Мини-футбол. Владимир Жданович. Надо было заканчивать карьеру раньше

21:23, 26 декабря 2022
svg image
456
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но если углубиться в историю, логика прослеживается: лауреат давно входил в пул элитных игроков, а в том сезоне с 28 мячами стал лучшим бомбардиром команды-чемпиона. В итоге случился импульс: игрок помог команде, команда — игроку. Однако впоследствии у Ждановича произошли наинеприятнейшие травмы, которые в самый неподходящий момент “убили” карьеру перспективного футзалиста. Впрочем, в жизни Владимира существует и иная стезя — как и экс-партнеры по “Столице” Лукша и Щербич, Жданович активно практикует в IT-сфере. В этом направлении он благополучно себя реализует, а также активно посещает матчи своего последнего в игровой карьере клуба. На домашних встречах “Столицы” Жданович всегда желанный гость. Причем появляется он вместе с семьей.
Травмы травмами, но футзальная точка была поставлена главным образом из-за основной сферы деятельности. Почему совмещение показалось для игрока неуместным? Почему он принял решение завершить карьеру? На эти и другие вопросы Жданович ответил спустя годы после окончания спортивной карьеры.

— Гомельская СДЮСШОР-8 проторила дорожку в футбол?
— Да, заниматься им начал именно в этой школе. Особых ожиданий или целей для достижения успеха не было. Единственным мотиватором была огромная любовь к футболу. Помимо тренировок, много времени с мячом проводил во дворе.

— Первый тренер Виктор Красников был требовательным?
— Особых требований к себе даже и не припомню. Но это был первый опыт полноценного тренировочного процесса: упражнения, установки, конкуренция за место в составе и прочие атрибуты взрослого футбола. Изначально не заострял на этом внимания. Понял важность тренерского подхода со временем.

— Некоторые игровые аспекты пригодились затем в футзале?
— Скорее наоборот, футзальные навыки помогали футболу. Зимой мы тренировались в зале и, как мне кажется, там я лучше себя проявлял. Возможно, потому что параллельно проводил уйму времени в школьном спортзале с одноклассниками. В итоге на ограниченном пространстве чувствовал себя комфортнее. В будущем эти качества пригодились.

— Есть информация, что не большой футбол отказался от тебя, а ты от него. Решающую роль сыграло поступление в БГУ…
— Да. Будучи учащимся одиннадцатого класса, прошел просмотр и сборы с дублем “Гомеля”. Вскоре мне предложили контракт. Но я вынужден был отказаться, так как уже весной, в начале сезона, понимал, что в сентябре буду студентом университета либо в Санкт-Петербурге, либо в Минске. Поэтому сделал выбор в пользу образования. В итоге получилось, что две параллельные линии — футбол и учеба — сошлись в одной точке.

— Во время учебы про футбол не забывал?
— После переезда в Минск начал играть за сборную БГУ. Мой хороший товарищ футбольный агент Евгений Гайдук в первые месяцы пребывания в столице настаивал, чтобы я вернулся в профессиональный футбол и даже организовал просмотр в минском “Динамо”, на который я в итоге намеренно не пошел.
Хотел сконцентрироваться на учебе. И при этом прекрасно понимал, что с большим футболом она несовместима. В сборной БГУ с тренером Анатолием Даниловичем Дедюлей мы заняли третье место на первенстве вузов, что для БГУ на то время было отличным результатом. Все-таки университет не совсем спортивного плана, хотя студентов на различных факультетах много, и тренерам было из кого выбирать для соревнований по различным видам. Тот турнир для меня сложился удачно, пригласили попробовать силы в гомельской футзальной команде БТЭУ в высшей лиге.
Отдельно хочу отметить, что в университетский период на мое футбольное мировоззрение очень сильно повлиял Виталий Крупица — царство ему небесное. Он всегда был в роли старшего товарища и наставника. До сих пор храню теплые воспоминания о нем.

— Помнишь дебют в высшей лиге? БТЭУ тогда “кусал” фаворитов. Говорят, что один из мячей из-под тебя забил лучший бомбардир всех времен и народов Сергей Лагутко.
— Да, так и было. Это был мой первый матч в высшей лиге. Мы его закончили с каким-то хоккейным счетом — то ли 9:10, то ли 8:9. Проиграли в Гомеле “Борисову”-900. Конечно, подробности помнятся с трудом, но если Лагутко действительно забивал из-под меня, то это на самом деле лестно.

