ЧМ-2022. От радиоуправляемых ударов спасения нет

20:56, 12 декабря 2022
svg image
964
svg image
0
image
Хави идет в печали

Об этом и событиях четвертьфинальной стадии мундиаля в Катаре мы поговорили с тренером вратарей минского “Динамо”, хорошо известным в прошлом по защите последнего рубежа прежде всего солигорского “Шахтера” и самарских “Крыльев Советов”, Александром МАРТЕШКИНЫМ.

— Результаты прошедших матчей 1/4 финала сильно удивили?
— Пожалуй, к неожиданности можно отнести только выигрыш марокканской сборной. В остальном итоги не вызвали сильного удивления. Не знаю, как у кого, а у меня присутствовала уверенность, что Хорватия дотянет в дуэли с бразильцами до серии пенальти. Как-то у балканской дружины складываются отношения с футбольной лотереей.

— Имеете в виду и чемпионат мира в России? Тогда ведь хорваты также прошли стадии 1/8 и 1/4 финала только за счет лучшего исполнения одиннадцатиметровых.
— Безусловно. Четыре года назад в роли поверженных оказались футболисты Дании и России, сейчас пришел черед Японии с Бразилией. Хотя, не буду кривить душой, подсознательно возникало желание увидеть полуфинал Аргентина — Бразилия. Наверное, не только у меня.

— Можно ли сказать, что главной преградой для пентакампеонов стал вратарь Доминик Ливакович?
— Определенно. С первых минут в действиях голкипера загребского “Динамо” чувствовалась большая уверенность, которая мгновенно передалась полевым игрокам. Ливакович сыграл строго, безо всякого пафоса, надежно — так, как и нужно проводить поединки таких уровня и накала страстей.

— А ведь ему противостояла одна из лучших атакующих линий мира во главе с Неймаром.
— Это еще раз свидетельствует, что психологически голкипер сборной Хорватии вошел в игру готовым на все сто. Не знаю, самостоятельно он настраивался или в хорватской футбольной делегации есть специалист по психологии, но факт остается фактом: все действия в “рамке” Ливаковича отличались хладнокровием. Мне кажется, именно это спокойствие во время матча негативно отразилось на звездах бразильского нападения, а затем передалось в серию пенальти. Южноамериканцы значительно превзошли соперника по ударам, но Ливакович отвел одиннадцать угроз, капитулировав лишь раз.

— Был шанс справиться с ударом Неймара?
— Понимаете, шанс есть всегда. В данном случае все решило высочайшее исполнительское мастерство форварда французского “ПСЖ”. По этой причине, думаю, Доминик не стал рисковать прыжком в ноги нападающему, что могло привести к фолу и красной карточке. И оказался прав. Партнеры по сборной восстановили равновесие, а в послематчевых пенальти голкипер сразу отразил удар Родриго, задав победную тональность всей серии.

— Бразильский страж ворот Алиссон почти все два часа игрового времени откровенно скучал. Отсутствие работы как-то могло сказаться на потере концентрации в самом конце дополнительного времени?
— Конечно. Видно было, что голкипер “Ливерпуля”, как говорится, замерз в “рамке”. Поверьте, это на самом деле нелегко находиться вне игры почти весь матч, а потом пропустить решающий мяч. Хотя доля вины Алиссона в пропущенном голе минимальна. Рикошет от ноги Маркиньоса усложнил до невозможности шанс на спасение. Ведь на удар бразильский вратарь реагировал своевременно и технически правильно.

— Не разогретому по ходу поединка голкиперу сложнее вступать в серию пенальти?
— Здесь трудно дать ответ. Бывали случаи, когда поднятые со скамейки запасных вратари выигрывали серии. Но по себе знаю, что все-таки лучше находиться в тонусе. Пару совершенных сэйвов однозначно не помешают. И даже добавят уверенности.

— Хорватам теперь играть полуфинал с аргентинцами. Думаете, тоже будут не прочь дотерпеть до футбольной лотереи?
— А почему нет? Во всяком случае, не вижу веских причин менять тот план, который получается лучше всего. Они действуют рационально, почти исключая рискованные решения. При этом каждый футболист отменно знает свою роль на поле и добросовестно выполняет игровое задание. Таким соперникам всегда трудно противостоять. Месси и его партнерам будет нелегко. Но на то они звезды мирового уровня, чтобы решать сложные задачи.

— Вы отметили спокойствие Ливаковича. Могут ли обладатели Кубка Америки вывести хорватского вратаря из зоны комфорта? Скажем, Анхель Ди Мария дважды на нынешнем мундиале предпринимал попытки поразить цель непосредственно с углового. И оба раза был близок к тому, чтобы отметиться в итоговом протоколе “олимпийским” голом.
— Разумеется, каждая из сторон, и аргентинская здесь не исключение, будет делать все от нее зависящее, чтобы доставить максимум дискомфорта оппоненту вообще и вратарю в частности. Здесь все будет зависеть от самого голкипера, его ментальной устойчивости и способности быстро анализировать произошедшее. Не должно быть самоедства и зацикливания на ошибке. Грубо говоря, если ты пропускаешь один мяч, говоришь себе: я не должен пропустить второй. Пропустил второй — говоришь: стоп, третьего не пропущу и так далее. Нет вратарей, которые за карьеру не пропускали бы “пенок”. Вспомните чудовищную ошибку немца Оливера Кана в финале чемпионата мира-2002 против бразильцев. Или другой пример. Все восхищаются игрой ногами другого не менее классного голкипера сборной Германии Мануэля Нойера. Однажды нам показали подборку его грубых ошибок. Многие из них привели к фатальным последствиям для “Баварии” и “бундестим”. Так что здесь важное значение имеет психологическая устойчивость и доверие. Вратарь должен чувствовать, что ему доверяют.

— Основной голкипер “альбиселесте” 30-летний Эмилиано Мартинес лишь третий сезон получает полноценную игровую практику в клубе. Да и в сборной дебютировал только 4 июня 2021 года…
— Развитие каждого вратаря идет по собственным законам. Кто-то сразу проявляет себя, кому-то требуется время, а есть такие, и их немало, которые выстреливают после тридцати. Вспоминаю, когда в 1994 году впервые отправился на легионерские хлеба в Самару, меня на одной из тренировок спросили: “Саня, сколько тебе лет? 24? О, тебе еще играть и играть, пока в тридцатник не заиграешь!” И несмотря на то что я провел два сезона в элитном российском дивизионе, полностью раскрылся как раз таки после того, как преодолел тридцатилетний рубеж и второй раз возвратился в “Шахтер”. А пик формы, считаю, пришелся, когда в 34 года защищал цвета азербайджанского “Хазара”. Так что у Мартинеса в карьере самое интересное только начинается. Тем более голкипер английской “Астон Виллы” внес значительный вклад в чемпионский успех на континентальном первенстве год назад, а сейчас двумя отраженными пенальти выиграл важную послематчевую серию против нидерландцев.

— Вы сказали, что выход в полуфинал сборной Марокко удивил. А между тем “атласские львы” одержали четыре виктории кряду, поочередно уложив на лопатки вторую в мировом рейтинге сборную Бельгии и двух фаворитов мундиаля с Пиренейского полуострова!
— И при этом за пять матчей пропустили всего раз. И то после автогола собственного защитника! Не скажу, что пристально слежу за марокканцами — по большому счету, составил о них мнение на основе четвертьфинальной дуэли с португальцами. Однако увиденное, признаюсь, приятно поразило. Хорошо обученная, на сто процентов тренерская, пусть и не хватающая звезд с неба сборная, которая мгновенно реагирует на смену направлений атак соперника, умело перестраивается при потере мяча и вообще мало чего позволяет оппоненту в непосредственной близости от своих ворот. Выделю голкипера Яссина Боно, который блистательно отыграл против очень сильной в атакующем плане команды Португалии.

