Первая лига. Николай Дым. Как Слоним заболел футболом
— Тот футбол ни с чем не сравнить. Для примера: в 1999-м “Коммунальник” играл в первой лиге, и летом к нам пришли российские легионеры Алексей Середа и Олег Баян. Первый — мастер спорта международного класса, бронзовый призер чемпионата СССР 1990 года в составе московского “Динамо”, где играл с Игорем Колывановым, который потом блистал в Италии.
— Для вас тот сезон — пик карьеры?
— Лучшее время — когда впервые вышли в класс сильнейших. Случилось это в 1996-м. В Слониме тогда царила настоящая эйфория. Сидя на деревьях, люди матчи смотрели! Мест возле поля не хватало. Потом жены болельщиков звонили в клуб с просьбами: мол, верните мужиков домой! А как это сделать, если они третий день победу отмечают… В начале 1996 года команда стала называться “Коммунальник”, директором был Василий Шкодов. Именно тогда в городе зародился футбольный бум. Мы пробились в высшую лигу, в следующем сезоне заняли одиннадцатое место. А какие команды тогда задавали тон: минское “Динамо”, мозырский МПКЦ, бобруйская “Белшина”! Мы почти у всех фаворитов отбирали очки дома, при поддержке болельщиков. На выезде как-то не получалось.
— Зарабатывали много?
— По меркам нашего города, да. Но если сравнить с Мозырем или Солигорском, то получали гораздо меньше.
— Вы были центральным защитником. Кто из нападающих доставлял больше всего хлопот?
— Сразу на ум приходит Андрей Хлебосолов из “Белшины”, который по 30 мячей за сезон забивал. Да много было, всех не упомнишь, уровень турнира очень высокий. Нас считали тогда аутсайдерами, но мы, заняв одиннадцатое место, опередили многие хорошие команды.
— Почему же вылетели из высшей лиги?
— Во-первых, нас перестали считать аутсайдерами. К тому же тренерская чехарда пошла. По ходу сезона вместо Алексея Шубенка пришел Яков Шапиро. Потом покинул нас и он, вернулся Шубенок. Все эти перестановки взбаламутили коллектив.
— В 1999-м, во время второго выхода в класс сильнейших, уже не было того футбольного бума?
— Все продолжилось! Тогда тоже были отличный коллектив (Георгий Зурабович Татарашвили сколько голов наколотил!), поддержка болельщиков сумасшедшая.
— Затем снова случился вылет…
— Так сложились обстоятельства. За всю команду не берусь отвечать, но у меня тогда межсезонье было скомкано. Мы с Зурабычем отправились на просмотр в новотроицкую “Носту” и полетели с ней на сбор в Турцию. Все было на мази, но за нас запросили немаленькую сумму. Как объяснило руководство россиян, за эти деньги можно взять четверых местных мастеров. Тогда был лимит на легионеров, команда выступала во втором российском дивизионе. И мы вернулись в Слоним ни с чем.
— Какие-либо предложения еще были?
— В Солигорск звали. Гродненский “Неман” проявлял конкретный интерес. Оставалось только подписать контракт, но руководители клубов не договорились. Бывали моменты, что и самому не хотелось покидать команду.
— Но вы все-таки перешли в светлогорский “Химик”, который также играл в первой лиге. Зачем?
— В Слониме после второго вылета команды из элиты решили омолодить состав, и стало понятно, что надо искать варианты. “Химик” тогда тренировал Сергей Грабун, в свое время работавший у нас. Вот он и пригласил меня и Татарашвили. Предложение было конкретное, за нас нужно было платить, и клуб это сделал.
— Как оцените светлогорский период карьеры, в котором вы даже были капитаном?
— Нам повезло. В городе в те годы царил настоящий футбольный ажиотаж, по семь тысяч человек приходили на стадион. Вот представьте: раньше в райцентр с утра привозили определенное количество “Прессбола”, других спортивных газет. Мы с утра подходили к киоску — а там очередь. Даже цыгане стояли в этой толпе. Где еще увидишь, чтобы все так любили футбол?! Вот в Светлогорске такое было… В итоге в сезоне-2001 мы заняли четвертое место, пропустив вперед жодинское “Торпедо”, минские “Звезду” и “Дариду”. Команда у нас была просто огонь — мы с Зурабычем наколотили больше 20 голов на двоих.
