Мини-футбол. Вадим Лушковский. Защитник должен читать игру и слышать вратаря

20:54, 20 октября 2022
svg image
806
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сейчас он пришел на встречу минута в минуту, что и немудрено — ведь для этого вида спорта фраза “не думай о секундах свысока” актуальна, и судьбу матча порой решают мгновения. Такие примеры в двадцатилетней карьере Лушковского есть.
Молодые игроки могут в его лице найти пример для подражания и профессионального отношения к делу. В тренерской работе Вадим — антипод своему наставнику-аксакалу Валерию Досько. Тот находится в постоянном движении, эмоционален, тогда как Лушковский, сложив руки на груди, как правило, пребывает в состоянии покоя.

— В большом футболе у тебя были шансы?
— Им начал заниматься в семь лет. В моей школе отбирал ребят в СДЮСШОР-5 Петр Василевский. Приглянулся я и еще несколько ребят. Около восьми лет там играл. В то время было по три команды каждого возраста. Меня постоянно “болтало” — из первой команды во вторую или даже третью. Был центральным полузащитником. Мне действительно не хватало скорости. Голова работала хорошо, мог выдать шикарную передачу, но ногами не всегда успевал за соперником.

— За счет чего удавалось читать игру?
— Считаю, все пошло с детства, когда выступал в центре поля. Даже не скажу, когда появились навыки этого “чтения” — все пришло с опытом. В футзале же не сразу все получалось. В двадцать лет я был сырым, как и многие нынешние молодые парни. Но у меня были отличные партнеры: Дед (Павел Дедюля. — “ПБ”.), Кузя (Сергей Кузнецов), Карытько (Дмитрий Кадаков), Дмитрий Матюк, Виктор Иванютин, затем Алексей Попов. Очень сильно помогали матчи в Лиге чемпионов и за сборную Беларуси. После встреч моего “Дорожника” с “Кайратом”, “Эль-Посо”, московским “Динамо”, донецким “Шахтером” мы в чемпионате обыгрывали почти всех без проблем. Привозили много новых вариантов исполнения “стандартов”, с которыми соперники были незнакомы. Это сейчас включил ютьюб и смотришь — Испания, Бразилия… А раньше с этим было очень сложно.

— Твой первый клуб — МЭСР…
— Шел 2000 или 2001 год. В этой команде играл брат Олег, а также наши друзья. Ну и меня подтянули. Так и началась футзальная жизнь. Максимальный результат был — восьмое место. В “Дорожник” попал случайно. Однажды к нам на работу пришел мэтр — Геннадий Брониславович Абрамович, пригласил на просмотр. И понеслось.
Тогда в команде были опытные Сергей Лагутко, Алексей Мишкович, упомянутые Дедюля, Кадаков и другие. У Валерия Николаевича Досько я многому научился. В то время с ним работалось легко. Не знаю, как ему со мной.

— Он был строг в плане соблюдения режима?
— Да, контроль чувствовали. Со жвачкой на тренировку лучше было не приходить… Некоторые “специалисты” требовали повышенного внимания, но все играли на высоком уровне. Да, Николаевич за дисциплиной следил — поэтому и результаты у “Дорожника” были высочайшими.

— Он во время игры мог ввернуть крепкое словцо. Игроки обижались?
— Прикрикнуть Николаевич мог, но понимал, на кого можно повысить голос. Кто-то обижался, а кому-то подобное было, как говорится, до фонаря.

— Если было так хорошо в “Дорожнике”, почему перешел в стан антагониста — МАПИД?
— Решение было трудным, но обдуманным. Из “Дорожника” ушли ведущие игроки. Удовольствия от футзала я уже не получал. К тому же Владимир Игнатик долго меня “окучивал”.

— Матчи против “Дорожника” были принципиальными?
— Нет. Я провел восемь классных сезонов с отличными партнерами и шикарным тренером. В определенный момент они оказались на другой половине площадки. Как любит говорить Игнатик, “это жизнь”.

— С кем было проще работать: с Досько или Игнатиком?
— С первым чуть сложнее. У него свой взгляд на футзал, тренировки — все должно быть надежно, без авантюр. Если он что-то решил, то переубедить невозможно. Это касается “стандартов”, выхода из-под прессинга, забросов на “столба”. У Иосифовича иначе. Он всегда выслушает мнение игроков. Но в целом с обоими тренерами работалось комфортно. Но к Игнатику привыкал чуть дольше — он человек своеобразный.

— Каковы ощущения в тренерском тандеме с Досько?
— Сезон-2018/19 стал для меня последним в качестве игрока — мне было уже 40 лет. Мог закончить еще в 2017-м после разрыва ахилла, но после операции захотелось еще поиграть. Предложение стать тренером получил от Валерия Николаевича за несколько месяцев до окончания чемпионата. С радостью согласился.
Если говорить о тандеме, то последние годы подготовка тренировок была на мне. Да, Николаевич давал дельные советы. А в этом сезоне он взял тренировочный процесс на себя. За мной закреплен разбор игр, подготовка “стандартов”. Вопросы по составу и тактике можем обсуждать вместе, но окончательное решение за ним.

