. Видимо, поэтому в нашем хоккее испытывают к иностранцам заведомо большее доверие. Хотя не каждый его, безусловно, заслуживает. Вот сейчас спрашиваю себя, а кто из белорусских специалистов мог бы возглавить минское “Динамо”? На ум приходит одна фамилия — Константин Кольцов. Впрочем, белорусских тренеров тоже хватает — согласен. Но все они уже где-то трудоустроены. Вообще, мне сложно отвечать на этот вопрос. Я все же не генеральный менеджер и не директор клуба, чтобы рассуждать на эту тему. Говорю лишь за себя: мне удобнее работать со здешними тренерами. Более того, на них, считаю, даже фартило. С огромной теплотой вспоминаю период в “Минских зубрах” в сезоне-2019/20, откуда и перебрался в “Динамо-Молодечно”. Там повезло встретить Артема Ботвенкова, которого очень уважаю. Ну и, конечно, упомяну бывшего председателя федерации Дмитрия Баскова. Именно он в свое время увидел во мне грамотного специалиста и предоставил возможность заниматься любимым делом, да и после был небезразличен к моей судьбе, сопровождал на каждом этапе роста по карьерной лестнице.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь