Максим Слыш. Есть проблема с тренерами

20:43, 16 февраля 2023
svg image
743
svg image
0
image
Хави идет в печали

А дальше — как повезет. Кто-то уходит в агенты или на тренерскую работу, а кто-то и вовсе покидает спорт.
Как признается наш герой, ему в этом плане благоволила удача — руководство столичной “Юности” предложило стать директором одноименной клубной СДЮШОР. Долго раздумывать Слыш не стал, ведь представилась возможность вернуться в родные стены — туда, где в далеком 1986 году начинал сам.
О спортивном детстве, проблемах и успехах минской школы “Юность”, пристрастиях в НХЛ и не только — в материале корреспондента “ПБ”.

ДОСЬЕ “ПБ”
Максим Слыш. Родился 20.01.1979 в Минске. Выступал за команды: Юность” (Минск, 1994-99, 1999-2004, 2008-15), “Тивали” (Минск, 1999), “Гомель” (2004-05), “Керамин” (Минск, 2005-08), “Кристалл” (Саратов, Россия, 2015), “Спутник” (Нижний Тагил, Россия, 2016), “Кременчуг” (Украина, 2016), “Металлург” (Жлобин, 2017-19), “Могилев” (2019-21), “Динамо” (Молодечно, 2021-22).
Достижения:
1996 — восьмое место на чемпионате Европы (U-18, группа “А”).
1998 — первое место на чемпионате мира (U-20, группа “В”).
1999 — десятое место на чемпионате мира (U-20, группа “А”).
Пятикратный победитель, пятикратный серебряный призер чемпионата страны, пятикратный обладатель Кубка Беларуси. Самый возрастной игрок и автор гола в истории чемпионатов Беларуси.

— Начну с того, что мой дядя был хоккеистом, выступал за столичный “Трактор”. Именно он и привел меня в этот вид спорта. В ту пору мы жили рядом с открытым хоккейным стадионом по улице Кошевого в Минске, где тренировались тракторозаводцы. Родители мне, четырехлетнему ребенку, дома надевали коньки, и я шел вслед за дядей кататься на площадку рядом с коробкой.
В 1986-м, когда мне было уже семь, пришли в школу “Юность”, что в парке Горького. И так удачно совпало, что и у дяди в “Тракторе”, и в моем наборе детей 1979 года рождения был один и тот же тренер — Геннадий Бандурин.
Самое интересное: мама хотела, чтобы я стал футболистом. И даже привела меня в секцию туда же, в парк Горького. Тогда я у нее спросил: мол, почему мы пришли сюда, а не на хоккей?

— Форму сразу выдали? Ходят легенды, что детский хоккей в СССР ни в чем не нуждался.
— Сразу, как и сейчас, никому ничего не давали. Что-то можно было купить в спортивных магазинах, чем-то делились знакомые. К примеру, шлем мне достался от дяди, а защитную решетку на него папа на работе сварил. Через несколько лет обучения стали форму выдавать, но опять же не всем, а только тем, кто показывал приемлемые результаты.
Сегодня в этом плане проще — в магазинах продается все. Да и часть амуниции выдает школа: краги, шорты, майки…

— Ныне вы с головой окунулись в детско-юношеский хоккей. Каков он в сравнении с аналогичным периодом вашей жизни?
— Нашим детям намного тяжелее расти в хоккейном плане, нежели это было во времена СССР. Несомненно, теперь и площадок больше, и оснащены они лучше. Нет проблем с литературой, всякой полезной информацией. Постоянно доступны тренажерные залы, дополнительный лед, бассейны и прочее… Но нет самого главного — сильных соперников! Мы варимся в собственном соку и играем с зарубежными командами только во время международных турниров. В моем детстве проходили постоянные встречи со сверстниками со всего Советского Союза. Сильные школы были в Латвии, на Украине и, конечно же, в России. Шел постоянный отбор, все стремились получить место в команде. Многие ребята приезжали к нам играть за минское “Динамо”. Школа “Юности” считалась отличным трамплином для дальнейшей хоккейной карьеры. Яркий пример тому — легендарный Сергей Федоров, который юношей приехал из России к нам и уже отсюда попал во взрослый хоккей.
Теперь время иное. Другая стратегия развития этого вида спорта. Прежде всего она нацелена на то, чтобы он стал более массовым. Сейчас детей не отчисляют из-за плохих показателей или слабых результатов. Возможно, это сказывается и на общем уровне. Талантливые и трудолюбивые ребята упираются в потолок наших реалий и дальше не развиваются. Есть много примеров, когда родители увозят юных хоккеистов в Россию или Северную Америку, чтобы те продолжили там прогрессировать.