— И каковы же сильные стороны вратаря испанской “Севильи”?
— Отличная реакция, прыгучесть, но в тоже время присутствует стремление сыграть эффективно, можно сказать, просто, а не демонстрировать эффектные прыжки и прочую акробатику. Очень удачно выбирает позицию, что прежде всего характеризует его как умеющего читать игру вратаря. Очень сильное качество. Еще отметил, что, словив мяч, не валяется долго на газоне, занимаясь маленькими вратарскими хитростями в тот момент, когда его сборная ведет в счете. Наоборот, старается быстро возобновить игру. Признаюсь, манера Боно мне импонирует.

— Его португальский коллега команду не выручил?
— Знаете, десяток раз пересмотрел эпизод, связанный с голом марокканцев, и пришел к такому выводу. Делавший навесную передачу Аттийят-Алла использовал внутреннюю сторону стопы, или, как говорят в народе, щеку, что придало мячу особенную траекторию. Он не долетел до предполагаемой наивысшей точки, чего абсолютно логично ждал вышедший на перехват Дьогу Кошта, а буквально застыл в воздухе, чем воспользовался Эн-Несири. Не знаю, наигранная эта комбинация у сборной Марокко или так разово получилось, но в любом случае не стал бы спускать всех собак на вратаря “Порту”. Говорю так потому, что во время своей карьеры не раз сталкивался с так называемыми радиоуправляемыми ударами и навесами.

— Справлялись?
— Где там! До сих пор помню, как в сезоне-1994/95 с “Крыльями Советов” принимали в Самаре московский “Спартак” и крупно проиграли. Тогда защитник “красно-белых” Юра Никифоров забил мне два таких гола. Причем прямыми ударами, что вообще не поддается объяснению. Вроде видишь: мяч летит на пару-тройку метров в сторону от ворот, а потом резко меняет траекторию. При высокой силе удара возможность отвести такую угрозу практический равна нулю.

— Выделили что-то общее в действиях вратарей на чемпионате мира?
— Тенденция, согласно которой современный вратарь должен одинаково умело играть ногами, а также позиционно верно действовать во всей штрафной площади, сохранилась.

— В полуфинальной дуэли французов и англичан на последних минутах был назначен пенальти в ворота чемпионов мира. Однако Харри Кейн не переиграл многолетнего одноклубника по “Тоттенхэму” (десятый сезон вместе) Уго Лориса. Не слишком ли опрометчиво было капитану островитян исполнять одиннадцатиметровый, когда все его козыри хорошо известны?
— Интересный вопрос. Думаю, лучший бомбардир англичан попытался выполнить удар на силу, чтобы точно не оставить одноклубнику шансов на спасение. Подвела техника. Но ведь можно сказать, что и Кейн прекрасно осведомлен о сильных и слабых сторонах одноклубника, поэтому и у него имелось свое преимущество. Конечно, был смысл пробить пенальти кому-то другому, но почти все игроки сборной Англии, кроме Беллингема, и так выступают в премьер-лиге. А значит, их возможности также хорошо известны Лорису. На таких крупных турнирах досконально изучают видеоинформацию и графику ударов всех основных пенальтистов.

— Чего ожидаете от полуфиналов? Особенно что касается игры вратарей.
— Хотел бы сказать, что жду финала Аргентина — Франция, но боюсь, как в случае с бразильцами, что кто-то из фаворитов может не устоять против темной лошадки. Тем более и Марокко, и Хорватия игрой доказали состоятельность и претензии на титул. Так что предпочту просто насладиться футболом. Что касается вратарей, то в нашем нелегком деле все как всегда. Можешь сделать девять мегаспасений за матч, но стоит одной “бабочке” залететь в твои ворота, как ты будешь провозглашен главным виновником поражения. Поэтому важна концентрация и психологическая устойчивость. Как раньше говорили? Надежный вратарь — это пятьдесят процентов командного успеха. Естественно, при условии, что и партнеры сыграют дружно и с сердцем.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?