— С Татарашвили все время играли бок о бок?
— Мы и в обычной жизни добрые друзья. И в Слониме, и в Светлогорске вместе выступали, и сейчас второй год трудимся в тренерском штабе “Слонима-2017”.
— Натолкнулся в интернете на довольно необычное фото с запеченным поросенком. Что это было?
— Тогда после каждого домашнего матча лучшему игроку вручали какой-то приз. Вот мне и достался этот поросенок, которого приготовили в ресторане гостиницы. Он еще теплый был, и мы его потом с ребятами под горячительные напитки и употребили.
— Употребляли спиртное во время спортивной карьеры?
— Кто не пьет, тот не играет… Могли себе позволить, но в пределах разумного. Особенно после победного матча. Тот же Витольд Хохлач из Лиды в интервью рассказывал, что как-то выпил 23 бокала пива. Ему это как слону дробина — два метра ростом. Его вспомнил, чтобы передать отдельный привет. Витольд — отличный человек, давненько с ним не виделись… А то, что некоторые рассказывают о футболистах, будто в 90-е чуть ли не пьяными выходили играть, — все это байки и слухи.
Еще отмечу, что в том же Слониме в те времена нас кормили в ресторанах. После победных матчей ждали накрытые столы с бутылочкой коньяка. Это организовывал тогдашний директор “Свитанка” Василий Духовник, хороший был человек. Иногда засиживались до двух ночи. Отличные времена… Были молоды, любили развеяться, потанцевать. Но все это, разумеется, после игры, если на следующий день — выходной. Весело…
— Может, вспомните необычную историю?
— В 1997 году проходил кросс за городом. Не любил я это дело, но раз надо, значит надо. Закончили бег. Тренер спросил, все ли собрались. Хором ответили, что все в порядке. Заехали в ресторан, ужинаем — и вдруг в зал вбегает наш футболист, весь в поту. Он в лес по нужде отлучился, и о нем просто забыли. Потом спрашивали, как он в центр города добрался. Попутки ловил (а тогда ведь машин мало на трассе было), один водитель остановился и говорит: “Нечего сачковать, давай беги, раз спортсмен”. Он и побежал. Но на ужин успел.
— В 90-е ощущали к себе повышенное внимание со стороны болельщиков, девушек?
— Было дело. Сейчас тоже люди постарше подходят, узнают. А насчет девушек — тоже вниманием не были обделены. Одних грузин сколько по Слониму бегают… Шутка.
— Вы же минчанин, а почти все время играли в Слониме?
— Я родом из Автозаводского района. Там начинал заниматься футболом. На заре карьеры оказался в “Торпедо”, участвовал в первом национальном чемпионате. Восемнадцатилетнему парню было за честь даже тренироваться с серьезными мастерами. А Сергей Грабун играл в “Торпедо” во времена БССР и был на связи с моим первым тренером Николаем Блошко. Тот пригласил в Слоним. Мне понравилось: уютный городок с красивой архитектурой и хорошими людьми. Через год женился на слонимчанке, а в 20 лет стал отцом. Так и прижился здесь.
— Завершили карьеру в “Коммунальнике” всего в 30 лет…
— В 2003-м вернулся в Слоним из Светлогорска и, честно, планировал играть до сорока. Однако из-за тяжелой травмы в 2005-м пришлось закончить. Хотел остаться в клубе, но тренерский штаб и администрация были полностью укомплектованы, и тогдашний директор предложил мне должность работника стадиона. А это что значит? Бывший игрок основы должен лавки подметать? Я его послал на три буквы. Сейчас мы в хороших отношениях, обиды друг на друга не держим. Ведь он мне предложил, не подумав, и я ответил так же.
— Как потом сложилась ваша судьба?
— Вернулся в Минск, работал менеджером по всему, скажем так.
— И все это время обходились без футбола?
— Вне спорта 15 лет. Лишь в 2021 году вернулся в Слоним и с радостью пополнил тренерский штаб клуба. Наконец-то чувствую себя на своем месте. Очень хочется трудиться на благо футбола и города. Традиции-то здесь богатейшие.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь