Вячеслав Левчук. За Крымом — Кубань
Тамошней “Алустоне”-ЮБК срочно требовалась встряска, и ею стала смена наставника. После завершения укороченного чемпионата тренера хотели видеть в клубе и далее, но все вышло иначе — Андрей Сосницкий позвал героя этого интервью в “Кубань” вместе с еще двумя белорусами.
— Какая сейчас обстановка в Турции в связи с последними трагическими событиями?
— В Белеке, где сейчас на сборе квартирует “Кубань”, все спокойно. Признаться, когда в ту ночь были толчки, даже сам ощутил — проснулся из-за того, что немного подергивалась кровать — секунд сорок. А вот днем сюда ничего не долетело. Естественно, турки сейчас сильно испуганы, подавлены, ведь такое количество жертв… На спарринг с ярославским “Шинником” мы вышли с траурными повязками на рукавах.
— Как возник вариант трудоустройства в “Кубани”?
— Собственно, сразу после окончания чемпионата Крыма. Спокойно готовил программу подготовки к новому сезону, созванивался с футболистами — в общем, намечал планы на межсезонье. Был на связи с президентом “Алустона”-ЮБК. А буквально перед Новым годом позвонил Андрей Сосницкий с предложением поработать вместе. ФНЛ — по рангу выше, нежели крымская, хотя и там уровень добротный. Взял некоторую паузу, поскольку надо было поговорить с руководством. Всегда нужно вести себя порядочно, честно говорить о новых обстоятельствах. Все же когда летом закончился контракт с ялтинским “Рубином”, почти сразу оказался нужен “Алустону”. Естественно, Зелимхан Кадыров был не в восторге от моей новости, но, думаю, расстались мы по-хорошему. Общение не прекратилось.
— Пересекались ли ранее с Андреем Сосницким?
— Познакомились еще в начале 2000-х. Тогда он работал с брестским “Динамо”, а я — с “Гомелем-2”. А обстоятельства были тривиальными. Тренировка его команды была следом за нашей — немного, наверное, наслоилось время. Андрей Алексеевич попросил, если есть возможность, закончить чуть раньше. Ответил, мол, забирайте полполя, без проблем. Не скажу, что в дальнейшем общались очень плотно, но все же контакт не терялся. Когда я поехал работать селекционером в ”Шериф", почти сразу же Алексеевич приглашал к себе в “Славию”. Тогда сотрудничества не получилось — просто отсрочилось: в 2008-м он приехал в “Шериф” к Леониду Кучуку в помощники. Впоследствии даже наши супруги были знакомы. Семьями не дружили, но тем не менее. Всегда поздравляли с победами, поддерживали друг друга, если оставались без работы.
— В тренерском штабе “Кубани” сразу четыре белоруса: помимо вас и Сосницкого, также работают Сергей Кабельский и Виталий Милютин. Андрей Алексеевич больше доверяет соотечественникам?
— Нужно спросить у главного тренера, мне говорить не с руки. Вообще это нормально — заручиться поддержкой тех, кого хорошо знаешь. Земляков. По сравнению с предыдущим штабом остался работать только тренер вратарей Юрий Шишкин. Он россиянин.
— По поводу профессиональных амбиций: у вас был опыт работы главным тренером в Беларуси, в Крыму. Сейчас — снова помощник. Желание проявлять себя главкомом не пропало?
— Сейчас мои функции в “Кубани” четко обозначены — тружусь первым помощником. С Сосницким и руководством полное взаимопонимание — в противном случае сотрудничество не состоялось бы. В целом же останавливаться в развитии не стоит. Пока я востребован здесь, а что будет дальше — никому неизвестно. Желание работать главным тренером есть.
— На что будет нацелена команда во втором круге ФНЛ?
— Нужно уходить с того места (15-го из 18. — “ПБ”.), на котором находимся, и двигаться вверх. На это настраиваем самих себя и мотивируем футболистов.
— Что из себя представляет чемпионат Крыма? Стадионы, болельщики, условия в клубах…
— Прежде всего хочу сказать, что “Севастополь” в белорусской высшей лиге спокойно боролся бы за чемпионство. К слову, хавбек московского “Спартака” Данила Хлусевич и лучший на сегодня бомбардир РПЛ Владимир Сычевой — крымчане. В лиге восемь команд, четыре круга, проводится по системе “осень-весна”. В прошлом году осенью, правда, провели укороченный турнир — в два круга. Плюс в течение года также играется Кубок Крымского футбольного союза. Два топовых клуба, безусловных лидера — симферопольская “Таврия” и “Севастополь”. Остальные, можно сказать, к ним тянутся. Два-три из них ежегодно пытаются навязать лидерам конкуренцию. Сказать, что фан-движения у клубов серьезные, нельзя. Есть небольшие группировки активных болельщиков в “Таврии”, “Симферополе” и ялтинском “Рубине”. В последнем я как раз и поработал, и его болельщики запомнились больше других. Поддерживали нас интересно и оригинально.
Шикарный стадион у “Таврии”, который больше известен как “Локомотив”, хотя сейчас официально называется по-другому. Хорошая новая арена у “Рубина”. На ней, уверен, можно было бы играть и в первой российской лиге. Также неплохие “Севастополь” и “Арена-Крым” в Евпатории. Между Симферополем и дорогой на Севастополь есть поселок Новопавловка — там великолепные поле и база. Работай в Беларуси — при возможности с удовольствием ездил бы туда на сборы. Уютный стадион “Крымтеплица”, в пяти километрах от Симферополя. Остальные оставляют желать лучшего, особенно состояние полей. В Керчи вообще арена 80-х годов постройки, правда, “поляна” по осени добротная, но уже весной — не очень. Этот стадион — подобие “Трактора” в Минске. Пластиковые сиденья есть, но давно выгоревшие на солнце. Вспоминаю прошлую весну, которая выдалась для тамошних широт нетипичной — холодную, со снегом. Так вот несколько туров все команды после возобновления чемпионата играли в Евпатории, на прекрасной современной синтетике.
— В начале 2022 года как вы оказались в ялтинском “Рубине”?
— Председатель клуба Сергей Широбоков — мой хороший товарищ, ранее вместе трудились в “Севастополе”. Его назначили на должность в октябре 2021-го, и сразу предложил мне приехать и возглавить команду. Я пообещал подумать, и когда уже после сезона пришлось уйти из могилевского “Днепра”, дал добро. Работать хочется всегда, хотя путь-дорога на новое место не короткие. Чемпионат новый не в плане географии, а в футбольном отношении. Решил, что нужно пробовать.
— Почему покинули клуб, и когда это случилось?
— Контракты и с Широбоковым, и со мной, и с футболистами были до конца чемпионата — владелец “Рубина” принял решение их не продлевать. Это воля хозяина, который нанимает людей, платит деньги. Команда по итогам турнира осталась на тех же позициях, к тому же драматично уступила в финале Кубка КФС. И все же остался осадок, ведь с момента, когда я приступил к работе, и до последнего дня от владельца не поступило ни одного звонка. Никаких вопросов по поводу игры и результатов команды. Это, согласитесь, показательно. Порой на контрольные матчи приходилось добираться на личном транспорте. Автобуса в клубе нет. Заказывали микроавтобус, а кто уже не влезал, ехал на авто.
— В итоге, насколько удалось понять из обрывочных сведений, на старт осеннего чемпионата вы вышли, возглавив “Алустон”-ЮБК из Алушты. Как вас пригласили туда?
— Позвонил спортивный директор Андрей Проценко, предложил принять коллектив. А он с начала турнира уступил в трех встречах кряду. По игре все было нормально, а результат не приходил. В общем, согласился, хотя некоторые варианты трудоустройства имелись — в Средней Азии. Уточнил какое-какие моменты и снова отправился в Крым. Руководителю алуштинского клуба Зелимхану Кадырову нужно отдать должное. Всегда держал руку на пульсе — звонил, живо интересовался, как идут дела. На тренировку придет, вопрос задаст. Выиграли — зайдет в раздевалку, порадуется вместе с командой. Сразу понятно — человеку не все равно. Настоящий хозяин, с такими приятно работать.
— После одной из встреч в конце осени-2022 вы сказали, что игроки, вместо того чтобы внимать замечаниям тренера по ходу матча, бросали реплики в ответ, а итоговое поражение назвали таким, которого в тренерской карьере не бывало. Какой у вас был в целом коннект с футболистами “Алустона”-ЮБК?
— К тому матчу, с “Ялтой”, у нас поменялся почти весь состав. За весь второй круг. Так вышло, но о причинах распространяться публично не стану — это неправильно. Приглашали парней, чтобы просто закончить чемпионат. К сожалению, они оказались слабоуправляемыми. Дисциплины на поле не было. Не хочу, чтобы показалось, будто это я не справлялся — просто в сложившихся обстоятельствах нормально работать уже не представлялось возможным.
— После того как в конце 2021-го закончили работу с “Днепром”, предложения от белорусских команд поступали?
— Приглашали на роль помощника главного тренера. Был предметный разговор с одним из клубов первой лиги, но не понаслышке зная, каков ее уровень, до трудового соглашения дело не довел. К тому же я был готов ехать в Крым. А этой зимой возник вариант возглавить команду высшей лиги, но, поскольку пригласили в “Кубань”, его уже не рассматривал.
— Много воды утекло со времени бесславного участия речицкого “Спутника” в высшей лиге. Как думаете, стоило ли тогда ввязываться в бой, если клуб не был к этому готов?
— Горжусь тем, какую работу тогда удалось проделать. Команда из второй лиги добралась до высшей. Это очень хороший опыт. Считаю, пройти через все дивизионы для меня было в наивысшей степени полезно. Когда тренеры приходят в готовые команды — это хорошо, но бывают и другие сценарии, как в случае со “Спутником”. Помню, как реагировали на игру команды люди в Речице, как переживали, что клуба не стало… Вот для жителей города и стоило все это делать. Был там у нас завсегдатай Иваныч. Такой дедушка, который немного даже надо мной по-доброму подтрунивал, а в конце моей работы подошел и чуть ли не со слезами благодарил. Такие мгновения дорогого стоят! И таких Ивановичей, поверьте, в городе немало. Люди в магазине просили сфотографироваться — было приятно, хотя и непривычно. Футболисты “Спутника”, которые в тот год оказались мало востребованы, смогли в 2020-м решить задачу и пробиться в элиту. Ну а что касается инфраструктуры… Это вопрос не в плоскости ответственности тренера. Отвечаю на этот вопрос как специалист в тренерском деле: да, стоило. Поскольку я профессионал.
— С учетом опыта работы в “Спутнике” считаете ли, что клубам из райцентров нужно выступать в посильной для них лиге — с точки зрения финансов, инфраструктуры и нормального выполнения условий лицензирования?
— Давайте подумаем: какие развлечения есть в белорусском городе, где живет 60-80 тысяч? Молодежь сходит в кино, куда-то еще развлечься — отлично. Но когда в Речицу приезжает БАТЭ, минское “Динамо”, то на трибунах — четыре с половиной тысячи болельщиков, еще какому-то количеству банально не хватило места. Футбол — хоть какая-то отдушина для народа.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь