Тамара Басей. Побеждает тот, у кого характер
“Не могу пока отчислить. Она не пропускает занятий. И такого характера нет ни у кого”, — переубеждал коллегу тренер по гандболу.
Тогда и решила Тамара БАСЕЙ, что обязательно пробьется наверх.
Сегодня она — единственный в Беларуси тренер женских команд, имеющий пятидесятилетний стаж. Известная наставница выпустила 14 спортивных классов. О воспитанницах может говорить бесконечно. Называет их по-матерински “мои девочки”. А как иначе, ведь со своими ученицами проводит больше времени, чем их родители.
— Работала и с детьми, и с национальными командами, и в клубе “Аркатрон”. Ныне у меня в классе 18 человек. Занимаются девятый год. А мои бывшие выпускницы уже своих дочерей приводят в секцию. До сих пор воспитанницы выступают в чемпионате страны и играют за сборную.
— Как вы оказались в гандболе?
— Отец отстраивал послевоенный Минск. Мы жили в бараке в районе велозавода. Потом нам дали квартиру в Зеленом Луге. Однажды в сотую школу, где я училась, пришел тренер Арсений Михайлович Залевский. Он приехал с Украины и набирал детей в секцию. Мне было 12 лет. Решилась на этот шаг. Все сразу понравилось.
— Понимали, куда идете?
— Для всех это было открытие. Мы ничего не знали о гандболе. Я ведь росла бандиткой, очень подвижная была, занималась гимнастикой. Природа наградила быстротой, смелостью, характером. Конечно, поначалу было сложно — уступала в росте многим. Но мне так нравился этот вид спорта! Выступала за старший возраст на Всесоюзной спартакиаде школьников в Ереване. Мы тогда стали бронзовыми призерами. Была чемпионкой Советского Союза. Потом играла в “Технологе”, в “Экономисте”. Выступала в чемпионате СССР. Команды там были все сильные. В молодежных соревнованиях мы все время становились призерами. В 19 лет присвоили звание мастера спорта.
Чтобы было больше времени для тренировок, поступила в Республиканскую школу тренеров. Там учились многие известные спортсмены. По распределению попала в Малориту, где дебютировала на тренерском поприще. Очень нравилось, но тяжело болел папа, мама оставалась одна, и я вернулась. Пришла работать в СДЮШОР-5, где когда-то занималась сама. Вышла замуж. Но затем, когда школу закрыли, перешла в профсоюзы. Тогда женских тренеров вообще не было, даже не знаю, как я работала среди одних мужчин.
— Какой характер воспитывает гандбол?
— Это сложный вид спорта, особенно для девочек. Очень жесткий, контактный, постоянные травмы, однако и интересный. Есть доля секунды, чтобы произвести бросок, дать пас, убежать. Здесь нужны сила, скорость, выносливость, мышление. Но, наверное, именно этим и затягивает игра. Смотреть женские соревнования по гандболу намного интереснее, чем мужские, — много эмоций, всегда чередуются печаль и радость. Еще минуту играть, а девочка уже рыдает. В итоге промахнулась — ничья. Плачут все. Слезы им вытираю, учу, что надо бороться до конца.
— Как сами справляетесь с эмоциями?
— Успокаиваю себя. Знаю каждого ребенка, как к нему подойти. Родителей воспитываю. С учителями постоянно на связи. На соревнования с плохими оценками у меня не ездят.
— Вспомните драматические случаи из практики.
— У меня была такая классная команда в “Аркатроне”! Сейчас некоторые из нее за границей играют. Одна моя выпускница с Кипра организовала мне юбилей в Минске и собрала остальных девочек 1981 года рождения. Ох и заставили они меня поволноваться после восьмого класса. Мы были на сборах. Прихожу вечером проверять — а в комнате мальчики сидят. Было еще не поздно, но ребята стали с балкона перебираться на нижний этаж. И здесь уже не сдержалась. Отругала девчат за такое поведение и закрыла в комнате. Это были мои лучшие бойцы. У каждой характер. Как они играли! На тренировке друг другу волосы вырывали. Но все равно любимые. Утром прихожу на зарядку — нет троицы нарушителей. Они рано утром сбежали. В дверях записка: “Мы не заслужили такого наказания”.
Понимаю, что кругом лес и до трассы они самостоятельно не доберутся. Надо МЧС или милицию вызывать. Другие педагоги успокаивают: не спеши, никуда не денутся, вернутся. Наступил вечер, переживаю. Все в лагере предупреждены, наблюдаем. И тут передают, что побежали мои в столовую за хлебом, ужин ведь прошел. А потом спрятались на территории. Нахожу их в темноте: “Здравствуйте!” Провела воспитательную беседу. Родителям сказала: “Забирайте, больше не хочу с ними работать”. Представляете, как тяжело далось такое решение. Они же были лучшими игроками. Но потом смягчилась и все же оставила девчат. Людьми стали, семьи хорошие создали, работают.
— Травмы ломали характер ваших подопечных?
— Травмы были у всех. Кого-то даже оперировали. Я очень бережно к детям отношусь. У нас жесткое покрытие. Если провожу бросковую тренировку, обязательно расстилаем гимнастические маты, чтобы приземляться было легче. Всякое случалось, иногда сердце просто замирало. Вратарь дает пас, а игрок бежит и передачу ловит — встречаются голова в голову, теряют сознание. Держу одну из девочек, чтобы язык не запал, пока врач придет. К счастью, все обошлось. Но в основном страдают колени, голеностопы. Естественно, не хочется, чтобы у девочек ножки синие были.
Себя в детстве не берегла. Носилась травмированная. Колени были сбиты, ключица болела. Однажды тренер отвозил домой: на меня девочка упала, и я получила сильное растяжение связок, голову не могла повернуть.
Мама с отцом запретили ходить на тренировки. Сразу им сказала, что тогда с балкона спрыгну, но все равно пойду заниматься. Мы же в те времена и на улице играли в гандбол. Травмы плеча были, вывихи, пальцы переломаны, мениски вырезаны. Залечила — и снова в бой. Мало того: если что-то болело, тренеру боялась признаться.
— Что сформировало такой бойцовский характер?
— Улица. Мы со старшим братом дома не бывали — на лыжне, катке, в играх время проводили. Скакалку из рук не выпускала. Соседка как-то к маме заходит: “Смотри, твоя уже полчаса прыгает не переставая — на спор”. Мы были физически развиты, бегали все время. Я, как зверушка, никому не уступала. Если кто-то обидит, прибегу, хотя и не сразу, ущипну.
С командой весь Союз объездили. Тогда было очень много соревнований: Азербайджан, Армения, Грузия, Украина, Россия. Помню, в Ереване стояла жуткая жара. Бежим утром на зарядку, а там абрикосы. Набросились на них, животы потом болели. Очень сильные команды играли. В республике постоянно чемпионками были. Мне еще повезло: могла выступать и за старший возраст, и за младший. И своих девочек учу давать отпор в матчах, воспитываю в них спортивный характер. Побеждает тот, кто сильнее и характером, и техникой, и тактикой.
— Что почерпнули от своих наставников?
— Больше всего научил Залевский. Он чувствовал, что из меня выйдет толк. Говорил маме: “Тамара еще в моем подчинении будет”. Так и получилось, когда была старшим тренером в отделении. Арсений Михайлович подсказывал, учил, как лучше работать. Я так ему и не призналась, что слышала в детстве его разговор с моим учителем физкультуры, который убеждал, что я слабая и меня нужно отчислить. Но он в меня поверил.
— Сразу видите, получится из ребенка гандболист или нет?
— Сейчас сразу. Единственный раз ошиблась, когда работала в профсоюзной школе. Приехали в Слуцк на республиканские соревнования из маленького зала с юной командой и всех там обыграли, даже дружину моего бывшего тренера. Меня стали уговаривать перейти тренировать в большой зал. Согласилась. Так оказалась в училище олимпийского резерва по гандболу, где работаю до сих пор. Ко мне ходила Света Черечеча за компанию со старшей сестрой. Маленькая, худенькая, не росла, чуть что — слезы. Даже не думала, что заберу к себе. Ее мама говорила: “Зачем она вам? Будет только плакать”. А у меня недобор. И попросила маму отдать Свету мне в класс. Она левша, а это очень ценится в гандболе. Такого сильного леворукого игрока у нас больше не было. А раскрылась девчонка только в десятом классе. Потом ее в сборную забрали, за границей года два отыграла. Никогда бы не подумала, что из нее такая классная гандболистка получится. А человек-то какой замечательный вырос!
— Чем для жизни хорош гандбол, если в будущем выпускник класса не свяжет свою жизнь со спортом?
— Эта игра закаляет характер. Девчонки получают новые знания, становятся более раскрепощенными, учатся дружить. Некоторые до сих пор общаются семьями, хотя уже столько лет прошло.
— Какие тренерские принципы для вас на первом месте?
— Не все становятся спортсменками, но человеческие качества, умение дружить, взаимопонимание, доброе отношение друг к другу, к старшим воспитываются в поездках в том числе. Приезжаем куда-нибудь, а в комнату к некоторым не зайти — беспорядок. Учу, что надо за собой убирать, прививаю аккуратность. Для меня важно, чтобы все выросли добрыми, отзывчивыми людьми, и, конечно, хочется, чтобы они стали хорошими гандболистками: попали в национальную сборную, играли в сильных клубах. Это сейчас мы за границу не ездим. А я вспоминаю, как возила девочек на соревнования во Францию, Италию, Португалию, Германию, Австрию. Они жили в семьях, знакомились с местной культурой, на экскурсии ходили. Каждый год отправлялись на оздоровление на море. Разве могли родители обеспечить такой отдых? Хорошо, что сейчас в России детские турниры есть.
— По вашему мнению, у каждого ли спортсмена есть свой предел, или потенциал не ограничен?
— Ограничен. Из восемнадцати человек в классе хорошими мастерами могут стать только восемь-десять. Но среднее образование они получат в любом случае. Поступят в вузы легко, потому что имеют разряд, будут играть за свое учебное заведение. Некоторые мои выпускницы работают тренерами. Другие приводят своих детей ко мне на занятия. Я привила им любовь к гандболу — это приятно.
— Что самое сложное в воспитании спортсмена?
— Для меня — ничего. Может, потому, что работаю с любовью. Никогда не имела серьезных проблем с детьми. Если вижу, что кто-то ходит на занятия просто за компанию, но не трудится — отчисляю. К счастью, такого практически не бывает. Набрала детей в класс — значит, несу за них ответственность. Мне родители доверили. Многие приезжают на тренировки из другого конца города. Поэтому стараюсь, чтобы каждый ребенок дошел до выпускного класса, а уже потом определился с профессией. Вообще-то я строгий тренер.
— Наказываете двоечников?
— Да. У нас есть специальные дополнительные упражнения. С подопечными провожу больше времени, чем их родители. Вместе на занятиях, соревнованиях, в лагере. Воспитываю. Дети разные, и с ними очень интересно. Спортивные достижения позволяли мне поступить в любой вуз, но кабинетная работа — не мое призвание. Люблю учеников, люблю гандбол.
— Вы заразили им и своего сына?
— Мой муж, Леонид Басей, работал главным экономистом на птицефабрике. Он очень умный, окончил школу с золотой медалью. Умер рано, в 45 лет. Я одна поднимала сына, много работала, чтобы были деньги. Благодарна семье, которая помогала, поддерживала. Саша окончил специализированный гандбольный класс. Теперь Александр Леонидович — преподаватель в 182-й школе. Его ученики показывают хорошие результаты. Очень любит деток, работает с душой. Старший внук Никита заочно учится на дизайнера в Литве. Немного занимался гандболом, но из-за проблем со зрением спорт пришлось оставить. Младший внук Вова учится в девятом классе, любит баскетбол. Он музыкальный мальчик, в маму. Участвует в вахтах памяти.
— Насколько гандбол интересен школьникам?
— Это популярный вид спорта, но стало сложнее производить набор. Раньше прошел по любой школе — и у тебя на первой тренировке 30 человек. Сейчас же во всех видах спорта трудности. Ребята часто предпочитают домашнюю обстановку.
Когда-то девочки были физически сильнее. Теперь новички и бегать толком не умеют. Только отвлекусь — они уже в телефонах. Чаще приходится повторять, они хуже запоминают. Но работать можно. Есть таланты.
На соревнованиях вожу подопечных на экскурсии. Нас тоже тренер так образовывал. Стараюсь, чтобы девочки брали с собой учебники, ведь школа — это важно. Не каждая из занимающихся потом останется в спорте. У моих выпускников обычно стопроцентное поступление.
— Вы воспитали не одно поколение гандболисток. Какие качества особенно востребованы в игре?
— Меняются правила. Добавляются новые тактические действия, физические кондиции нужны другие. Раньше был упор в основном на технику, а сейчас гандбол — скоростная игра: требуется выстроить перемещения, создать мощный центр, научить комбинациям. Но техника все так же остается в приоритете.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь