ИТОГИ СЕЗОНА. Александр Борисов: остаюсь в "Виталюре"

14:34, 28 апреля 2006
svg image
2178
svg image
0
image
Хави идет в печали

Грустный старт, веселый финиш

— Сан Саныч, еще раз поздравляем с победой. Для вас было принципиальным не доводить дело до плей-офф?
— Гродненская команда лучше укомплектована, и мы не хотели рисковать: в пяти матчах всякое могло случиться. Тем более что у нас на три недели из-за травмы выпал Володя Шарко — он снял гипс буквально накануне последних игр. Поэтому полностью сконцентрировались на встречах заключительного тура, которые, по сути, стали финальными. Думаю, по части психологии мы имели превосходство перед гродненцами, ведь даже в худшем случае за нами оставалось преимущество домашней площадки. В то же время поставили перед собой задачу выложиться по максимуму и завершить чемпионат досрочно. И у нас это получилось.

— “Гродно-93” проиграл, и главный тренер Александр Попков оказался под угрозой увольнения. Не жаль коллегу?
— Жаль, а что делать? Я провел в “Гродно-93” шесть лет — приличный отрезок. Одним из критериев результата там всегда была стабильность. Мы аккуратно занимались комплектованием, точечно подбирали игроков. В последние же два года, насколько могу судить, селекция идет хаотично. Но если уж решили делать так, то предоставьте тренеру время на создание команды. Набор хороших баскетболистов — еще не коллектив. Вспоминаю, как сложно мне пришлось в дебютный сезон в “Гродно-93”. Выиграли чемпионат, но с большим трудом. Потом, когда состав стабилизировался, а игра была отлажена, стало значительно проще. Но на это потребовался определенный срок. Посмотрите, сколько баскетболистов и тренеров сменилось в “Гродно-93” за последнее время. А ведь в этом нет ничего хорошего. Игроки должны привыкать к тренеру, к его требованиям, взглядам на баскетбол. В Гродно другой результат, кроме победного, уже не приемлют. И когда дело не пошло, стали нервничать, шарахаться из стороны в сторону, вместо того чтобы спокойно оценить ситуацию и найти пути возвращения в лидеры.

— Старт и финиш прошедшего сезона принесли вам диаметрально противоположные чувства. Начали его вы в Черкассах, однако недолго оставались у руля “Черкасских мавп”.
— Да, подготовил команду к чемпионату Украины, сыграл всего один матч — и неожиданно попросили написать заявление “по собственному желанию”. А уступили-то “Азовмашу” — одному из двух безусловных лидеров первенства. Я понимаю, если бы доработал до декабря, а результата не было, тогда и отставка выглядела бы логичной. А так…

— Между тем в интервью украинской газете “Команда” президент клуба “Черкасские мавпы” Сергей Одарич заявил, что вашей проблемой было неверие в возможности команды занять призовое место.
— А мне он говорил совсем другое. Передо мной ставили задачу попасть в плей-офф и финишировать шестыми. Когда разговор шел о комплектовании, просили, чтобы делал упор на украинских ребят. Поэтому пригласили только центрового американца. Но едва пришел новый тренер, Подковыров, кстати, воспитанник клубного спонсора, как сразу появились два серба, другие иностранцы. Конечно, если вложить значительно большие деньги в комплектование, то и отдача должна быть совсем иной. Но при чем здесь, извините, мое неверие? Я ведь оценивал шансы команды в ее первоначальном состоянии.

— Зато окончание сезона наверняка доставило вам приятные минуты. Скажите, когда в середине февраля вам предложили сменить Михаила Феймана в качестве наставника “Виталюра”, сразу согласились?
— Наоборот, сделал паузу. Ситуация была неоднозначной: команда лидировала в чемпионате, веских причин для увольнения тренера вроде бы не было. Я выждал, надеясь, что руководство все-таки найдет компромисс с Фейманом. Но когда мне во второй раз предложили, и при этом сказали, что смена состоится в любом случае — если не я, то кто-то другой, — дал согласие. Хотя принимать команду в такой ситуации непросто: оставался один круг, “Гродно-93” наступал на пятки, стала проявляться нестабильность в игре. Но вышли из положения с честью — отстояли чемпионское звание.

— Как формулировали свою основную цель?
— Первое и главное — добиться результата. Мотивация была высокой, а это для меня важно, я привык бороться только за первое место. Нужно было безболезненно войти в команду, сохранить все лучшее, кое-что улучшить. Ведь ломать тактику нельзя было — наработать что-то новое времени нет. И еще важный момент: мне нужна была практика. Есть тренеры, больше тяготеющие к организационной работе, я же отношусь к тем, кому необходима каждодневная работа в зале.

