Паралимпиада. Андрей Праневич. Насчет золота не загадывал

20:53, 13 октября 2022
svg image
605
svg image
0
image
Хави идет в печали

Свой вклад в общий успех внес и полочанин Андрей ПРАНЕВИЧ. Он стал обладателем двух наград в фехтовании — серебра в сабле и золота в шпаге.
Насколько значим такой результат для спортсмена из Витебской области? Об этом и многом другом чемпиона Паралимпийских игр в Рио расспросил корреспондент “ПБ”.

— Атмосферы больших турниров из-за отстранения от международных стартов очень не хватало. Поэтому возможность посоревноваться в Сочи воспринял с радостью. В дни перед выступлениями вернулись волнение и предстартовый мандраж.
С удовольствием вновь испытал чувства, аналогичные тем, что имели место на этапах Кубка мира или чемпионатах Европы. Конкуренция в Сочи была под стать этим статусным соревнованиям.

— Организация соответствовала заявленным масштабам состязаний?
— Конечно. Все было на высшем уровне. Настоящий праздник спорта. Судьи, волонтеры — все были настроены очень благожелательно и при необходимости приходили на помощь. Помимо соревнований по фехтованию, удалось посетить еще и старты легкоатлетов. Так что остались только положительные впечатления.

— Ожидали, что удастся выиграть медали сразу в двух видах фехтовальной программы?
— Исход стартов шпажистов был вполне предсказуем. Насчет золота не загадывал, но на попадание в призеры рассчитывал. И как позже оказалось, не без оснований. То, что занял первое место, вообще отлично. Выигрыш же серебряной медали в турнире саблистов стал для меня хоть и приятным, но все же сюрпризом.

— В чем причина столь строгой оценки своих возможностей?
— Премудрости сабельного фехтования начал изучать лишь три года назад. Дело в том, что на Паралимпиаду в Токио нам нужно было отбираться в двух видах программы. Узнав об этом, мой спарринг-партнер Геннадий Пузиков взялся тренировать меня в сабле. Да, к состязаниям в Японии результат был не очень. Но со временем получилось подтянуть мастерство до приличного уровня.
Тем не менее сверхцелей в Сочи перед собой изначально не ставил. Однако удалось пробиться в финал, где проиграл только чемпиону мира 2019 года Александру Курзину со счетом 13:15. Так что результат, считаю, достойный.

— Могли ведь выбрать для второй специализации рапиру, но приняли решение в пользу сабли. Почему?
— Я ведь не сразу окончательно определился. Попробовал силы и во владении рапирой. И даже вроде бы неплохо выступал. Но пришлось отказаться. Из-за особенностей поединков в этом виде оружия стало страдать шпажное фехтование — мой изначальный вид. Удивительно, но с саблей таких проблем не было. Наоборот, навыки, полученные при обучении новой дисциплине, приносят пользу и в шпаге.

— Как было объяснено решение, из-за которого вы стали еще и саблистом?
— Насколько понимаю, сделано это для гармоничного представления всех трех видов оружия на Паралимпиадах. Ведь на фехтовальный турнир могут съехаться одни шпажисты, а в сабле или рапире никого не будет.
На мой взгляд, это не очень продуманное решение. Спортсмен должен участвовать лишь в одной из дисциплин. Это как боксеру выступать еще и в кикбоксинге. Для непосвященных это похожие виды спорта. И словами объяснить бывает не так уж и просто. Но на самом деле разница колоссальная.

— По-видимому, прочувствовали это на себе?
— Конечно. Я вроде бы шпажист с опытом, добивавшийся успехов на международных соревнованиях. Но вот сел фехтовать на саблях. Понимание того, что я беспомощный новичок, пришло очень быстро. Освоиться помогли уже упомянутый Пузиков, а также Дмитрий Лохнов, который садился в коляску и фехтовал со мной. Благодарен группе тренеров из Минска, спарринг-партнерам. Их роль в моем прогрессе очень существенна.

— Какая из двух дисциплин вам ближе?
— На мой взгляд, шпага более честный вид фехтования. Нанес укол, загорелся фонарь — выиграл очко. В крайнем случае можно сделать дубль. У саблистов все иначе. Многое зависит от квалификации судей, трактовки ими фехтовальных фраз. Есть понятие тактической правоты. И это, честно говоря, после шпаги непривычно.

— Как решаете вопрос с организацией спаррингов?
— В свое время мне повезло. Мой первый наставник, ныне ушедший из жизни Семен Сущин, был человеком больших организаторских способностей. Перед Играми в Рио он привозил в Полоцк многих фехтовальщиков. Они буквально гоняли меня по кругу. Было очень тяжело, но и результат был достигнут — золотая медаль Игр. Сейчас приходится тяжелее. Помогают нынешние наставники, поэтому дефицита в боевой практике не испытываю.

— Знаю, что вы пробуете силы и в качестве тренера. Как это начиналось?
— Нашел себе подопечного. Удалось заинтересовать фехтованием колясочника Даниила Савенко, вытащить его к нам и начать совместную работу.
Кроме того, в Полоцке пробуем заниматься и со здоровыми ребятами. Пока делаем в этом направлении лишь первые шаги. Но, откровенно говоря, не ожидали, что к занятиям таким аристократическим видом единоборств в нашем городе будет проявлен столь большой интерес. Приятно, что овладеть азами фехтования хотят столько людей.

— Тренерская работа понравилась?
— Да. Понятно, что пока спортивную карьеру завершать не собираюсь. Уверен, мне еще есть что сказать на фехтовальной дорожке. Но, с другой стороны, рано или поздно придется заканчивать.
Мой тренер Семен Сущин за долгие годы совместной работы вложил в меня немало знаний. Это наследие важно передать следующему поколению спортсменов, чтобы они продолжили традиции и наш вид спорта развивался.

— Потенциальным паралимпийцам наверняка уделяете особое внимание?
— Понимаем, что многое зависит от конкретного человека, влияет и круг общения. Есть положительные примеры, но немало и отрицательных, когда люди замыкаются в себе. Если им не помочь, все может закончиться трагически. Поэтому пытаемся привлечь их к нашему виду спорта. Пока это очень проблематично. Многие просто опасаются заниматься. Стараемся найти к ним подход, разговариваем, убеждаем начать новый жизненный этап.
В конце концов, Семен Ефимович в свое время потратил немало сил и времени, чтобы убедить меня отправиться в фехтовальный зал и навсегда изменить свою жизнь, найти в ней новый смысл.

— Как оцените уровень развития парафехтования в стране?
— Смотрю на его будущее с оптимизмом. Уверен, он продолжит развиваться и дальше, а наши достижения будет кому как минимум повторить. Тренеры у нас хорошего уровня, и они готовы делиться знаниями. Результаты на международной арене также очень достойные. Есть и талантливая молодежь. Дело за малым — привлечь еще больше желающих в фехтовальные залы. Тем более что это отличный шанс для людей с ограниченными физическими возможностями — найти новый смысл жизни. Да и мир посмотреть, а не замыкаться на своих проблемах.

— В родном Полоцке вы, наверное, на особом счету?
— У нас в этом отношении очень теплый город. Его жители открыты и дружелюбны. Находятся немало тех, которые интересуются моими выступлениями, поддерживают и желают удачи. Начиная от простых горожан и заканчивая руководством райисполкома. Во многом именно такие моменты, когда успехам радуются окружающие, становятся для меня мотивацией для достижения новых успехов в спорте.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?