— Большой вклад в твое становление вложили тренеры Юрий Поклад и Андрей Толмач…
— Сказал бы иначе: они полностью сформировали меня как игрока и личность. Именно они открыли мне глаза на многие вещи в футзале, начиная с тактических моментов и заканчивая психологией и настроем на игры. Юрий Леонидович безмерно верил в меня. Первые два курса моего обучения в университете он постоянно уговаривал начать тренироваться в футзальной команде на регулярной основе. Много раз повторял как мантру: в будущем я стану одним из лучших зальных игроков страны. Он был очень настойчивым. В итоге на третьем курсе я согласился попробовать совмещать тренировки в БГУФКе-“Моноракурсе” с учебой в университете. И действительно, Леонидович оказался прав — начало неплохо получаться. Наверное, совмещение добавило дисциплинированности в обоих жизненных аспектах.

— БГУФК-“Моноракурс”, “Верас”, “Дорожник” — чувствовал в них себя комфортно?
— Да, везде было хорошо. Вот только полгода, проведенные в “Верасе”, были сложными из-за логистики. К тому времени я уже начал работать в компании “СофтКлуб” по основной специальности. Сейчас идея три-четыре раза в неделю ездить в Несвиж на тренировки кажется мне странноватой. Но тогда я был молод и пошел на такой шаг по неопытности. Жалею? Скорее всего, нет.

— Ты становился чемпионом Беларуси дважды кряду, причем в разных командах. Давний переход из “Витэна” в “Столицу” был сложен?
— Слушай, в те годы из “Витэна” в “Столицу” просто так не переходили. Была некая “чуйка”.

— Ты работал в компании “СофтКлуб”. Было давление со стороны ее руководства?
— Переход был сложен прежде всего тем, что мне пришлось пропустить Лигу чемпионов в составе “Витэна”. Психологически непросто понимать, что участие в еврокубке я зарабатывал вместе с бывшими одноклубниками. Но, с другой стороны, “Столица” базировалась в Минске. Этот факт серьезно влиял и упрощал мне жизнь. Да и уже тогда я знал об амбициозных планах минского клуба. Даже подспудно понимал, что через несколько сезонов эти команды будут равнозначными. На деле же оказалось, что конкуренцию “Столица” составила гораздо раньше — в первый же год.

— Сравнивать два титула явно не с руки?
— Да. Это были абсолютно разные команды. Тогда и формат первенство был иным. Триумф с “Витэном” — во время последнего “гладкого” чемпионата, без плей-офф. Но на каждую игру тренерский штаб нас настраивал как на самую важную, независимо от соперника. Я даже сказал бы, что в команде чувствовалось постоянное напряжение. Мы могли играть с не самым сильным соперником, ведя к перерыву, например, в пять мячей. Однако в раздевалке нас все равно накручивали и требовали максимального результата. Выдохнули, когда фактически стали чемпионами за пару туров до окончания сезона.
Чемпионство со “Столицей” — совсем другая история. В прямом смысле слова — неожиданность. Руководство перед нами даже цели такой не ставило — просто успешно дебютировать только что созданной командой. Первый сезон — нужно присмотреться к высшей лиге. А тут сразу чемпионы! Это было реально по-киношному!
Тот плей-офф стал действительно майским “безумием”. Решающий матч финального раунда команды играли на следующий день. Мы провели одиннадцать встреч в течение месяца. И всегда “Столица” определяла победителя в последних матчах. Физически и морально мы были выхолощены. Прошли изнурительный путь. При этом приходилось обороняться в каждой игре. То чемпионство стало особенным в моей жизни. И, думаю, останется таким же ценным для моих партнеров. Подобные эмоции повторить невозможно.

— Признание лучшим игроком сезона на награждении в ресторане “Госцi” опешило?
— Не ожидал, от слова “совсем”! В первую очередь мы были в шоке от чемпионства. А о победе в какой-либо номинации даже не помышлял. Эмоции и без того били через край. А здесь прямо на банкете мне вручают статуэтку лучшего. Безусловно, было очень приятно получить награду. До сих пор приз занимает у меня в рабочем кабинете почетное место. Он напоминает о хороших временах и о том, что для достижения какой-либо цели нужно приложить очень много усилий. А их мы приложили действительно немало. И спасибо нашему генеральному директору Владимиру Григорьевичу Сиротко, что шел навстречу, позволяя совмещать тренировки, игры и работу в компании.

— Твоя звезда погасла очень быстро. Почему решил в возрасте чуть за тридцать завершить карьеру?
— Начало появляться все больше задач на основном месте работы в “СофтКлубе”. А для того чтобы оставаться конкурентоспособным в футзале, нужно было ему уделять еще больше времени. Пришла пора определяться. Сейчас задним числом понимаю, что заканчивать надо было еще раньше — лет в 28. Но игра не отпускала.

— В твоей карьере были несколько топ-турниров. Однако в составе национальной сборной сыграть на Евро не удалось.
— Да, тогда в очень обидной ситуации повредил коленные связки на игре первенства города за БГУ. Пролетел мимо Евро, хотя за путевку сражался вместе с ребятами, с которыми общаюсь до сих пор. На тот момент, будучи игроком сборной, не стоило рисковать матчами за университет. Но если рассуждать философски, травмы — неотъемлемая часть футбола.
А из памятных поединков за сборную вспоминаются выезды в Бразилию, Италию. Поездка в Ливию запомнилась антуражем и экзотикой страны, которая коренным образом отличается от нашей. В общем, игровая карьера прожита не зря.

— К чемпионату мира среди студентов ты готовился самостоятельно. Однако при этом показал высочайший уровень футзала. Действительно тот отрезок пришелся на лучшие годы?
— Был отпуск после насыщенного победного плей-офф в составе “Столицы”. Отдыхал как раз в Испании, где предстояло сыграть в составе студенческой сборной. Конечно, было странно, что я только в Малаге присоединился к ребятам, которые усиленно готовились к турниру дома. Но при этом, отдыхая и восстанавливаясь, поддерживал форму. Каждое утро бегал кроссы в соседнюю деревушку и обратно. Но, честно признаюсь, мяча все это время не видел. К нему пришлось привыкать по ходу турнира. Слава богу, изначально был предусмотрен групповой этап. Не скажу, что был в идеальных физических кондициях даже перед плей-офф чемпионата мира. Хорошо, что все сложилось для нашей команды удачно, и я своим мастерством помог. Та бронза, уверен, лучшее достижение в истории белорусского футзала.

— В первый чемпионский год по ходу второго круга ваш квартет выдавал сумасшедшую игру. Как удалось столь быстро найти взаимопонимание?
— Мне кажется, удачно сложился пазл из сильных качеств игроков нашей четверки. Мы были сбалансированы на всех позициях. У нас был опытнейший защитник и распасовщик Евгений Юнаков, который знал, что такое играть в Лиге чемпионов против сильнейших команд Европы. Отличный дриблер Денис Гуменюк, которому не представляло труда обыграть соперника один в один. Молодой талант Евгений Чернейко, добавлявший нам движения и мотивации. А моей ролью было завершать атаки и быть проворнее защитников соперников в штрафной площади. Добавим к этому наше сумасшедшее старание и немного удачи — вот и весь рецепт чемпионства для начинающей команды.

— Была тяжелая травма, которую пришлось лечить с помощью мануального терапевта… Что тогда случилось?
— Там была эпопея на 25+ врачей. Однажды даже завел таблицу, чтобы не потеряться в заключениях и специализациях докторов, у которых обследовался. Ездил в известную спортивную клинику Villa Stuart в Риме. Супруга даже начала подозревать, что мне боли мерещатся, потому что после такого количества обследований, которые ничего не выявляли, сложно было поверить, что со мной что-то не так. Помню, периодически ходил на школьный стадион рядом с домом, чтобы убедиться, действительно ли испытываю боль или у меня “крыша поехала” и это “фантомные” боли. Но потом нашли проблему в защемлении бедренного нерва и отделались легким лечением. Однако при этом я потерял целый сезон.

— Прощание с футзалом отозвалось в душе?
— Мы с игрой расстались спокойно. Философски относился к моментам, когда понимал, что вещи, которые делал раньше, на том же уровне сделать уже не смогу. Со стороны наблюдал за спортивным старением. Любопытный опыт, не всегда доступный в других профессиях. Представьте электрика, который со временем начинает терять форму и забывает, какие провода соединять. Нужно время, чтобы все это осознать, а не бессмысленно бороться с естественным процессом.

— Были мысли вернуться в футзал?
— Ой нет. Получаю удовольствие от любительского футбола несколько раз в неделю. На профессиональные рельсы совсем не тянет. Да и зачем мне терять репутацию? И если даже не было бы хорошей работы в “СофтКлубе”, в игру не вернулся бы.

— Внимание к “Столице” не ослабло?
— Честно скажу: иногда не могу себя заставить смотреть матчи с несопоставимыми соперниками. Но когда проходят встречи с конкурентами по таблице, матчи стараюсь не пропускать. За ребят очень переживаю. Особенно за тех, с кем провел не один сезон и пролил не один литр пота.

— Назови квартет, с которым прочувствовал самый смак игры?
— Не стал бы выделять конкретных исполнителей. Мне посчастливилось поиграть со многими крутыми футзалистами. Вспомнил бы ребят, от которых, мне как игроку передней линии всегда было в удовольствие получить умный и хитрый пас. Это Леша Юрага, Женя Юнаков, Тарас Королишин. С ними мы чувствовали игру, понимали друг друга. Я знал, что можно ожидать мяч в нужное время и в нужном месте. И это было на уровне интуиции.

— Кто из партнеров был самым необычным, загадочным, непредсказуемым?
— Скучаю по игре Бето. Он придавал чемпионату яркости, оригинальности, бразильской футзальной изящности.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?