ШУК&НОВ. Зона безопасности

14:38, 28 апреля 2006
svg image
2323
svg image
0
image
Хави идет в печали


С.Н. Три недели назад мы завязали в узелки сюжет четвертьфинального кубкового противостояния “Шахтера” и минского “Динамо” и пообещали вернуться к теме, после того как чемпион и вторая команда страны встретятся уже на стартовом отрезке чемпионата. Задумка сыграла. Производные этого соперничества — абсолютное лидерство солигорцев на всех апрельских фронтах и очередное весеннее обострение в хозяйстве Юрия Чижа. Едва ли что-то еще из проявлений нашей внутренней футбольной жизни вызывает сегодня больший интерес.[!]

Ю.Ш. Если оценивать случившееся с позиций человека, болеющего за “Динамо”, возможны, мне кажется, подходы полярные. Пессимист будет исходить из арифметического результата и фактов тотального доминирования “Шахтера”: три поражения минчан, два из них — на динамовском столичном стадионе, ни одного ими забитого мяча. А оптимист наверняка постарается заключить кубковые неудачи в скобки. И тогда можно утешить себя тем, что позади всего два тура чемпионата, катастрофы не произошло и положение можно исправить. Случился всего лишь неудачный старт. Такое бывало.

С.Н. Не скажи. Впечатление обманчиво. Лишь с очком после двух стартовых туров “Динамо” оказывалось прежде всего раз — в 98-м году. И тот чемпионат, напомню, завершился самым позорным в истории клуба финишем — на восьмом месте.

Ю.Ш. Оценочные категории “удачно” — “неудачно” строятся ведь не только на критерии набранных очков. Можно рассуждать и об отдаленности от максимального уровня игры, которого “Динамо” способно достичь. И в этом смысле делать печальные выводы сегодня осмелятся немногие.

С.Н. Тем не менее полагаю, что ради точности и объективности оценок все три поединка надо рассматривать неразрывно. Иные же подходы — в пользу динамовской бедности. Тем более что начальными ориентирами нашей беседы наверняка уже возмущены сторонники “Шахтера”. Им-то уж точно хочется читать комплименты в адрес победителей.

Ю.Ш. Нет проблем. При таких итогах трехматчевого сериала было бы смешно рассуждать о факторе случайности. Надо признать, что это реальное отражение сегодняшнего соотношения сил команд. В преломлении и на игровые достоинства, и на психологическое состояние коллективов.

С.Н. Три недели назад ты, помнится, напирал на то, что “Динамо”, несмотря на поражения, смотрелось предпочтительнее: атаковало веселее, играло быстрее, чаще угрожало воротам. При желании все это можно сказать и о вторничном чемпионатном поединке.

Ю.Ш. С важным уточнением. Теперь очевидно, что “Шахтер” “смотреться предпочтительнее” и не собирался. В преддверии первого кубкового матча Юрий Вергейчик не был одержим идеей выиграть его непременно. Скорее, ставилась приземленная цель не пропустить в гостях. Исходя из задачи выбиралась тактика, настраивались игроки. Получилось удачно. Вдобавок солигорцам удалось забить. В результате и перед второй игрой их стратегия осталась прежней. А значит, не потребовалось существенно пересматривать и план. Иными словами, “Шахтер” реалистично и поступательно приступал к решению задач, встававших перед ним от игры к игре.

С.Н. Такой подход — за шагом шаг — был, пожалуй, единственно верным. Он наиболее эффективен в борьбе с неверием в свои силы. Ведь, поставь тренер перед началом апрельского сериала перед игроками задачу трижды одолеть динамовцев, на него посмотрели бы с подозрением. Такой результат противоречил даже теории вероятностей!

Ю.Ш. Уверен, что и в третьей встрече “Шахтер” сделал ставку на проверенные методы и приемы. Тем более что игроки наглядно убедились: это помогает побеждать. Здесь, пожалуй, уместна параллель с полуфинальными поединками Лиги чемпионов. И “Арсенал”, и “Барселона” продемонстрировали гармоничное сочетание максимализма и рациональности. Забив по мячу в первых матчах, в ответных они хладнокровно сберегли перевес. Причем “Барса” не постеснялась осмотрительно сыграть на родном “Камп Ноу”. В этом смысле тренер нашего чемпиона органично следует в русле мировых веяний.

С.Н. Если зачесть в апрельский актив Вергейчику еще и выигрыш кубкового полуфинала у “Гомеля”, и стартовую победу в чемпионате над “Нафтаном”, надо признать, что он провел феноменальный тренерский месяц. Заметим, что при этом “Шахтер” ни разу не сыграл в родном городе!

Ю.Ш. Показательно, что эти достижения не омрачены ни единым судейским скандалом. Существуй номинация “Тренер месяца”, на победу в ней был бы единственный бесспорный претендент.

