ЧМ-2022. Пролог. В Катар за катарсисом?

20:49, 17 ноября 2022
svg image
1221
svg image
0
image
Хави идет в печали

Авторы “ПБ” Юрий ДОВНАР и Филипп МАТЮШОНОК поговорили и пофилософствовали об этом.

Юрий Довнар. Специально освежил — четыре года назад после месячных скитаний по России, поездов и самолетов, задался в специальном ЧМ-блоге на pressball.by вопросом: каково будет журналисту в Катаре, где наибольшее расстояние между стадионами 74 километра? И вот наступило время получения ответа. С одной стороны, мы изумляемся потрясающей архитектурной мысли: например, стадиону из морских контейнеров. Видим восемь арен, из которых только одна после чемпионата мира останется в нынешнем виде — остальные или разберут, отдав детали странам третьего мира, или перепрофилируют. С другой стороны, это застывшая картинка, недолгий восторг. Кажется, в ближайший месяц нам предстоит говорить или о недостатках столь компактного турнира, или сугубо о футболе. В частности, оценивать, каково это — чемпионат мира зимой.

Филипп Матюшонок. Озвучу непопулярное мнение, но чемпионат мира зимой — это смелый и интересный эксперимент. Конечно, лучше бы он случился не в Катаре. Но парадокс в том, что если бы не эта небольшая, но богатая ближневосточная страна, никто бы так и не узнал, что это за чудо такое — зимний мундиаль. Отличаться от привычного нам действа он будет, конечно, заметно. Но в худшую ли сторону с точки зрения непосредственно футбола? Вроде бы предпосылок нет. Даже напротив: если обычно суперзвезды приезжали на чемпионат мира после долгого и изнурительного сезона, то сейчас в лучшем спортивном состоянии. Они уже набрали игровой тонус, но не успели утомиться. Чем не повод ожидать зрелище высокого уровня? Может, даже выше, чем обычно. Этому способствует, кажется, все. И минимум переездов, и динамичный календарь. И ожидаемые 26-28 градусов тепла.

Ю.Д. Поспорю, что прямо все способствует. Сборным, в отличие от клубов, и без того не хватает сыгранности. А сейчас придется играть практически с листа — традиционные тренировочные лагеря и спарринги исключены из рациона. Фактор акклиматизации опять-таки. Помню, как перед чемпионатом мира в ЮАР команды заезжали на длительные сборы в Австрию — тамошние условия максимально соответствовали африканским. Спаррингов было столь много, что и сборная Беларуси оказалась в деле — помогала готовиться командам Гондураса и Южной Кореи. В нынешних условиях о подобной подготовке даже мечтать не приходится. И такое чувство, что это на руку командам второго порядка, тем же азиатам. Ибо повышается фактор случайности. И, наоборот, тем, кто комплектуется выступающими в Европе футболистами, придется непросто. Игровой тонус — это прекрасно. Но сжатый формат группового этапа Лиги чемпионов, спешка в национальных чемпионатах, по девять матчей в том же октябре — это так себе. Те команды, которые начнут турнир на несколько дней позже, получат преимущество.

Ф.М. Мне хочется пожалеть болельщиков. Здесь однозначно — лучше бы чемпионат проводился не в Катаре. Ближневосточные шейхи привыкли жить красиво и дорого, дорого придется жить и приезжим фанатам. Это будет чемпионат даже не для среднего класса. Достаточно взглянуть на цены на жилье — это вам не Саранск и не Марсель. Дефицит этого самого жилья по всем законам ситуацию лишь ухудшает. Да и за что болельщикам платить такую цену?
Футбол — это ведь не только футбол. Это развлечение, не всегда трезвое и целомудренное. В мусульманской же стране со строгими законами не повеселишься. Да, катарцы опровергают распространившиеся в сети памятки с запретами практически на все, что дорого простому европейскому и американскому болельщику. Но там не забалуешь — это совершенно ясно. Проблемы даже у ФИФА: их основному пивному спонсору вначале запретили продавать пиво в чашах стадиона, а теперь и приказали спрятать палатки с главным футбольным напитком так, чтобы местных жителей они не смущали. Спонсор, выплачивающий 75 миллионов долларов ежегодно, в недоумении. В общем, страдают многие. Или ради эксперимента и расширения географии можно пострадать?

Ю.Д. Так в том-то и дело, что расширение географии — мифическое основание. Чемпионат мира никак не повлияет на развитие футбола на Ближнем Востоке. Не оставит и какой-либо инфраструктуры — событие исключительно в рамках одного месяца. Для Катара это что-то вроде ВДНХ. Показали, впечатлили, подразнили соседей (в основном недружественных) — и пошли по домам. Да и впечатлить получится далеко не всех. Должно быть, это первый чемпионат, на который не зовут болельщиков — ибо некуда. Ранее организаторы старались отменять визовые и другие препоны, а сейчас их вводят. И даже деньги не сильно помогут. Фанатские деревни — как решение проблемы с жильем — только ее усугубляют. Из того, что уже доступно, мы видим скорее лагеря для беженцев — причем тоже далеко не бесплатные. Короче, турнир в Катаре — про создание красивой телекартинки, а не антуража. И здесь мы плавно подходим к весьма болезненной для нас теме. На днях канал “Беларусь 5” опубликовал программу на следующую неделю, и теперь де-факто понятно: белорусское ТВ чемпионат мира не покажет.

Ф.М. Да, для Беларуси катарский чемпионат станет не совсем обычным и по этой причине. Пожалуй, такого не бывало с далекого 2002-го. Ха, а тогда ведь тоже дело было в Азии. У меня остались яркие детские воспоминания от матча открытия, который прибежал смотреть домой, пожертвовав дворовым футболом. Тогда очень удивился тому, как Зизу и его французы умудрились проиграть сборной Сенегала. Но, в силу возраста, скандальность той трансляции, украденной телевизионщиками у соседей, я, конечно, не понимал. Уже постфактум читал про целые народные волнения по поводу отсутствия мундиаля на голубых экранах. Время ведь было еще практически безынтернетное. Кажется, тогда ситуацию разрулили к старту плей-офф.
Двадцать лет прошло, теперь интернет с целым набором трансляций на любой вкус у каждого в кармане. Ведь у той же России с правами чудесным образом все в порядке. Но консервативный болельщик наверняка скажет, что это совсем не то. И ему будет, конечно, не очень комфортно. На совместный просмотр топовых матчей в барах и ресторанах придется записываться заранее. Вот, кстати, еще один минус зимнего турнира: фан-зона на “Динамо”, на которую был спрос во время прошлогоднего EURO, неактуальна по природным причинам. Смотреть футбол на улице в “минус” — удовольствие так себе, даже если это матч Германия — Франция. В общем, зима климатическая и зима телевизионная. Как думаешь, на интерес к чемпионату она повлияет?

Ю.Д. Думаю, несмотря на развитие интернета, она точно повлияет на продажу спутникового оборудования. Точнее, судя по частоте соответствующих запросов в сети, уже повлияла. Нынче эта услуга вполне по карману, а российский “Матч ТВ” обещает полный пакет удовольствий. Но 2002 год мне тоже сразу пришел на ум. Особенно сцены сбора людей около витрин магазинов, некоторые из них специально поворачивали экраны к улице. Было довольно весело находиться в кругу тех многочисленных уличных зрителей, смотреть матчи под народный комментарий — звук-то наружу не выходил. Эдакий прообраз фан-зон. К слову, именно тогда появились сразу несколько культовых баров. Они быстро сориентировались в ситуации, установили “тарелки” — и люди с утра занимали очереди на вход. Сейчас такой ажиотаж исключен. Просто потому, что питейные заведения подготовились заранее, да и стало их в разы больше. Они уже прощупали аудиторию, ведь Лига чемпионов тоже не показывалась белорусским ТВ. Короче, альтернатив гораздо больше, чем двадцать лет назад. Было бы на что смотреть.

Ф.М. У меня здесь нет сомнений. Думаю, этот чемпионат еще будем вспоминать с ностальгией. Ведь он последний в нынешнем формате. Через четыре года команд будет 48. И это будет совсем другой по качеству турнир. В Катаре же все по-старому. Меньше команд, больше конкуренции. А в плей-офф проходных матчей, если в группах не произойдет каких-то сенсаций, вообще не намечается. Нужно наслаждаться практически элитарным зрелищем, пока есть возможность.
Смотреть на Месси и Роналду — банально, да, но от этого никуда не денешься. Через четыре года они будут уже почтенными стариками, чья великая эпоха завершится. Лионель, конечно, хочет закрыть гештальт. Кубок Америки он уже выиграл, пора идти в последний поход. Криштиану сложнее. Он и так не в лучшей форме, а еще и породил жуткий скандал. Можно было бы сказать, что к сборной это отношения не имеет, если бы главный подносящий снаряды не был игроком “МЮ”. От связки Роналду — Бруну Фернандеш зависит многое, чтобы недооценивать их возможный конфликт и его влияние на результат сборной Португалии.
Аргентинцев называют чуть ли не главными фаворитами, там ведь не только Месси — уйма звезд. Хотя я назвал бы бразильцев с их блестящей, лучшей на турнире, группой атаки во главе с традиционно мотивированным в матчах за сборную Неймаром. В отборе извечных соперников они обошли. А за поражение в финале Кубка Америки будет повод поквитаться. Или, полагаешь, у кого-то из Старого Света свои планы на трофей?

Ю.Д. Планы-то — полдела. Вторую неделю ищу, но не нахожу бронебойных аргументов в пользу кого-либо не из южноамериканской пары. Ощущение, что некоторые тренеры переиграли в футбольный симулятор — слишком уж много в их аргументации цифр и мало лиц. Харизма потерпела сокрушительное поражение от ТТХ. Немецкий рулевой Ханс Флик не взял в Катар потрясающего Матса Хуммельса, который, создается впечатление, сейчас на пике карьеры. Не взял, имея явные проблемы в обороне, предпочтя ему Гинтера и Гюнтера, Керера и, простите, Белла-Кочапа. Луис Энрике отказался от помощи легендарного Серхио Рамоса в пользу Эрика Гарсии. Объяснил, что у Эрика хороший первый пас. Чемпионы мира французы едут на Ближний Восток без Канте, который, на мой взгляд, полкоманды (в ее лучшем варианте). Да и вообще средняя линия “трехцветных”, которая была ее визиткой, — обнять и расплакаться. Веры в Фофана и Чуамени не так много, хотя футболисты они, безусловно, отменные. Гарет Саутгейт, кажется, выбрал весь фарт на двух предыдущих топ-турнирах. В России англичане прокрались в полуфинал благодаря стечению удачных обстоятельств, в прошлом году они вовсе дошли до финала — и тоже во многом благодаря несложной сетке. Сборная Бельгии — сага об упущенном времени. Нидерланды? Кажется, упустил, когда у них не стало “больших” вратарей, да и в нападении средненько. Короче, предложил бы поискать кого-то из неявных фаворитов.

Ф.М. Если хочется экзотики, то это в Африку. С натяжкой можно было бы отнести к фаворитам сборную Сенегала — сильнейшую команду континента. Но, во-первых, уровень последнего Кубка африканских наций не впечатлил. А во-вторых, “Львы Теранги”, судя по всему, потеряли своего лидера и одного из лучших нападающих планеты. Хотя Садио Мане и включен в состав, но перспективы его выхода на катарский газон стремятся к нулю. А без него сборная Сенегала — совсем другая команда, которой, как бы оптимистично не были настроены фанаты, и из группы выйти будет непросто, даже при живых и здоровых Менди и Кулибали. Как бы не повторилась история прошлого мундиаля, когда плей-офф вообще обошелся без африканцев.
Так что в поисках неочевидного придется возвращаться в Латинскую Америку. Сборная Уругвая — вот команда, которая может удивить мир. Впереди — сплав дерзкой и уже звездной молодости в лице Нуньеса и колоссального опыта в персоне Луиса Суареса, в центре поля — пребывающий в отличной форме Бентанкур и универсал из мадридского “Реала” Вальверде, в обороне — ключевой центрбек “Атлетико” Хосе Хименес и все еще надежный Диего Годин. В прошлом году уругвайцы оказались в кризисе, который вылился в завершение 15-летней эпохи Оскара Табареса. Но после его увольнения “небесно-голубые” под началом Диего Алонсо в девяти матчах проиграли лишь раз. Но это все статистика. А к кому у тебя, что называется, сердце лежит?

Ю.Д. За уругвайцев, к слову, тоже поболею. Есть у них какое-то и внутренние единение, и чувство, что за команду переживает вся страна. Такое же ощущение на прошлом ЧМ производила сборная Колумбии, чьи болельщики в моем тогдашнем рейтинге уверенно заняли первое место. Колумбийцы, однако, в Катар не пробились. Но прошла Мексика — у нее тоже фантастические фанаты. На Ближний Восток, конечно, мало кто из них приедет, однако пусть им будет хорошо у экранов. Еще — Канада. Страна, как есть, не футбольная, но с большим желанием доказать, что это не так. Кстати, канадцы в своей отборочной зоне заняли первое место, опередив и американцев, и мексиканцев, и костариканцев. Необычно, что сейчас букмекеры котируют их гораздо ниже соседей. С интересом понаблюдаю за “сборной эмигрантов” — швейцарской. Единственный участник турнира, с которым вскоре встречаться белорусам (год назад, на EURO, таковых было три — Бельгия, Чехия и Уэльс). Вот еще — валлийцы. Команда, которую искусно тащат несколько человек. Любопытно, как там Гарет Бейл из Калифорнии? Не пропала ли его фантастическая способность переключаться с гольфа на футбол так, что чертям становится тошно? Это вообще удивительно, что в валлийцев веры больше, чем, например, в поляков с Левандовским. Особенно если лезть “в глубь веков”, вспоминая, что к точке с Робертом наши соседи пришли от ситуации с натурализованным Эммануэлем Олисадебе. Короче, у меня надежда на какие-то локальные толчки, потому что есть ощущение, что турнир в Катаре выйдет из ритма эволюции и его вряд ли, как следует из традиции, назовут лучшим в истории чемпионатом мира.

Ф.М. А эксперимент и не должен быть лучшим. В этом, наверное, и прелесть катарского мундиаля. Весь мир будет наблюдать за этаким футбольным испытательным полигоном. С пивом за 14 евро, “резервациями” для тех, кому четырех стаканов оказалось многовато, и смешными фейковыми фанатами, марширующими по улицам. Добавить сюда еще парочку громких футбольных сенсаций и яркий финал — получится весьма вкусный продукт для нас, диванных телезрителей. А ФИФА сделает свои выводы. Хочется в это верить…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?