“Славия” Ивана Биончика

20:22, 27 октября 2022
svg image
1147
svg image
0
image
Хави идет в печали

В интервью “ПБ” экс-наставник “Гомеля” и “Шахтера” рассуждает о новом большом проекте, о роли тренера в современном белорусском футболе, а также о том, чем занимался после непродолжительного периода работы в стане горняков.

— Сколько времени прошло после того, как руководство “Славии” вышло на вас и вы официально возглавили мозырский клуб?
— Все произошло очень. Был определенный контакт с руководством клуба, и все детали мы уладили за день-два. Нашли общий язык очень быстро.

— Это самое стремительное подписание контракта в вашей карьере с момента первого общения с клубным руководством?
— Наверняка. Но всегда есть нюансы. Например, в одном клубе мы уже определились, что пойдем вместе, но контракт подписывали чуть позже. А в “Славии” хватило несколько дней. И хочу поблагодарить руководство клуба в лице директора Андрея Васильца и председателя попечительского совета Виталия Павлова за то, что мы так быстрое обсудили все детали договора. Я почувствовал поддержку, увидел ее не только на словах, но и на деле.

— “Славия” сегодня — середняк белорусского футбола. Когда вам предложили его возглавить, что подумали и как на проект взглянули стратегически? Может, что-то смутило?
— Знаете, ничего не смутило. Поскольку стороны сразу обозначили свои взгляды на процесс, задачи. Не смутило еще и по той причине, что у клуба большой ресурс, огромные амбиции, колоссальная история, преданные болельщики, которые поддерживали родной клуб даже в не самой удачной игре против “Минска”. Это мне дало понять, что здесь с командой люди идут до конца, как бы у нее ни шли дела. Понятно, что всегда найдутся те, кто будет особенно критиковать. Но в Мозыре есть болельщики, которые очень тепло относятся к клубу.

— Победы МПКЦ и “Славии”, с момента которых прошло уже больше двадцати лет, не давят на современный курс развития?
— Здесь я почувствовал только то, что в Мозыре опираются на свою яркую историю и стараются стремительно идти к новым победам, вершинам и достижениям. Именно это сразу ощутил во всех действиях и поступках руководства. В “Славиии” хотят создавать новую историю, опираясь на прежние яркие достижения.

— Вы верите, что региональный белорусский клуб может навязать борьбу командам, которые выступают в Минске и Минской области?
— Считаю, что да. Просто убежден. Но это потребует максимальной самоотдачи как от футболистов, так и от тренеров, желания стремиться к своему росту. Регламент турнира меняется, но ресурсы из года в год уменьшаются. И на первый план выходит качество рабочего процесса отдельно взятой команды. Уверен, что мы будем работать хорошо. Но всегда есть доля случая, как тогда, когда я работал в “Гомеле” во время вспышки коронавируса. Пять игроков выбыли, к тому же поменялось руководство клуба. При предыдущем были одни договоренности, при новом — другие. Это повлияло на всю дистанцию, насколько мы ее смогли пройти эффективно. То есть могут вмешаться как внешние, так и внутренние факторы. Но даже в этой ситуации мы смогли выйти в высшую лигу по итогам сезона-2020.

— Наш чемпионат уравнивается. На первый план выходит мастерство отдельно взятых исполнителей?
— Вернее, мастерство и работа в клубе. Принято всегда говорить, что у нас игроки якобы недостаточно мастеровитые. Будто это главный критерий. Для меня такие рассуждения не всегда понятны. А почему наш чемпионат стал таким ровным — не хочу давать такую оценку. Поскольку легко говорить, глядя со стороны, а не принимать важные решения. Думаю, что все вопросы, которые были решены в нашем футболе ранее, имели сугубо положительный контекст, желание сделать игру номер один только лучше. Но могу констатировать, что наш футбол стал ровным. А если мы говорим про его кризис, то давайте посмотрим с той стороны, что кризис — это точка роста, динамики. Нужно оттолкнуться от нее и двигаться вперед. Позитивно смотрю на эту ситуацию. Но ведь очевидно: чтобы стать хорошей лигой, нужен весь спектр — качество игроков, тренеров, инфраструктуры и футбольной науки. Обязательно наступит время, когда в нашем виде спорта будет хватать технических ресурсов — тех, которые имеет современный футбол. Это касается и компьютерной статистики.

— А что, по-вашему, значит “наступит время”?
— Мне кажется, мы уступаем уже по многим технологическим моментам в игре, в том числе той же России. Знаете, всегда есть рост, динамика и движение. А мы уперлись в какую-то стену. И теперь нам необходима определенная среда, чтобы сделать следующий шаг. И здесь возникает вопрос: мы делаем этот шаг или остаемся на прежнем уровне? Как пример возьмем коробку передач. Переключаем рычаг. Едем на первой, потом на второй. И нужно этот переход делать вовремя, чтобы не сжечь мотор. Здесь мне видится похожая ситуация.

— То есть мы в кризисе, но обязательно из него выйдем?
— Непременно, в этом даже уверен. Возьмем экономику — сингапурское чудо. Подобных примеров много. И требуется не только решение на местах, но и общая осознанность для роста.

— Вернемся к Мозырю. О вашем назначении объявили, и вы уже спустя сутки руководили командой у бровки в матче с дзержинским “Арсеналом”.
— До поединка провели установку на игру с одновременным теоретическим занятием. И в том контексте, как все происходило, очень доволен, как ребята это все восприняли и постарались воплотить в жизнь.

— Каково тренеру работать в клубе с листа?
— Со многими общался на эту тему — и с руководством, и с коллегами. У кого-то было мнение, что нужно повременить, кто-то говорил, что не стоит. Но одно понятно: это новый опыт, который тоже нужно было пройти. Я сам не до конца понимал, как тут верно действовать. Но пока сам не попробуешь — не поймешь, насколько такая ситуация может быть эффективной. И из нее мы отлично вышли.

— Вы будете жить в Мозыре или на два города?
— Буду жить в Республике Беларусь. И работать в своей стране, патриотом которой являюсь. Но если посмотреть с локальной точки зрения, то обоснуюсь обязательно в Мозыре.

— Как провели время после увольнения из “Шахтера”?
— Абсолютно благодарен этому времени, господу богу, руководству солигорского “Шахтера” и всем остальным обстоятельствам, которые дали мне возможность посмотреть на свою жизнь по-другому. И на футбол в том числе. Пусть это был и негативный опыт, имею в виду увольнение, но это тоже большой плюс. Кроме того, продолжаю учиться на курсах категории Pro.

— Чем еще занимались в эту творческую паузу?
— Много времени проводил с семьей, помогал жене, поскольку у нас родился ребенок.

— Категория Pro, на которую вы учитесь, — высшая тренерская, которая позволяет работать тренером и в Западной Европе. Смотрите в том направлении, не глядя на сложную обстановку в мире?
— Смотрю в любом направлении. Но при этом я наставник, который именно в Беларуси вырос как специалист. И если будет возможность уехать и представлять свою тренерскую школу за рубежом, то буду только рад.

— Самообразование имело место в этот период?
— Наша профессия априори подразумевает самообразование. Но в детали не хотел бы углубляться, поскольку это интимные тренерские моменты. Также это и анализ матчей, общение с тренерами, в том числе с Анатолием Ивановичем Юревичем.

— Важная фигура в вашей тренерской биографии?
— Не знаю, везение это или нет, но мне попадались прекрасные наставники. Еще в детско-юношеском футболе большой морально-нравственный посыл на будущее мне дал Михаил Михайлович Мустыгин — это первое футбольное образование. Далее мне повезло, что попал в систему “Торпедо”, где познакомился с Анатолием Юревичем. Потом взаимодействовал с Кононовым, Кучуком, Ясинским, Боровским, Яромко, Кубаревым… Мне довелось встретить много интересных и знаковых личностей, которые в той или иной степени давали почву для размышлений и анализа.

— Успех “Энергетика”-БГУ — это результат отличной работы системы Юревича?
— Абсолютно верно.

— Получается, что в белорусском футболе сложилась такая ситуация: если доверить отдельно взятому профессионалу проект, то даже с ограниченными ресурсами можно добиваться результата. Чья роль в таких проектах сегодня ключевая? Кажется, что десятилетия назад у тренера было больше ресурсов в клубной системе. Ныне роль главкома какова?
— В белорусском футболе она не столь весомая. Больше полагаются всегда на футболистов.

— Это неверный крен?
— Не совсем правильный. Баланс должен быть во всем. Нужен симбиоз. Тренер — это идеи и направление. Игрок — это реализация. Нужна заинтересованность всех сторон. А у нас несколько неверное мнение: сначала футболист, а затем тренер.

— Откуда идет это восприятие?
— Думаю, что от наших давних традиций. И здесь ничего не попишешь.

