Директор “Энергетика”-БГУ — о космосе и студентах

20:53, 13 октября 2022
svg image
1055
svg image
0
image
Хави идет в печали

Теперь у меня совершенно другой статус в жизни как у мужчины, так и у главы семейства”. Параллельно в биографии спортивного функционера происходит заметное событие на футбольных полях: “студенты” по- прежнему в числе команд, сражающихся за титул. Но проект на базе Белорусского государственного университета носит куда более широкий характер. Об этом и поговорили специально для “ПБ”.

— Этот проект создали Владимир Антонович Пигулевский и Анатолий Иванович Юревич. С целью развития молодежи в нашей стране. И он работает. Конечно, финансовая составляющая, и я устал об этом говорить, не ключевая. Но здесь все ребята молодые. И работают по программе подготовки молодых футболистов. У нас совершенно не стоит задача брать уже зрелых ребят.

— Как вам все удается сочетать? Задач высоких на результат во что бы то ни стало нет, но сейчас команда идет на медали, пусть пока и не ясно, какой пробы.
— Подбор нашего тренерского штаба, коллективная работа — все это дает результат. Именно сама система подготовки игроков и дает плоды. Не каждый профессиональный футболист может стать профессиональным тренером. А наши специалисты провели богатые карьеры, но самое главное, что сейчас прогрессируют и совершенствуются как тренеры прежде всего. Психологическая и методологическая составляющие соответствуют тому, какое место мы занимаем.

— Вы без проблем с молодежью “Энергетика” находите общий язык, если мы говорим о том, что клуб заточен на воспитание и вероятный впоследствии трансфер, а не на достижение результата прежде всего?
— Конечно. Но надо понимать, что все здесь прошли непростой отбор. Поэтому понимают, что благодаря “Энергетику” у каждого есть шанс стать профессиональным футболистом.

— Студенты БГУ в команде есть?
— Конечно. У меня двадцать один студент. Это не только БГУ, но и БГУФК, и БГПУ имени Максима Танка. У нас с ними давние дружеские отношения.

— Ребята действительно учатся?
— Да, и не просто учатся, а не имеют задолженностей по учебе или нареканий. У нас очень жесткие условия: если учишься, то надо это делать хорошо.

— В 24-м туре случилась осечка: “Энергетик”-БГУ уступил аутсайдеру дзержинскому “Арсеналу”. Как прокомментируете этот результат?
— На самом деле матч получился очень тяжелым. И оценить свою команду особенно после таких игр — неблагодарное дело. Но могу сказать точно: очень сложно с теми командами, которые свою игру выстраивают от обороны. Потому что созидать куда тяжелее, чем разрушать. Конечно, нестабильная погода в тот игровой день тоже внесла свои коррективы.

— Зная игровой стиль команды Павла Кирильчика, были опасения за результат матча с “Арсеналом”?
— Да, можно было предполагать трудности. Но могу лишь повторить и подчеркнуть: разрушать легче, чем созидать.

— А “Энергетик” прежде всего любит созидать?
— Безусловно. Наш стиль — динамичный и открытый футбол.

— При этом настрой на финиш сезона боевой, несмотря на поражение от аутсайдера?
— На концовку мы абсолютно заряжены. После поражения от “Арсенала” в раздевалке состоялся адекватный разговор. Реакция игроков также была совершенно нормальной.

— Главный тренер Павел Родненок сказал, что на вершине удержаться очень непросто. Прокомментируйте.
— Мы стараемся поддерживать ребят всегда, ведь понимаем, что они находятся под определенной эмоциональной нагрузкой, тем более нам уделено столько внимания.

— Ваш опыт руководителя РЦОР-БГУ по футболу не первый в биографии?
— Первый опыт случился в Боровлянах. Мой первый тренер — Александр Григорьевич Щербуховский. Затем перешел в “Трудовые резервы”. Но у меня были проблемы со зрением, которые помешали заиграть. Но я питал надежды и продолжил играть уже в армии, когда служил в Подмосковье в Центре подготовки космонавтов. В последние месяцы службы в Закавказском военном округе тоже играл. Вплоть до 1991 года, когда демобилизовался. Что касается Боровлян, то я там не родился, но провел детство. Родился я в Брестской области. А здесь, в Минском районе, ходил в школу и занимался футболом.

— Мечта детства — стать футболистом?
— Абсолютно верно. Мечтал, играл, забивал. Все ребята того времени мечтали об этом. И я не пропустил ни одного матча золотого сезона минского “Динамо” в чемпионате СССР-1982. Мне на тот момент было двенадцать лет. Поэтому с огромным удовольствием следил за той командой. Моя семья тогда любила футбол и любит его до сих пор. Отец, старший и младшие братья. 1982 год — это нечто фантастическое, я как раз тогда и начинал заниматься футболом. Заполненные трибуны стадиона “Динамо” создавали соответствующую атмосферу.

— Успех “Динамо” в 1982 году стал импульсом заниматься футболом?
— Совершенно верно, ведь когда есть результат, а тогда здорово выступала и национальная сборная СССР, то это воодушевляет и дает надежду на большие победы.

— В какой момент вы повесили бутсы на гвоздь?
— Когда упало зрение, а контактных линз не было. Стало понятно, что все. После армии еще постарался поиграть. Но мой тренер сказал: Саша, иди получай образование. И как раз в тот момент распадался Советский Союз. Я по своему возрасту был капитаном команды в “Трудовых резервах”. По уровню игры? Мне тяжело сказать, тем более футбол очень изменился. Но в армии я продолжал играть с большим удовольствием. Зрение и тогда было не очень хорошим, но навыки и умения никто не отменял. Я служил в роте охраны в Звездном городке имени Гагарина, охраняли все известные объекты — лаборатории, центрифугу, планетарий и другие. Это был, конечно, режимный объект. Туда попадали те, кто оканчивал школы, другие учебные заведения с золотыми медалями. Попасть туда было очень престижно. И в тот момент там служили почти все действующие космонавты. И Климук, и Береговой, и Шаталов, и Джанибеков. Я лично видел каждого, они с нами встречались, общались, мы не были обделены их вниманием.

— Гагаринская романтика и магия чувствовались в Звездном городке?
— Да, совершенно. Ведь дело не только в Юрии Гагарине, там создавался советский космос, все было пропитано этим духом. Не Дом офицеров, а Дом космонавтов. Не просто стол заказов, а стол заказов космонавтов. Удивительно было попасть в это место, вспоминаю его с большим воодушевлением.

— Советские мальчишки мечтали стать космонавтами. У вас было так же?
— Вот у меня как раз была мечта стать футболистом. Но уже после армии появилось желание служить в милиции, помогать и защищать нашу страну. В последние месяцы служил в Закавказском военном округе. Пришлось немного сменить род деятельности, но я получил там боевую выучку. А тогда были непростые времена в этом регионе. В боевых действиях не участвовал, но был рядом. На самом деле непростое время для наших стран, и для меня. Тем более попал туда близко к демобилизации. Ведь верили в свою страну. СССР — это было ощущение непоколебимости.

— Советский футбол также распался на национальные чемпионаты. Продолжали следить за всеми?
— Мы дети Советского Союза, поэтому с удовольствием болел и за киевское “Динамо”, и за московское. И за других, когда те выступали в еврокубках. Ведь мы все представляли одну страну. У нас в Боровлянах фактически никого не было на улицах, когда играло минское “Динамо”.

— Игровую карьеру завершили после армии, но с футболом в результате не расстались…
— После армии начал осуществлять еще одну свою мечту — поступил в академию МВД, где, кстати, тоже продолжал играть в футбол. Потом параллельно со службой преподавал в ДЮСШ Минского района. Был у меня и опыт работы в “Смолевичах”-СТИ — во времена Юрия Пунтуса играл с командой на лицензии старшей возрастной группой. Приятно было познакомиться с легендой нашего тренерского цеха.

— Кто-то из ребят выстрелил на взрослом уровне?
— Я работал с Максимом Шевченко из минского “Динамо”, Максимом Шавриным из “Ислочи” — непосредственно в своем маленьком филиале в Боровлянах при отделении футбола ДЮСШ Минского района. То есть я продолжал там деятельность своего первого тренера. Служил в милиции, а вне службы тренировал ребят. Тогда же и познакомился с Александром Свирепой, который был воспитанником ДЮСШ Пуховичского района. И вот нас вновь свела судьба — теперь он капитан в нашем “Энергетике”-БГУ. Я и тогда видел в нем определенный потенциал, что он и доказывает сейчас.

— То есть удавалось находить время на службу в органах и на тренировки футболистов?
— Были определенные трудности, но я справлялся. В футбольной школе в Боровлянах. Помогали и с расписанием, и с транспортом. Особенно директор Владимир Георгиевич Маркин.

— В чем заключалась служба в органах МВД?
— Работал в уголовном розыске, потом отвечал за огневую и физическую подготовку, занимал руководящие должности. А заканчивал службу в центре специальной подготовки БФСО “Динамо” заместителем начальника учебно-методического отдела — это организация и проведение чемпионатов и соренований различных силовых структур. Выступал в качестве арбитра, получил звание судьи международной категории по рукопашному бою.

— Когда в вашей биографии появился футбольный клуб “Энергетик”-БГУ?
— Футбол всегда был в моей жизни. Поэтому из него никуда, по сути, и не уходил, тем более заканчивал различные курсы УЕФА. А предложение поступило в прошлом году. Сразу с интересом на него откликнулся, возглавив Республиканский центр олимпийского резерва по футболу в Белорусском государственном университете.

— Проект “Энергетик”-БГУ — долгосрочная перспектива?
— Безусловно. Нужно двигаться шаг за шагом и никогда не останавливаться.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?