Звезды спорта. Тамара Лазакович. От олимпийского золота до полной нищеты

20:21, 10 ноября 2022
svg image
1077
svg image
0
image
Хави идет в печали

Пазлы биографии олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Тамары ЛАЗАКОВИЧ сложились странным образом. Сначала резкий, почти вертикальный взлет к самым вершинам. В 13 лет — победа на молодежном чемпионате СССР. В 17 — съемки в кино. Еще через год — звание олимпийской чемпионки и признание в качестве одной из самых красивых спортсменок мира. Затем фантастически успешные гастроли по Америке. А уже в 38 — нелепая смерть в рваной одежде на железнодорожных путях.

Первые шаги
Родилась Лазакович в поселке Гусево Калининградской области, но всегда считала себя белоруской. Еще когда Тамаре не было и семи лет, семья перебралась в Витебск. Родители — самые обычные люди. Мать устроилась уборщицей на завод. Отец получил инвалидность на фронте и жил на очень скромную военную пенсию. Нигде не работал. Собственную грусть-тоску в одиночестве дома глушил традиционным русским способом — водкой. И, по-большому счету, пока дочка не стала чемпионкой, семья влачила нищенское существование. Хлеб был, масло отсутствовало.
“Я перешла во второй класс. Начался учебный год, и к нам в школу пришел тренер по гимнастике. Я заинтересовалась его словами, сходила на первое занятие. В зале мне не понравилось: рутина, все одно и то же. То ли дело спортивные игры! С упоением играла с мальчишками в футбол, волейбол, баскетбол. Однако потом втянулась, очень меня гимнастика увлекла. Главным образом тем, что постоянно надо было преодолевать себя, закалять характер. Тем более что домой мне часто идти не хотелось — там вечно в плохом настроении отец и часто плачущая мама”, — признавалась Лазакович позже.
Естественно, не обошлось и без влияния тренера. В детском возрасте его слова очень важны. Это был Викентий Дмитриев. Тогда еще никому не известный специалист, но потом покоривший мир упражнениями своих блистательных учениц.
Девочка выделялась не только спортивным талантом, которому наставники пели оды, но и внешним видом. Правда, не в положительную сторону. Тренеры Тамары позже рассказывали, что из всех девчат в зале она была очень неухоженной, даже грязнулей, но зато самой работоспособной.
Одаренную гимнастку быстро перевели в спецкласс, где занимались другие таланты. Современной молодежи небезынтересно узнать про распорядок того времени обычной витебской школьницы. Подъем в 6.00. Никакой пищи. В семь — начало тренировки. После полуторачасового занятия — завтрак и первые уроки с девяти утра. Затем вторая тренировка. После автобус развозил девчат по домам. Строгий график. Может, и вырастали поэтому чемпионки?
Росла как на дрожжах — это про нее. Благодаря новаторским упражнениям Дмитриева юная школьница быстро опередила более старших по группе, стала первой сначала в Витебске, затем в республике. А в 13 лет выиграла пять из шести золотых медалей на молодежном чемпионате СССР! Понятное дело, что, несмотря на столь юный возраст, ее пригласили в главную команду Союза. При обилии олимпийских чемпионок и победительниц чемпионата мира рядом белоруска блестяще смотрелась в этой серьезной компании. Еще через год Лазакович отлично выступила на чемпионате СССР и считалась железной кандидаткой на поездку на Олимпийские игры в Мехико. Однако в выездном составе белоруски не оказалось. Кто-то сейчас говорит: мол, посчитали, что от БССР хватит в составе одной Ларисы Петрик. Старший тренер сборной Союза, знаменитая Лариса Латынина прямо ответила, что витеблянка на последней прикидке полностью уступила конкуренткам. Дмитриев, улыбаясь, отвечал, что по уровню своих программ его ученица превосходила всех на две головы. Кто прав? Неизвестно.
Факт остается фактом. Сборная СССР в Мехико отправилась без нее. Команда выиграла почти все медали, и о юном таланте из Витебска быстро забыли.