С.Н. В прошлой беседе мы пообещали проанализировать кадровые ходы штабов “Шахтера” и “Динамо” — опять же в преломлении на итоги кубкового противостояния. Естественно, большего радикализма здесь логично было ожидать от Александра Рябоконя — ведь и в стартовой встрече чемпионата с БАТЭ у “Динамо” хватало проблем. Так вот, даже простой перечень апрельских трансформаций динамовского состава оказывается поразительно красноречивым и на многое открывает глаза. Скажу сразу, что не имею в виду вынужденную замену травмированного Артура Лесько на Павла Шишею…

Ю.Ш. …хотя замена основного вратаря, пусть даже его дублер не допустил существенных ляпов, не могла не повлиять на психологическое состояние партнеров.

С.Н. И все же гораздо интереснее проследить за подходом Рябоконя к формированию средней линии. Точнее — ее станового хребта, дуэта опорных полузащитников. При завидной стабильности на всех других позициях здесь от матча к матчу замечается поразительная текучесть кадров. Первую апрельскую встречу начинали Рожков и Адриано. Следующую — Рожков и Чалей. В Борисове в “старте” вышли уже Кисляк и Хацкевич, которого в перерыве сменил Тишкевич. Наконец, против “Шахтера” в паре действовали уже Рожков и Кисляк. За четыре игры перепробованы шесть игроков, причем в постоянно менявшихся сочетаниях!

Ю.Ш. Такая ротация — на ключевом участке командных построений! Где логика? К примеру, в Борисове Рожков не попадает даже в число запасных. А уже в следующем туре, и наверняка в сложном психологическом состоянии, начинает матч. А объединение в тандем Хацкевича и Кисляка? Оба сегодня неважно выглядят в отборе. И, если честно, не могу понять причин отказа от пары Рожков — Чалей, игравшей в чемпионском составе. Не думаю, что и сегодня в высшей лиге найдется связка опорников лучше, чем они. Игроки этого амплуа ведут порой неброскую, но чрезвычайно важную и объемную работу. Это — камертон в организации и обороны, и наступления.

С.Н. К слову, теперешняя турнирная ситуация в чемпионате словно предназначена для того, чтобы подчеркнуть важность благополучия и стабильности как раз в центре полузащиты. У “Шахтера” внушительно смотрятся в этом сочетании Андрей Леончик и Александр Юревич. “Гомель” опирается на атомную связку Олега Шкабары и Дмитрия Денисюка. Отметил для себя, как много зависит в игре той же “Дариды” от налаженных взаимодействий Ивана Денисевича и Андрея Мисюка. Есть примеры иного рода. Игра МТЗ-РИПО заметно потускнела, когда не вышел против витеблян работящий ивуариец Соро. БАТЭ лихорадит во многом из-за неожиданно плохой формы Дмитрия Лихтаровича… Но такой суеты, как в “Динамо”, на этом участке не заметил нигде!

Ю.Ш. В отличие от Рябоконя Вергейчика ситуация к кардинальным мерам не подталкивала. Он и обошелся минимумом перестановок. Передвинул из атаки на правый фланг Никифоренко, благодаря чему нашлось место в числе “одиннадцати первых” для набравшего форму Беганского. И это решение оказалось исключительно удачным. Форвард дважды исполнил голевые удары, причем классно.

С.Н. Поддержу тенденцию противопоставления победителей побежденным. С интересом послушаю твою трактовку весенней неудачливости Леонида Ковеля. Ведь, если не ошибаюсь, что-то подобное происходило с юным динамовским нападающим и год назад.

Ю.Ш. Каждый футболист, а игрок заметный — особенно, испытывает постоянное психологическое давление, которое исходит от болельщиков, журналистов, клубных руководителей. Этому непросто противостоять. Ковель — игрок незаурядных возможностей, он уже многое умеет. Но ему не удается материализовать эти способности до конца. В книге Свена-Горана Эрикссона встретил любопытные рассуждения о “зоне безопасности”. Это диапазон психологических состояний, в которых футболист или команда чувствуют себя достаточно уверенно для того, чтобы самореализоваться. Верхняя граница — максимальные задачи, на которые они нацелены. Нижняя — предел неудач, которые они способны перенести без утраты веры в себя. Помню, как в 2000 году московский “Спартак” проиграл шесть матчей кряду. Но ни у кого в команде и среди тех, кто следил за ней, не возникло тогда сомнений в способности спартаковцев выиграть чемпионат. Применительно к Лене Ковелю важно понять, сколько еще неудач, нереализованных шансов он способен пережить, перетерпеть, чтобы не потеряться окончательно. С начала прошлого сезона от парня стали неразумно много требовать и ждать. И с каждой неудачей поток критики в его адрес усиливался. Задача тренера — оградить игрока от такого негативного воздействия, найти способы его минимизации.

С.Н. Боюсь, сегодня для динамовских наставников куда актуальнее определиться с нижним пределом собственной “зоны безопасности”.

Ю.Ш. Понимаю, куда клонится разговор. Однако не хочу хоть в какой-то мере на эти события влиять.

С.Н. Жаль прерываться на самом интересном…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?