Звезды спорта. Инга Артамонова. Смерть настигла чемпионку в 29

21:05, 22 декабря 2022
svg image
1155
svg image
0
image
Хави идет в печали

Оставалось только покорить олимпийский пьедестал. Все так и было бы, если бы в 29 лет ее жизнь не оборвалась. Не из-за бандитского выстрела или автомобильной катастрофы — нож в сердце вонзил собственный муж Геннадий Воронин. Яркая звезда так и не разгорелась в полную силу на спортивном небосклоне. А осужденный на десять лет убийца провел в местах заключения совсем немного…

Мечты детства
Она хотела стать балериной. Свет рампы, толпы поклонников, белоснежные платья… Что может посоревноваться с такой мечтой? Только покорение космического пространства. Но в ее детстве это было еще научной фантастикой. Родители и отвели ее на балет, показали специалистам свое чадо. Все в один голос отказались: девочка была очень рослой для балета, значит, ничего не получится. Интересно, что сейчас сказала бы по этому поводу Анастасия Волочкова?
Как раз после отказа Инга с родителями проходила мимо площадки, на которой занимались фигуристы. Зрелище заворожило: яркие наряды, коньки, сверкающий лед, высокие прыжки. И девочка с удовольствием окунулась в эту атмосферу. Не балет, однако тоже своего рода искусство. В скором времени юная школьница стала лучшей среди занимающихся. Тренеры были уверены, что успехи пошли бы по нарастающей. Но на одном из медосмотров врачи обнаружили у Инги туберкулез — страшное заболевание, особенно в то время. “Самое невероятное, что потом, когда врачи исследовали анализы более тщательно, никакой болезни не обнаружили! И через полтора года она стала сильнейшей в мире. Правда, в конькобежном спорте”, — рассказывал брат звезды Владимир Артамонов. Но это будет несколько позже.
Никогда не сдаваться
Врачи рекомендовали Артамоновой оставить спорт. Но она была человеком решительным, с характером. И вознамерилась идти до конца. Параллельно с фигурным катанием начала заниматься академической греблей. И в ней быстро набрала обороты. Талант! В 14 лет выиграла первенство Москвы среди девочек, через пару лет — чемпионат СССР среди девушек. Казалось, вот он взлет…
Однако гребля так и не стала любимым видом спорта, и Инга вернулась на лед. Старалась, терпела, тщательно оттачивала элементы. И все же скучные занятия с хореографами вскоре надоели. В 18 лет Артамонова обратила взор на девчат, которые соревнуются в конькобежном спорте. Там нет оценок, судейской субъективности и предвзятости — как пробежишь, такой результат и получишь. И через год стала чемпионкой Москвы, а уже в 20 установила мировой рекорд. Это было феноменально!
Валентина Стенина, подруга Инги, открыла один из секретов ее побед: “Она была весьма своеобразная. Пока стартовый свисток не прозвучит, каталась в теплой шубе. Как только на “ленточку” — сразу снимала ее. И поэтому всегда перед забегами была разогретой”.
Затем последовало новое достижение. В 1957 году Артамонова стала самой молодой в истории этого вида спорта абсолютной чемпионкой мира. Дальше — больше. Победа на чемпионате СССР и еще три мировых рекорда! Инга уже в столь молодом возрасте стала легендой советского спорта. Ее показывали по телевизору, о ней рассказывали по радио, ей писали дети, а на улице не давали прохода поклонники, желавшие получить автограф. Ей даже доверили вести телерепортаж с первомайской демонстрации на Красной площади, и это казалось невероятным. Спортсменка была великолепна во всем: у нее была внешность актрисы и хорошо поставленная речь.
“Инга была удивительно многообразной натурой. Прекрасно двигалась, великолепно танцевала, у нее был отличный музыкальный слух. По дорожке она не бежала, а летела!” — делилась Надежда Титова, близкая подруга Артамоновой.

Семейная жизнь
Молодого, но довольно перспективного конькобежца Геннадия Воронина наша героиня встретила, когда ей было 23. На его фоне Инга смотрелась на порядок успешнее: множество титулов, кубков, медалей. У того — только радужные перспективы. Однако искра, как говорится, проскочила. Сначала они долго присматривались друг к другу. Начали с совместных поездок на тренировки, потом несколько раз сходили в кино, побегали на лыжах. Затем стали жить в одной квартире. Правда, в разных комнатах. Со временем обаяние Геннадия взяло свое, и они поженились. Она любила вязать, он обожал фотографию. Вместе с удовольствием выбирались в лес на пикник.
Воронин на первых порах абсолютно во всем поддерживал талантливую супругу. Со стороны всем казалось, что он живет для Инги и беззаветно ее любит. Какой-то период так и было, но со временем ситуация изменилась. Внешне все оставалось по-прежнему — пара ходила в обнимку. Геннадий с обожанием смотрел на красавицу жену, но близко знавшие Ингу подруги начали замечать: она сильно изменилась. Проблема пары заключалась в том, что Воронин, не добившийся серьезных успехов в спорте, стал завидовать жене и страшно ее ревновать ко всем знакам внимания, которых у нее было в избытке. Ему вдруг показалось, что он недостоин супруги, что она находится с ним рядом временно — и только из жалости. Сначала муж просто устраивал дома скандалы, которые она терпеливо переносила, чтобы не обидеть любимого. Но вскоре дошло до рукоприкладства, и чемпионка стала появляться на тренировках с синяками. Волевая Инга не жаловалась на Воронина, но все отлично понимали, что происходит, и стали избегать общества Геннадия. Это еще больше бесило супруга — он оказался в изоляции, сгорая от переполнявших его обид и домыслов. Когда Артамонова ездила выступать в другие города, муж просто не находил себе места.
Зависть — страшное чувство. Воронин резонно предполагал, что знакомые сравнивают его с Ингой, и ситуация совсем не в его пользу. А человеком он был весьма амбициозным. Возможно, из-за этого и начал изменять. Едва жена отбывала на сборы или соревнования, как он тут же бросался в объятия очередной любовницы. Правда, денег на поклонниц у него не было — тратил средства, которые приносила домой Инга. Та все знала и сильно переживала. Но уходить от мужа-негодяя не спешила — волевая и порядочная женщина не могла просто так разрушить брак, пусть и оказавшийся неудачным.

Замуж за шведа
Артамонова могла устроить себе вполне комфортную жизнь. Когда в 1957-м стала абсолютной чемпионкой мира, ей начал оказывать знаки внимания швед. Симпатичный, состоятельный, успешный на родине. Предложил руку и сердце, гражданство и остальные прелести жизни. Даже поехал за ней в Москву, пробовал решить все организационные вопросы. Но какое там!
А чемпионку после этой связи надолго отстранили от зарубежных поездок.
“Ингу задавила советская система. После связи со шведом она должна быть ходить строго по одной половице. Был такой приказ. И Артамонова была вынуждена ему подчиниться. У нее начались психологические проблемы.
А здесь еще муж-пьяница. Пошла череда травм, и прежнюю Артамонову мы, по большому счету, так больше и не увидели”, — вспоминала Надежда Титова.
“Ее просто отовсюду выкинули. Ну и не важно, что четырехкратная чемпионка мира. Связь с иностранцем — это приговор”, — откровенно делился олимпийский чемпион конькобежец Евгений Гришин.
“Она была необычайно привлекательной, светлой девушкой. Всегда излучала позитив и оптимизм. Раскрепощенная московская девчонка. Смотрела только вперед, никогда не жила вчерашним днем. Очень мечтала об олимпийской медали”, — говорил тренер Юрий Зарчанинов.

Горькая месть
В 29 лет Артамонова все же решилась развестись с Ворониным — в ее жизни появился любимый человек, молодой спортсмен из ее клуба. Перед Новым годом она поставила мужа перед фактом, что уходит от него, собрала вещи и переехала к любимому. Воронин был в ярости: остался без денег, без жены. И 4 января 1966 года он решился на безумный поступок. Экс-супруг пришел к родителям Артамоновой в выходной день. Объяснил, что хочет просто поговорить с Ингой еще раз. В квартире, кроме Артамоновой, были ее мама и брат Владимир, со слов которых и стали известны детали этой ужасной трагедии. Геннадий сидел напротив Инги и разговаривал с ней, а брат находился позади гостя. Разговор шел на повышенных тонах, но ничто не предвещало дикой развязки. Якобы желая что-то сказать бывшей супруге с глазу на глаз, Воронин встал и предложил ей выйти в соседнюю комнату. Но едва Инга поднялась с дивана, как он выхватил нож и ударил ее в левую сторону груди. Владимир вспоминает, что сестра вскрикнула: “Мама, сердце!” Брат обхватил убийцу сзади и прижал его руки к телу, не давая нанести новые удары. Владимиру казалось, что негодяй не смог нанести серьезную рану Инге — она не только осталась на ногах, но даже могла говорить. Часть ножа при ударе отломилась и осталась торчать между ребер, и Артамонова сама выдернула осколок. Позднее врачи сообщили ее родным, что так делать не следовало, это значительно снизило шансы выжить. Затем были и другие ошибки: вместо того чтобы обеспечить раненой покой и немедленно вызвать скорую помощь, мать отвела ее к соседке, живущей двумя этажами ниже, и позвонила в экстренную службу уже оттуда. Врачи приехали быстро, но помочь не смогли — Инга умерла от потери крови на диване в чужой квартире.
Потом был суд над убийцей, который Владимир Артамонов не может спокойно вспоминать. Убийца не только не чувствовал раскаяния, а, наоборот, изо всех сил изображал из себя жертву. Он беззастенчиво лгал, очерняя бывшую жену, рассказывал о ее вымышленных изменах, а под конец слушаний заврался до того, что сделал из Инги шпионку. Он весьма своеобразно поведал о ее знакомстве с иностранцем, а потом с каждым днем приукрашивал эту придуманную историю все новыми подробностями. Ничего другого друзья и родные Инги от мерзавца и не ждали. Но поразило всех другое: следствие и суд изо всех сил подыгрывали убийце. Следователь с сочувствием описывал душевные муки обманутого мужа, а затем вообще заявил, что свидетелей убийства не было, а брат и мать все детали трагического момента просто выдумали.
Артамонову очернили, и в ходе суда жертва выглядела едва ли не как обвиняемая. Гулящая жена с сомнительными связями, не считавшаяся с мужем и постоянно его оскорблявшая, — вот кем представили перед всеми погибшую служители Фемиды. Воронин получил сравнительно мало — десять лет колонии, но пробыл в местах заключения всего полтора года. Его за хорошее поведение перевели на поселение, а еще через три года амнистировали.
Освободившись, женоубийца впал в пьянство и постепенно деградировал. Несостоявшийся конькобежец на улице приставал к бывшим знакомым и искренне огорчался, когда его с презрением отталкивали. В тот момент, когда Геннадий ударил ножом Ингу, он умер для всех, и его друзьями стали собутыльники. Воронин скончался 3 мая 2004 года в родном Дзержинске Нижегородской области всеми забытый и презираемый.
Брат Инги всю свою жизнь посвятил возвращению доброго имени погибшей сестры. Он написал три книги о чемпионке и дал сотни интервью отечественным и зарубежным журналистам, рассказывая о ее замечательной жизни и страшной в своей бессмысленности смерти. Но это было уже после…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?