— Почему речь шла только о контракте до конца сезона?
— Мне так предложили — я согласился.

— После смены власти в “Виталюре” ваши отношения с Фейманом не ухудшились?
— Вроде бы нет. Я его поздравил с днем рождения, он меня — мы с ним оба апрельские. Михаил Аркадьевич — профессионал и прекрасно понимает, что я его не подсиживал. А случиться подобное могло с любым тренером. Я сам несколько раз был в схожей ситуации, причем на более высоком уровне, и, поверьте, падать было намного больнее. Такова наша профессия: к сожалению, социальной защиты мы практически лишены.

— После отставки Феймана основной спонсор “Виталюра” Александр Яцук в интервью “Прессболу” сформулировал причину весьма туманно: якобы тренер не выполнял некоторые договоренности, достигнутые перед началом чемпионата. Если говорить обычным языком, а не эзоповым, то речь шла о том, что Фейман давал слишком мало игрового времени сыну Яцука — Юрию. Перед вами ставилась конкретная задача на этот счет?
— Нет, задачи не было. Только пожелание больше задействовать молодых ребят, в том числе и Юру. Я профессиональный тренер, отработал более тридцати лет в баскетболе, и у меня не было случаев, чтобы диктовали, кого я должен выпускать на площадку. Пожелания были, причем от очень влиятельных людей. Старался их выполнять по мере возможности, но не более того.

Силен местечковый интерес

— Ваш первый выезд, как только приняли “Виталюр”, предстоял в Гродно, где победить Борисова считалось делом принципа.
— Я прекрасно понимал, что нас ждет. Поэтому настраивался на победу в одном из матчей. Так и вышло. Провести всего две тренировки и сыграть вничью с претендентом на золото на его площадке, я считаю, для дебюта — отличный результат.

— Если коснуться персоналий, кто из подопечных вас особо порадовал?
— Могу говорить только о том периоде, что я отработал в команде. Безусловно, стоит отметить Жору Кондрусевича, здорово отыгравшего в важных встречах с “Локомотивом” и “Гродно-93”. Бесценен опыт Леши Пынтикова. Володя Шарко проявил бойцовские качества, быстро вернувшись в строй после перелома кисти. В решающих поединках присутствие на площадке капитана было исключительно важным в психологическом плане. Хорошо выглядел Саша Бибик — удачно играл на подборе, регулярно забивал по 12-15 очков. Это парадокс, но при росте в 196 сантиметров он является одним из сильнейших в Беларуси четвертых номеров. Молодые ребята отыграли нестабильно — были удачные матчи и не очень. Но это и свойственно молодежи, у нее все впереди.

— А Ринкявичюс? По-моему, приобретение литовского плеймейкера стало весьма ценным для “Виталюра”.
— Не буду спорить. Когда пришел в команду, сразу провел с ним беседу. Томас слишком увлекался индивидуальными действиями. С одной стороны, это хорошо, когда баскетболист проявляет инициативу. Но с другой — игрок его амплуа не должен тянуть одеяло на себя. Партнеры нервничают, когда долго не получают мяч, ломается структура командной игры. Постарался убедить Ринкявичюса, чтобы он, сохраняя индивидуальность и агрессивность, больше занимался организационными действиями. Он парень грамотный, и матчи с Витебском и Гродно показали, что понял меня.

— По ходу сезона “Виталюр” хотел дозаявить Дмитрия Кузьмина, который после увольнения из питерского “Динамо” оказался не у дел. Однако исполком федерации вашу идею не поддержал. Были разочарованы?
— После приезда в Минск Дима постоянно тренировался с нами, был в очень хорошей форме. Я посчитал, что для сборной, которой Кузьмин в этом году намерен помочь, было бы полезно, чтобы баскетболист имел игровую практику. Но члены исполкома приняли противоположное решение. Надо полагать, в интересах белорусского баскетбола.

— Решение неверное?
— Придерживаюсь того мнения, что федерация должна быть последовательной. В прошлом году, когда я был в Витебске и мы хотели дозаявить Алексеева, — нам запретили. В то же время в составах “Гродно-93” и “Виталюра” появились Кучинский и Коршук. Беда нашего исполкома в том, что часто на его решения сильно влияет местечковый интерес.

Играть следует до мая

— Признайтесь, вам интересен чемпионат, в котором выступает всего шесть команд?
— Можно оставить и четыре — квалифицированных игроков у нас и на столько не хватит. Наверное, для болельщиков лучше, чтобы в каждом матче этого квартета была рубка. Но в целом ничего хорошего это не даст. Думаю, при общем развитии нашего баскетбола восемь команд — оптимальное количество. Надеюсь, в следующем первенстве так и будет.

— Ваше отношение к нынешней системе проведения чемпионата?
— Отрицательное. Есть отработанная за многие годы схема: играем каждый с каждым в несколько кругов, затем плей-офф. Причем в классическом варианте, когда первый встречается с восьмым, второй с седьмым и так далее. В таком случае даже у аутсайдера появляется шанс проявить себя еще раз. Иногда от функционеров федерации приходилось слышать, что подобная система уже неинтересна. Но ведь интересным должен быть не регламент, а игры, их антураж, организация. Надо работать над тем, чтобы строились классные залы, в которые приходило бы много болельщиков, чтобы были развлекательные программы, группы поддержки, буклеты, буфеты, реклама, телевидение. Все для того, чтобы человек отдохнул и получил удовольствие от баскетбола. В НБА годами не меняется регламент, а интерес к чемпионату только растет.

— Несовершенство предложенной федерацией системы заключается хотя бы в том, что четыре из шести команд завершили чемпионат уже 25 марта.
— Разве это нормально? Чем заниматься в остальное время? Потихоньку тренируемся, снижаем нагрузки. Но ведь нельзя этот процесс растягивать до бесконечности. И получается, что команду надо распускать в отпуск на четыре месяца! Это даже с медицинской точки зрения делать вредно.

— Но ведь федерация не просто берет регламент с потолка, а отталкивается от финансовых возможностей клубов, которые, собственно, и дают деньги на проведение чемпионата в качестве заявочных взносов. Некоторые до сих пор не расплатились.
— Я не критикую, просто выражаю свое мнение. Знаю, какое у нас финансовое положение, но считаю, что нормальную серию плей-офф мы могли бы провести. Вон ОЗАА с “Локомотивом” рубились весь апрель: и командам хорошо, и болельщикам интересно. А вообще я уверен, что первенство должно заканчиваться в середине мая.

Рекорд “Гродно-93” побить нельзя

— Любопытная деталь: среди лучших снайперов чемпионата не оказалось баскетболистов двух ведущих клубов.
— Ничего страшного в этом не вижу. Когда я работал в “Гродно-93”, у нас не было ярко выраженных снайперов, зато по 30-40 очков выигрывали. Что толку, если есть снайпер, а команда уступает? Я не против того, чтобы игроки много забивали, но во главе угла должна стоять победа. И, кстати, ребята привыкают радоваться тому, что спорится общее дело, а не конкурировать, кто кого перебросает.

— “Виталюр” в первенстве одержал тридцать четыре победы и шесть раз проиграл. Для чемпиона это нормальное соотношение?
— Вполне, если оно позволило занять первое место. Конечно, в истории белорусских чемпионатов есть примеры, когда фаворит вообще не проигрывал. Подобные достижения “Гродно-93” побить нельзя, можно только повторить. Но при сегодняшнем положении дел в высшей лиге рассчитывать на это не приходится — уровень четырех ведущих клубов подравнялся. И хорошо. Чемпионат стал менее предсказуемым, появилась интрига. Жаль только, что на посещении матчей болельщиками это почти не сказывается. А ведь играем мы для них.

— Приятно было услышать из ваших уст похвалу прежнему тренеру “Виталюра” Михаилу Фейману, мол, победа команды в большей степени его заслуга. Тренеры по природе своей амбициозны, и подобные реверансы в адрес коллеги редки.
— Я еще не старый, но уже не молодой, имею за плечами большой опыт работы и хорошо знаю, в чем состоят заслуги тренера. Да, я завершил дело удачно, команда стала чемпионом. Но как не учитывать той базы, которую заложил Михаил Аркадьевич? Подготовительный период проводил он, комплектование — он, да и три четверти первенства “Виталюр” прошел в лидерах под его руководством. Не отметить его заслуги было бы и непрофессионально, и неэтично.

— В четверговой встрече с Александром Яцуком обсуждались перспективы вашего дальнейшего совместного сотрудничества?
— Да, мне был предложен годичный контракт. Я согласился. Моим принципиальным пожеланием стало сохранение чемпионского состава, на что получено добро. Так что в грядущем сезоне цель “Виталюра” остается прежней — первое место.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?