ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ. Поэтапное движение

13:09, 20 апреля 2006
svg image
9925
svg image
0
image
Хави идет в печали


В то же время подавляющее большинство поединков отечественного первенства утомляют тягомотиной, обилием технического брака, невысоким темпом, еще более падающим во второй половине встречи — словом, отсутствием зрелищности. Отсюда — пустые трибуны родных стадионов, хронически слабые выступления белорусских клубов в еврокубковых турнирах и многочисленные проколы национальной команды, страдающей от дефицита классных игроков.
Можно ли изменить ситуацию к лучшему? Оказывается, можно. Причем для этого не требуется баснословных инвестиций. Однако необходимо решительно перестроить методику и условия учебно-тренировочного и соревновательного процессов, максимально приблизив их к европейским.
О том, как это сделать, рассказал корреспонденту “ПБ” Станислав ПАРМОНОВ, лучший детско-юношеский тренер Беларуси 2004 года. Команды этого специалиста (“Белстинол”, столичные “Динамо” и МТЗ-РИПО) около десятка раз побеждали в первенствах Минска в различных возрастных категориях, выиграли более дюжины международных турниров в Германии, Дании, Украине, Эстонии, Финляндии. Самое свежее достижение — трехнедельной давности завоевание Кубка “Дружбы”, матчи которого прошли в минском футбольном манеже.
— Очевидно, что в мире есть немало стран, где готовят резерв гораздо лучше нашего. В конце концов, национальная сборная Беларуси еще ни разу не выходила в финальную стадию чемпионатов мира, Европы, Олимпиад. Не секрет, что у отечественных тренеров весьма ограничен выбор классных исполнителей. Я задался вопросом: почему? В ведущих футбольных странах четко просматривается система поэтапной подготовки игроков. У нас же, к сожалению, не все продумано и организовано должным образом.

Возраст

— Начинать занятия футболом оптимально в 7-8 лет, к этому уже давно пришли в ведущих футбольных державах. Знаю из общения с коллегами во время международных детских турниров, что, к примеру, в Германии и Словакии начинают с 6 лет.

— Чему можно научить ребенка в таком возрасте?
— Самому элементарному — остановке мяча, передаче, различным подвижным играм, заложить азы обводки и удара после нее.

— Не слишком ли тяжела нагрузка для таких малышей?
— При правильном дозировании это полезно для детского организма: тренировки способствуют развитию и расширению общего двигательного фона. То есть развиваются ловкость, гибкость, быстрота, координация и формируется едва ли не самое главное — азы футбольного мышления.

— Как долго и часто тренируются дети 7-8 лет?
— Первый год — не больше двух раз в неделю по 70-80 минут, причем много времени уходит на объяснение и демонстрацию приемов и элементов техники. Раннее начало спортивной жизни дисциплинирует детей, направляет их бурную энергию в полезное русло. Если ребенок в итоге не станет футбольным профессионалом (это дано далеко не всем), он закалится физически и духовно, научится общаться в коллективе, уважать партнеров и тренеров. Это необходимые кирпичики для формирования сильной деятельной личности.

— Когда же набирают детей в наши футбольные школы?
— Как правило, с 8-10 лет, а то и позже. В результате мы теряем два-три года в самом восприимчивом для развития вышеперечисленных качеств возрасте. С этого начинается наше отставание в технической и функциональной подготовке, которое потом дает о себе знать на взрослом уровне. Чтобы как-то ликвидировать пробелы и на равных конкурировать со сверстниками из других стран, мы вынуждены форсировать подготовку своих питомцев, а это через время отбрасывает их еще дальше назад.

Отбор

— Вероятно, есть особенности и на этапе отбора?
— Последующие успехи на 70-80 процентов зависят от грамотной, качественной селекции. Я, например, не жду, когда звезда сама упадет с неба в мои руки, а целенаправленно хожу по школам и детским садам и просматриваю тысячи мальчишек, из которых отбираю не более 30-40. Как раз получаются две команды по 15-16 ребят. Когда их на тренировке больше, страдает качество. Не хочется никого обидеть, однако, по моему мнению, искусством отбора обладают считанные специалисты.

— Разумеется, это божий дар! Для качественной селекции нужно иметь особое чутье и соответствующие знания. Но ведь не все из отобранных подходят по здоровью, личностным качествам?
— Это нормальный процесс. Через какое-то время становятся заметны те, кто явно выпадает из общего фона. Таким ребятам я просто советую заняться другим видом спорта. Конфликтов не бывает, родители, воочию наблюдая за тренировками, сами это видят и относятся к подобным советам с пониманием. Иногда конкретно подсказываю, к какому виду спорта склонен ребенок — баскетболу, волейболу, легкой атлетике… Тех, кто все-таки не хочет уходить из футбола, направляю в другие команды. Глядишь, там они получат новый шанс, и мои коллеги сделают то, что не удалось мне.