— Возьмем роль руководителя клуба. Могу предположить, что на сегодня тренер — это наемный работник, перед которым ставятся задачи, и ему могут даже навязать того или иного футболиста.
— Так было всегда. Но это разговор о мнениях, а не о фактах. Но с другой стороны — если ты соглашаешься работать в клубе, значит, ты готов быть составной частью его системы и выполнять определенные требования.

— Вы сказали, что время после увольнения из Солигорска для вас было продуктивным. Но сразу же после прекращения сотрудничества с “Шахтером” на душе кошки скребли?
— Конечно, как и у любого другого тренера и человека. Это довольно серьезный стресс. Как оценят со стороны, как это может отразиться на дальнейшей карьере? Занимался, в общем, ерундой. Это не самоанализ, а бессмысленное самобичевание. И в рамках нашей страны ты понимаешь, что спустя какое-то время не будут смотреть на обстоятельства увольнения, а лишь на то, что такой факт свершился. Но время лечит.

— Получается, на вас давила общественность?
— Это было свое внутренне давление. Потому что общественности было все равно, уволили Биончика или нет. У меня есть один коллега по учебе на тренерских курсах. И он говорит: для того чтобы давали оценку, должен быть рынок и рыночные отношения в футболе, чтобы было четко понятно, кто на что способен. Но у нас все расплывчато и абстрактно. И тот, кто заслуживает внимание, его не имеет. А тот, кто не заслуживает, находится в фокусе. И в результате получается все наоборот. Возьмем в качестве примера Юлиана Наггельсмана из “Баварии”, которому чуть больше 30 лет. Ни у кого язык не повернется говорить, что он еще что-то не знает как тренер, поскольку молодой. Но он работает в таком большом клубе — и это главное.

— В Солигорске качеством и результатом работы вы остались довольны?
— Да, абсолютно. Работой всего нашего тренерского штаба, административного и медицинского штабов и трудом всех футболистов. Могу сказать про всех только хорошие слова.

— Трудно ли пришлось адаптироваться в “Шахтере” после работы в “Гомеле”?
— Этот процесс прошел быстро. Не хочу говорить, что у меня не было трудностей с привыканием к новой обстановке — это было бы бравадой. Ведь даже с бытовой точки зрения: ты переезжаешь на новое место, арендуешь квартиру, меняешь привычный маршрут.

— Но я больше говорю о статусе клуба и особенно игроков, собранных в нем.
— Статус игроков — это все замечательно. К ним всегда отношусь очень уважительно. Хотя ситуации бывают разными. Но общение с футболистами — это часть профессии. Я доволен этим опытом.

— После увольнения из “Шахтера” у вас не было сожаления, что ради переезда в Солигорск покинули комфортный и стабильный для себя “Гомель”?
— Если откровенно, то, конечно, были. Но ты постоянно задаешь себе вопросы типа “а что было бы, если бы…”. Но сейчас понимаю, что все сделал правильно, и не сомневаюсь ни на мгновение в принятии того или иного решения. Более того, сегодня я сделал бы ровно то же самое.

— То есть “Гомель” и вы друг на друга зла не держите?
— У меня остались хорошие взаимоотношения с руководством клуба, работниками команды, администрацией, болельщиками, тренерами и футболистами, которые там остались.

— В сезоне-2021 лучший тренер Беларуси — Иван Биончик, лучший футболист — Андрей Соловей. Парадокс, но еще совсем недавно один без работы, второй — без игровой практики. В чем причина? Это стечение обстоятельств?
— Возможно, и так.

— Биончик нашел работу. Соловья увидим прежним?
— Думаю, да, поскольку Андрей — очень хороший и умный футболист. Он обязательно еще скажет свое слово.

— Атакующий футбол — ваше кредо?
— Весь современный футбол идет к тому, что надо атаковать. Прекрасно помню “Барселону” времен Йохана Кройфа, “Реал” на стыке столетий, а также королевский клуб под руководством Зинедина Зидана. Футбол должен вдохновлять. Хочется, чтобы люди приходили в наш театр Игры и сопереживали эмоциям, которые бушуют на поле. Здесь дело не в атакующем футболе — важнее прежде всего эмоциональный посыл от команды к зрителям.

— Но самое важное — это результат?
— Разумеется. Но важно все. Ведь если есть результат, а нет яркой игры, то это не очень хорошо. И наоборот. Вот и нужно искать этот баланс.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?