— Еще несколько лет назад такие сборные, как Германия или Дания, были для наших юниоров проходными. Теперь ситуация поменялась. Мы не успеваем за развитием мирового хоккея?
— Многие говорят, что при СССР в республике было три катка, а теперь больше сорока — однако результаты упали. Но никто не отмечает, сколько арен в других странах! В той же Германии около 200 крытых хоккейных площадок с искусственным льдом. В Швейцарии, где население примерно такое, как у нас, — около 160. В десятимиллионной Швеции 360 арен… И это не считая открытых площадок, которые есть в каждом дворе. По сути, мы хоккейный карлик, который борется за место под солнцем.
Большая проблема у нас также с тренерами. Не позволяет нынешняя зарплата полностью сконцентрироваться на рабочем процессе в своей команде, поэтому приходится постоянно искать дополнительные заработки. Опытные мастера, которые успели поиграть в разных лигах и странах, не особо горят желанием идти в детский или юношеский хоккей. Хотя приобретенными опытом и знаниями могли бы сильно помочь подрастающему поколению.
Та молодежь, что приходит на должность тренера, — это ребята, у которых из-за разных причин не получилось стать профессионалом. Соответственно, они не до конца окунулись в эту атмосферу, нет у них необходимого опыта. Тем не менее это не говорит о том, что у таких специалистов нет будущего.
Плюс ко всему существует проблема миграции кадров. Ни для кого не секрет, что самые сильные школы находятся в Минске. Оттого и везут детей с периферии в столицу, снижая хоккейный потенциал в своем регионе. У тех, кто проявил себя здесь, дорога лежит на восток. Живой пример — наш Павел Карнаухов, который в детстве переехал из “Юности” в московский ЦСКА.

— Что вы хотели бы поменять в СДЮШОР? Возможно, уже получилось что-то сделать…
— Когда пришел в школу, сразу обратил внимание, что мы сильно отстаем в катании. Особенно это касается самых маленьких детей. В том же “Динамо” уже несколько лет работают узкоспециализированные тренеры, которые занимаются именно этим вопросом. У нас же есть проблемы с постановкой правильного катания. А ведь оно позволяет значительно быстрее и легче обыграть противника, уйти от силового приема. Сейчас будем этот пробел устранять.
В этом учебном году у нас появились занятия в бассейне и специализированном спортивном зале. Ведь дети должны не только на льду заниматься, но и плавать, хорошо бегать, не отставать в других дисциплинах. Все это способствует развитию профессиональных качеств игрока.
Не стоит забывать, что современный хоккей — не только голы, передачи или тренировки с соревнованиями. Это к тому же большая маркетинговая площадка, где нельзя отставать от тенденций. Стараемся соответствовать всем трендам: запустили сайт школы, снимаем видео для TikTok и Instagram. Взяли на работу человека, который развивает СДЮШОР именно в этом направлении. Сначала дети стеснялись, но сейчас уже привыкли: стали более раскрепощенными, дают интервью, позируют при фотосъемке. Да и родителям все это нравится, ведь не всегда есть возможность в режиме реального времени следить за тем, что происходит в нашей школе.
Еще у нас появился детский психолог. И теперь у воспитанников есть возможность решать какие-то моральные вопросы, пытаться разобраться в своем внутреннем мире. Порой проблема у ребенка не в том, что он мало тренируется или отсутствуют природные данные. Зачастую ребята не могут раскрыться из-за каких-то внутренних конфликтов или ограничений, образовавшихся под влиянием внешнего общения со сверстниками, тренером или родителями.

— Перед началом сезона-2022/23 вы серьезно реформировали тренерский штаб. С чем это было связано?
— В восьми из одиннадцати возрастных групп у нас поменялись главные тренеры. Прежде всего это было связано с результатами. Наши опытные специалисты советовали, чтобы я присмотрелся, не делал поспешных выводов. Но решение было принято. Хотелось встряхнуть и тренеров, и детей.
Люди привыкают друг к другу и уже могут чего-то не замечать, а на что-то и закрывают глаза. Опять же есть такая практика, что тренер отбирает “своих” игроков, а остальные ребята больше для массовки. Хотя нередко и среди них можно найти таланты и раскрыть их.
Ну и мой собственный опыт говорил, что смена людей, как правило, идет на пользу. В бытность воспитанником СДЮШОР “Юность” у меня сменились три тренера. Сейчас понимаю, что каждый отдал мне какую-то свою частичку, разносторонне развивал меня как игрока, а не делал упор только на чем-то одном.

— В стране три топовые хоккейные школы: “Юность”, “Динамо” и школа имени Руслана Салея. И все они в Минске. Как так произошло, и почему остальные регионы отстают?
— Причины на поверхности. Кто еще в стране может дать столько льда? Никто. В тех же областных центрах — одна арена на весь город. А там должны уместиться взрослая команда, дети, юноши, юниоры, а еще и фигуристы. Плюс нужно найти время для массового катания. Естественно, всем льда не хватает. Вот и получается эта разница.
Мы уже говорили о хоккейной миграции. Здесь как раз тот случай, когда люди гонятся и за школой, и за брендом. Нам же в СМИ часто рассказывают про кратчайший путь в КХЛ и минское “Динамо”. Какой он? Разумеется, привести своего ребенка в СДЮШОР “Динамо”. Есть и “Юность”, ее и так все знают, а Руслан Салей — это икона отечественного хоккея. Вот и получается отмеченная вами картина.
Но это не значит, что у остальных нет шансов. Пример братьев Костицыных, которые прошли путь от старенького дворца в Новополоцке до топовых команд НХЛ, тому доказательство.

— Бытует мнение, что вы против так называемых подкаток. Это верно?
— Да. Особенно в раннем возрасте. Поймите, ребенок только стал на свой путь, начинает формироваться. А родители уже хотят от него каких-то сиюминутных результатов. Плюс делается это все у разных тренеров. Сегодня на тренировке ему показывают одно, а завтра “подкатчик” совершенно иной. И какая от этого польза? Если и водить ребенка на дополнительные занятия на льду, то именно к тому тренеру, у которого он занимается постоянно.

— Как не перегрузить ребенка, дабы однажды он не сказал, что от хоккея его тошнит?
— Не надо бежать впереди паровоза. И не стоит забывать, что, кроме хоккея, есть другая жизнь. Следует развиваться в разных направлениях. Это может быть что угодно: спорт, образование, музыка, рыбалка… Должно быть свободное время, и ребенок сам решит, что ему еще интересно.
Не должно быть так, чтобы в жизни был только хоккей и ничего больше. Рано или поздно подросший игрок выйдет из-под вашего контроля, и это будет сопровождаться словами: “Так в этом мире есть еще много чего интересного!”

— За взрослым хоккеем следите?
— Конечно! Чемпионат Беларуси и взрослая “Юность” постоянно в фокусе моего внимания. Интересуюсь командами, в которых играл, ребятами, с кем пересекался на льду и в раздевалках. Ну и НХЛ, естественно. Внимательно наблюдаю за Александром Овечкиным. Надеюсь, у него получится побить рекорд Уэйна Гретцки. Желаю ему удачи в этом!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?