Новое поприще
Лазакович не растерялась. В том далеком 1968-м на экраны советских кинотеатров вышел художественный фильм “Новенькая”. В главных ролях — суперзвезды Валентин Гафт и Юрий Никулин. А с ними в роли спортсменки наша героиня! Ее заметили, предлагали еще не раз блеснуть на большом экране, но она поставила цель попасть на следующую Олимпиаду и приложила к этому все силы.
В 1970 году у белоруски золото чемпионата мира. Как в личном, так и в командном зачете. А затем — жуткий скандал, едва не стоивший Лазакович карьеры. Накануне чемпионата Европы в Минске сборная СССР решила провести тренировочный сбор в Москве. Девчата заселились в гостиницу “Спутник”. На следующее утро после новоселья уборщица в номере Тамары нашла под столом бутылку шампанского. Естественно, отнесла улику главному тренеру Латыниной. Та вызвала к себе Дмитриева, который находился рядом. Тренер защитил свою ученицу, сказав, что тара осталась от предыдущих жильцов. Тамара подтвердила эту версию, и скандал замяли. Все обошлось, хотя на самом деле наставник прекрасно знал, что любимая ученица любит иногда расслабиться в компании подруг.
Лазакович тем более не дала разувериться в своем таланте и способностях абсолютно никому. На домашнем чемпионате Европы в Минске у нее три золота! При этом в активе самая престижная награда — за победу в личном многоборье. Конечно, после такого триумфа она оказалась в выездном олимпийском составе на Олимпиаду в Мюнхен.
Там — новый триумф. Пусть и немного с горчинкой. Готова была Тамара на гораздо более высокий результат. Но где-то сказалось волнение — все-таки первые Игры в карьере, где-то накрутили тренеры: дескать, необходимо только золото. Еще сама себя перестраховала в нужный момент и заменила сложный элемент на более простой. Итог сейчас выглядит выдающимся — золото в командном турнире, две бронзы, в абсолютном первенстве и вольных упражнениях, а также серебро на бревне. Сама она только рыдала в подушку — ведь все должно было сложиться совсем иначе.
Зато западная пресса была в восторге. Чемпионка! Красавица! Не чурается общения. Как все остальные советские не бежит в подтрибунное помещение, а терпеливо выслушивает самые сложные вопросы. Настоящая находка. Крупнейшее французское издание L»Equipe назвало Лазакович самой красивой и элегантной гимнасткой Игр, а модный журнал Vogue даже пригласил спортсменку на фотосессию и поместил ее портрет на первую страницу. Неслыханный успех для любой артистки, а здесь такого триумфа добилась обычная с виду гимнастка. В 18 лет она заставила говорить о себе весь мир. Ей предлагали баснословные гонорары за интервью и фотоссесии, готовы были выложить на стол весомый рекламный контракт, но стойко от всего отказалась и вместе с командой отправилась домой. Тогда никто не мог и подумать, что придут времена, когда можно все это будет делать даже без специального разрешения.
В родном городе чемпионку ждали. Устроили пышный, по всем советским традициям прием. Подарили двухкомнатную квартиру в центре Витебска. Также у подъезда ожидала новенькая “Волга”. Не забыли и о денежных бонусах героине Олимпийских игр. В 18 лет она имела такое, на что обычному советскому человеку нужно было потратить всю жизнь.

Бонусы и деньги
С деньгами стало проще, хотя отец продолжал попрошайничать на улице. “У нас в семье было тяжело с финансами. А гимнастика приносила мне достаточно серьезные средства. Когда начинала, получала 40 рублей, потом добавили — 60, затем 80, 120, 160, 180, 250. И 300 рублей — оклад в сборной Союза. За победу в личном зачете платили 500 рублей. По снарядам — по 300 рублей, это за первое место, за серебро — 250, за бронзу — где-то 180. Если приезжала с крупных соревнований, да еще с победой, все начальство видела на вокзале. Как космонавта встречали, чуть ли не на руках носили! А отец все равно продолжал привычную жизнь. И мои заработки ничего не поменяли в его режиме существования. Выхожу на улицу — он возле магазина, выпрашивает деньги у прохожих. Отвожу за руку домой. Объясняю: вот, папа, деньги, бери, сколько надо. Это я принесла. Ухожу по своим делам. Возвращаюсь — он снова возле магазина”, — вспоминала Лазакович.
Затем возник еще один бонус к тому мюнхенскому успеху — турне по американским городам со сборной СССР. Президент США Никсон пригласил на личную встречу всю команду, подарил Дмитриеву запонки, Лазакович — золотые сережки, выпил с советской делегацией чая и с удовольствием съел бутерброд с икрой. Неслыханное дело для тех времен. Однако слов из песни не выкинешь — успех советских гимнасток в мире было просто ошеломляющим. В Штатах их повсюду встречали с восторгом. Именно после того турне Ольга Корбут и стала королевой гимнастики Америки и получила приглашения работать в этой стране.
Там же, в США, Лазакович могла вытянуть тот самый счастливый билет своей жизни. Почти с первого выступления за ней тенью следовал симпатичный и приятный молодой человек из Канады. Состоятельный, обаятельный парень покорил сердце советской гимнастки, предлагал замужество и гражданство. Но разве могла случиться тогда такая фантастика? Нигде бы не позволили советскому человеку добровольно остаться за границей. Бежать же из советского лагеря Тамара не решилась.
Затем произошла и главная трагедия жизни. На одном из выступлений в США Тамара неудачно приземлилась, попала в больницу. Травмированное колено прооперировали, но до конца так и не восстановили. На карьере можно было поставить крест. Напомню, нашей героине было всего 18. Очень тяжелый выбор. Вчера твое лицо было на обложках лучших изданий мира, тебе рукоплескали многотысячные арены, тобою восхищались руководители разных стран, а сегодня ты в Витебске вынуждена искать работу.
Она пробовала силы в разных ипостасях. Разумеется, и на тренерской стезе. Но все как-то не складывалось. “Чтобы стать хорошим и уважаемым тренером, необходимо, кроме всего прочего, быть бесконечно терпеливой и последовательной. Когда занималась спортом, так все и было. А здесь увидела совершенно другую картину. Мои воспитанницы, в которых вкладывала сердце и душу, после очень серьезной работы так и не стали чемпионками мира. Это никуда не годится. И я потеряла контакт прежде всего с собой. Куда идти дальше? Куда стремиться? Так впоследствии и не нашла себя”, — вспоминала Лазакович.

Грустный финиш
Друзья и бывшие наставники предложили ей беспроигрышный вариант: поездить с выставочными выступлениями, рассказывая о своей карьере, знакомстве со знаменитыми людьми, главных достижениях карьеры. Сначала дело пошло успешно, затем совсем заглохло. Чемпионка просто не приходила на выступления и на выезды. Во всем виноват алкоголь, с ним дружба набирала все большую мощь.
“Когда она восстанавливалась после травмы, мы понимали, что скорого возвращения не будет. И будет ли оно — большой вопрос. Предложил ей должность инструктора облисполкома по спорту, а также поездки в трудовые коллективы, чтобы рассказывать об Олимпиаде, спорте, привлекать к физкультуре молодежь. Какое-то время она так и делала, а потом стала пропускать эти поездки. Говорили, что Тамара сильно выпивает. Мы с Викентием Дмитриевым пытались повлиять на нее, но тщетно”, — не без сожаления говорил один из ее тренеров Николай Бабкин.
Жизнь после ухода из спорта действительно покатилась в пропасть. Прежней лучезарной Тамары не стало. Часто перед публикой появлялась невыспавшаяся, с синяками под глазами, совсем неаккуратно одетая девушка. Хотя еще один радостный всплеск в ее жизни был. В 20 лет она вышла замуж за профессионального борца из Молдавии, которого Бабкин характеризовал как порядочного и хорошего парня. В браке у пары родилась дочь Светлана. Это было действительно светлое и солнечное время. Однако по мере взросления дочери мать позволяла себе все больше времени посвящать сомнительным компаниям и алкоголю. Василий подал на развод и ушел из семьи.
Дальше было падение. Подаренные квартиру и машину Лазакович продала за хорошие деньги. Купила взамен довольно неприглядную квартирку на окраине города. Ее все чаще стали видеть в нетрезвом состоянии — алкоголь, который и так никуда из ее жизни не уходил, казался спасением от несчастья. Ходили слухи о воровстве, наркотиках и даже проституции.
30 лет назад ее не стало. 1 ноября 1992 года — последний день великой гимнастки на планете. Ее тело было найдено за железнодорожным вокзалом Витебска. Среди возможных причин смерти называют алкогольную интоксикацию, наркотическое опьянение и преступление. Опознать тело было невозможно, пока не обнаружили золотой кулон с надписью “Мюнхен-1972”. Так и узнали, что эта оборванка — олимпийская чемпионка. Ей было всего 38. Лазакович похоронили на Мазуринском кладбище в Витебске. На памятник собирали деньги сотрудники спортшколы, в которой в детстве тренировалась гимнастка. В ставшем для нее родным городе ежегодно проводится турнир памяти Тамары Лазакович — международные соревнования по спортивной гимнастике. Прекрасного человека, который уничтожил собственными руками богом данный талант.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?