— Можете подтвердить конкретными результатами, что ваша система отбора эффективна?
— Совсем недавно, 26 марта, в финале зимнего чемпионата столицы для игроков 1995 года рождения встретились ФК “Динамо” (Минск) и МТЗ-РИПО. Все до одного футболисты обеих команд были отобраны мною после долгих хождений по минским школам и детским садам. Несколькими днями ранее мои подопечные из МТЗ-РИПО вышли победителями международного турнира “Кубок дружбы-2006”, проходившего в минском футбольном манеже. По ходу ребята одержали шесть викторий и дважды сыграли вничью. В частности, крупно обыграли эстонскую “Флору” — 12:0, а в финале повергли питерский “Зенит” — 1:0. Третьим призером стала еще одна дружина из Санкт-Петербурга — “Смена”, с которой мы поделили очки в групповом турнире — 1:1. Прошлым летом мои мальчишки завоевали “Кубок Хельсинки”, а его оспаривали 124 команды из 30 стран. На пути к победе мы взяли верх над сборной Хельсинки, теми же “Зенитом” и “Сменой”, а в финале — над эстонским “Коткасом”.

Поля и время

— Существенное значение имеют тренировочные условия: поля, мячи, количество игроков и время матча. У нас в этом плане много несуразицы, которая отрицательно сказывается на подготовке резерва. Все это подмечено мной в ходе поездок на многочисленные и авторитетные зарубежные турниры в Германии, Дании, Венгрии, Словакии, Польше, Финляндии, Украине и Эстонии, собирающих от 10 до 100 стран-участниц. Общение с иностранными коллегами невероятно обогащает полезной информацией! Немало интересного черпаю из Интернета.

— Поделитесь самым важным.
— Убедился в том, что в организации поэтапной системной подготовки юных футболистов мы отстаем как минимум лет на 15. Начнем с малышей. В Европе шести-,семилетки еще не играют, только тренируются. С семи-восьми лет приступают к занятиям на полях размером 20 на 40 метров с воротами 2 на 3 метра. (Не для этого ли в прошлом году АБФФ установила 32 мини-поля в различных регионах Беларуси?) В командах по шесть игроков, продолжительность матча не более 25 минут либо два тайма по 15 минут. Следует отметить, что данный возраст использует мяч “троечку”.

— Поясните, чем “троечка” отличается от “четверочки” и “пятерочки”?
— С увеличением номера мяча он становится тяжелее и крупнее. Естественно, что ребятам с небольшим мячиком управляться удобнее. “Пятерка” первоклассникам почти по колено. От этого ведь зависит скорость выполнения технических приемов, а значит, и скорость обучаемости.

— А у нас?
— Я уже сказал, что в этом возрасте у нас дети еще не тренируются. Следующий этап — 9-11 лет. Европейцы переходят на поля 35 на 55 метров (одна четвертая взрослого) с воротами 2 на 5 метров. Численность состава чуть больше — 7 человек, играют 40 минут, то есть два тайма по 20. Обратите внимание: чуть-чуть выросло поле, продолжительность матча и мяч — “тройку” сменяет “четверка”. Особо отмечу то, что в Европе дети 9-11 лет играют без офсайдов. Это исключительно важно. Ребята не комплексуют, не зажимаются от страха нарушить правила, свободно творят на поле, экспериментируют.
Мы же практикуем иную схему: составы из 9 человек, играющих два тайма по 25 минут на половине большого поля.

— Значит, у нас малыши и играют дольше, и поля для них больше. Что же это меняет?
— Это меняет самое главное — направленность и величину нагрузки. Скоростные качества эффективно развиваются как раз с 9 до 11-12 лет. На малых полях формируется быстрота мышления и прогрессируют скоростно-силовые качества. На полях-“четвертинках” дети совершают рывки по 15-30 метров, чаще владеют мячом, легче ориентируются в пространстве, меньше устают и, как следствие, быстрее восстанавливаются. Причем небольшие размеры поля дают возможность всем участвовать и в атаке, и в обороне. Это позволяет растить игроков-универсалов. Кстати, в прошлом году в финале Кубка Хельсинки решающий гол в ворота эстонского клуба “Коткас” забил подключившийся в атаку защитник Владислав Кнотько-Штерк. И на вышеупомянутом “Кубке дружбы-2006” победный мяч провел “Зениту” другой наш защитник — Павел Ловгач. Думаю, это не случайно. Игра без офсайдов способствует развитию интеллекта нападающих, которые вправе фантазировать, выбирая любую позицию. Естественно, что они имеют в три-пять раз больше голевых моментов и чаще их реализуют. Форварды привыкают забивать!
У нас же на полях-“половинках” дети совершают рывки по 30-50 метров, быстро выдыхаются и теряют интерес к игре. Мальчишки начинают экономить силы: откликаются не на каждый пас, пропускают единоборства, стремятся отбить мяч подальше. То есть творчество и импровизация исчезают, а на ведущие роли выходят не мыслящие ребята, а акселераты, временно опережающие сверстников в физическом развитии.
Наши питомцы действуют в режиме общей и скоростно-силовой выносливости, которая должна формироваться значительно позже — с 13-14 лет. Это имеет далеко идущие негативные последствия. Сердечная мышца работает на износ, ресурсы неокрепшего детского организма постепенно истощаются. Это все равно, что сразу строить третий этаж, не возведя под него ни первые два, ни фундамент. Долговечно ли такое сооружение?
Выпуская ребенка на большое поле, мы заставляем его действовать в режиме взрослого человека, к чему его организм не готов. Разумеется, на “половинке” дети реже владеют мячом и создают (а значит, и реализуют) гораздо меньше голевых моментов. Этому препятствует и правило “вне игры”, парализующее инициативу нападающих, которые боятся забежать в офсайд и вызвать тренерский гнев. А мы удивляемся, почему у нас так мало острых, забивающих форвардов!

— Вот, оказывается, где собака зарыта!
— Еще одна проблема. На недавней конференции АБФФ ее председатель Геннадий Невыглас справедливо говорил о том, что дети должны играть 30-40 матчей за сезон. Мы же в Минске проводим только 20 — шесть команд в четыре круга. Надо бы расширить первую детскую лигу хотя бы до восьми дружин.

Переходный период

— Переходный период между детским и юношеским футболом — 12 лет. В Европе подросшие мальчишки переходят на “половинки”, составы либо 8 на 8, либо 9 на 9, матчи длятся два тайма по 25-30 минут, вводится правило “вне игры”. В этом возрасте ребята уже готовы делать более длительные рывки, уверенно ориентируются и принимают осмысленные решения.
У нас в этом возрасте переходят на полное поле и играют 11 на 11 по 30-35 минут. Таким образом, вместо закладки функциональной и игровой основы происходит выхолащивание ресурсов неокрепшего, формирующегося организма, который и на предыдущем этапе был основательно выжат.

— Что же мешает устранить эти нестыковки и привести условия тренировок к системе, успешно используемой ведущими футбольными державами?
— Необходимо волевое решение Белорусской федерации футбола, в котором должны быть полностью регламентированы тренировочные и игровые параметры по каждому из этапов. Такой же точки зрения придерживаются большинство моих коллег по ремеслу. Но воз и ныне там. Не понимаю, кому это может помешать или создать односторонние преимущества?
На кону — здоровье десятков тысяч юных футболистов и тесно связанные с ним перспективы белорусского футбола. Неужели это не стоит того, чтобы незамедлительно принять решение?

— Как осуществить переход к игре на четверть поля технически?
— Очень просто. Отмерить четвертину, обозначить ее тренировочными фишками и перенести ворота. Уверен, что уже через несколько лет после перехода на передовую систему подготовки мы получим положительный результат на кадетском и юношеском уровнях.

— Вы пытались донести эту идею до руководства БФФ?
— Да, неоднократно. Наконец, в понедельник по просьбе тренера ФК “Минск” Владимира Кириенко и моей генеральный директор АБФФ Леонид Дмитраница и председатель комиссии по детскому и юношескому футболу Михаил Вергеенко собрали совещание с участием ведущих специалистов: Юрия Курбыко, Павла Родненка, Петра Михеева, Виктора Шукана, Михаила Андружейчика, Юрия Мохова, Геннадия Рымашевского, Владимира Пигулевского, а также группы детских тренеров. Все единогласно высказались за введение новой поэтапной системы подготовки детей. Но, к сожалению, стартующий через две недели чемпионат города мы будем играть по старой схеме. Причина в том, что в столичной федерации футбола не все хотят перемен. То есть мы консервируем отставание еще на год. И даже АБФФ не в состоянии придать ускорение процессу перехода на европейские рельсы.
Детский футбол — как саженец. Чтобы он окоренился, вырос и принес первые плоды, нужно многое сделать и терпеливо ждать. Пока же мы теряем время в бездеятельном ожидании светлого будущего. Неужели наша жизнь настолько длинна?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?