— Какой самый памятный выезд с “Дорожником” в Лиге чемпионов? Матчи в элитном раунде играли с надеждой победить или получали удовольствие от выхода в восьмерку сильнейших?
— В соперничестве с сильными командами мы хотели понять свой уровень. Эти команды — “топ” не только на площадке. Вспоминаю, как мы в Москве рты раскрыли, когда прибыли на Белорусский вокзал. Нас встречал автобус московского “Динамо”. Заходим — а там космос: кресла расположены на комфортном расстоянии друг от друга, удобные, с откидными спинками, подлокотниками, в салоне несколько телевизоров.
На таком автобусе можно хоть тысячу километров проехать. Дальше — обед. У “Эль-Посо” свой повар, личное меню для каждого игрока. Для нас это было в диковинку. Испанцам и “Динамо” проиграли тогда без вариантов. А вот “Шахтеру” навязали борьбу и уступили только на последней минуте — 3:4. Тогда мы действительно знатно пошумели в Европе.

— Как воспринимали длительные разъезды на автобусе?
— Для меня они были утомительными. Порой приходилось ехать по двое-трое суток, а потом играть. Приехали, помню, в Сплит, выходим из автобуса, а навстречу главный тренер “Кайрата” Какао. Поприветствовал и спрашивает: “Как добрались?” Отвечаем: “Нормально, всего двое суток ехали”. Он схватился за голову: “А как играть собираетесь?”

— Вспомните чувства, когда Василий Воронин забил “Кайрату” легендарный мяч.
— Это было в Скопье. Победный гол за две секунды до сирены — и выход в восьмерку сильнейших. Эмоции космические! Но, несмотря на сумасшедший мяч Васи, лучшим в игре был Павел Дедюля. В середине “нулевых” он считался одним из лучших “столбов” в Европе.

— Выступления за сборную страны явно проходят отдельной строкой.
— Дебютный матч не помню. Но в памяти первый официальный турнир в Португалии — отбор на финал ЕURO»2003. Как нас “плавили” судьи в игре с хозяевами! Во втором тайме поставили три на то время двенадцатиметровых штрафных. Вратарь Игорь Киркиж два отбил. Португальцы на две головы нас превосходят, а их еще и судьи тащат. Хотя команда у нас была изумительная.

— Выход на чемпионат Европы-2010 был закономерным?
— Считаю, его наше поколение заслужило. Пусть даже при отборе у нас была не самая сложная группа: в Каунасе играли с Италией, Грузией и Литвой. Выходили победитель и лучшие из команд, занявших вторые места. Обыграли Грузию, Литву и до 30-й минуты упирались с Италией, но в итоге — 0:3. Напрямую попали в финальную стадию. К сожалению, в Венгрии из-за травмы я не сыграл.

— Кого из партнеров чувствовал лучше всех?
— Алексея Попова. Мы долго играли в “Дорожнике”, МАПИДе, сборной. Он, понятно, и вовремя для меня открывался. Немало мы организовали голов.

— Для игрока оборонительного плана ты забил немало — 247 мячей в 480 матчах.
— В современном футзале все универсалы. Для меня такой стиль подходит. Все в атаке — все в обороне.

— По числу матчей в высшей лиге тебя могут обогнать несколько коллег…
— Сколько получилось сыграть, столько и сыграл. А если кто-то опередит по количеству матчей или голов, буду только рад.

— От серьезных повреждений футбольный бог оберегал?
— Считаю, разрыв ахилла — это все же серьезно. А множество микротравм в расчет не беру. Переломы пальцев на руках, ногах — мелочи.

— Кого можешь назвать наставником в игровом плане в начале карьеры?
— Был такой защитник Юрий Шелег, у него многому научился. Он действовал в той же манере, поэтому было интересно понаблюдать за ним при организации атак. Немало дал Досько, подсказывал, как нужно располагаться в той или иной ситуации.

— Признание лучшим в стране в 2009-м стало неожиданным? Из футзалистов оборонительного плана, кроме тебя, отмечали Савинцева и Кузнецова. Игровое мышление было важно в начале “нулевых”?
— Признание действительно было неожиданным. А игра “с головой” всегда являлась и является ключевой в футзале. И не только в “нулевых” — сейчас этот компонент еще более важен.

— Как считаешь: нынешние игроки сильнее вас?
— В мое время выбор для сборной имелся больший. Думаю, наше поколение было креативнее. Да, ныне есть классные ребята, но нет таких, как Левус, Савинцев, Кузнецов, Попов, Черник, таких “столбов”, как Дедюля. Для Александра Черника есть проблема в создании конкуренции при выборе кандидатов. Не вижу много тех, кто способен помочь сборной. Но в то же время понравилась игра национальной команды в Португалии. Активно прессинговали, и сразу возникла мысль: хватит ли сил на два тайма? К сожалению, не хватило. Здорово, что задействовали всех футболистов.

— Назови балагуров и заводил в сборной, “Дорожнике”, МАПИДе.
— Команд без приколов не бывает. В “Дорожнике” был веселый коллектив: Кузнецов, Кадаков, Дедюля, Иванютин — подначивали друг друга по любому поводу. В МАПИДе знатным балагуром слыл Андрей Скадорва. Игнатик любил подколоть футболистов. В бане после одной из игр он за что-то сильно отчитал Скадорву. Андрей внимательно выслушал, а затем сказал: “Иосифович, я плакал два раза в жизни: когда оговаривал с вами условия контракта и когда смотрел фильм “Титаник”. Команда легла со смеху.

— Тренерство доставляет удовольствие?
— Да, мне это нравится. Смотрю игры других чемпионатов, получаю новые знания, доношу их ребятам. Экспериментируем с розыгрышами “стандартов”. Стараюсь не стоят на месте.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?