Видная роль. Юлия Василевич. Детская мечта уже сбылась, однако появились взрослые цели
Весь фокус в том, что талант спортсменки проявился довольно рано, и еще со времен выступлений за гродненскую “Викторию” она привлекала к себе пристальное внимание. Несмотря на миниатюрную фигуру, обладает бойцовским характером, не тушуется перед авторитетами. Неспроста в сборных различных возрастов была лидером и капитаном. Важную роль Юлия сыграла и в матче белорусского первенства с “Олимпией”, победа в котором гарантировала “Горизонту” чемпионство в “регулярке”.
— Игра с “Олимпией” проходила волнообразно. Что случилось: начало проспали, а когда повели “плюс 16” расслабились?
— Матч завершился положительно для нас, и это главное. Действительно, вначале мы, наверное, не ожидали от соперниц такого высокого темпа. К тому же у нас был очень скромный процент реализации, часто мазали, бросая из-под кольца. Но постепенно вкатывались в игру, и она уже смотрелась совершенно по-другому. Хорошо оборонялись, стали чаще забивать — это и позволило оторваться на шестнадцать очков. А потом, вы правы, немного расслабились. К тому же “Олимпия” сзади поставила “зону”, и у нас неожиданно возникли сложности. Хотя знали, что это может случиться, на тренировках продуктивно отрабатывали вскрытие “зоны”. Однако по каким-то непонятным причинам скатились на хаос, сумбур, не знали, что делать. Думаю, основная ошибка в этом первых номеров, в том числе и моя — хромала организация командных действий. Но хорошо, что все закончилось нашей победой. Дотерпели, вытянули игру на характере. Хотя, не прояви мы расслабленности, все могло сложиться намного легче. Нельзя было позволять соперницам возвращаться в игру.
— В концовке “олимпийки” чаще всего фолили на тебе. Когда соперницы рассчитывают, что ты промахнешься с линии, это психологически воздействует?
— На меня — нет. Мне кажется, фолили не потому, что я один штрафной промазала. Просто им следовало делать это очень быстро, не теряя времени, а я как раз была первая на мяче. Приятно, что реализовала три из четырех последних штрафных. Может, “Олимпия” и надеялась на мои промахи, ну, значит, я не оправдала надежд. Все сложилось в мою пользу.
— Противостояние с “Олимпией”, твоим предыдущим клубом, имеет принципиальное значение?
— Лишь отчасти. Понимаю, что это моя родная команда, где я получила полную базу баскетбольных знаний. И, безусловно, мне не хочется опростоволоситься перед моим тренером Викторией Владимировной Дацун. Наоборот, стремлюсь показать, что развиваюсь, профессионально расту. У меня исключительно теплые отношения к “Олимпии”.
— Ты играла с длинным хвостиком — почти до пояса. Не опасалась, что соперницы могут сделать больно?
— Ха, как-то не думала об этом. Возможно, это хуже для меня самой, потому что порой волосы прилипали к лицу, а руки заняты мячом — не поправишь.
— В “Горизонте” чаще всего тебе приходится входить в игру со скамейки. Роль шестого не обижает?
— Когда только пришла в “Горизонт”, задавалась этим вопросом, думала, неужели я хуже других? Просто в Гродно привыкла выходить в “старте”, много времени проводить на площадке. Но тренеры дали понять, что я далеко не последний игрок в составе, и мой выход — на усиление командной игры. Со скамейки посмотрю, что происходит на паркете, и, выходя на замену, могу добавить в темпе, завести партнеров. Поэтому сейчас меня это ни капельки не задевает.
— Позицию разыгрывающей вы делите с Ольгой Зюзьковой. По возрасту ты годишься ей в дочери. Как строите взаимоотношения?
— К Оле отношусь очень уважительно. Она опытный, грамотный игрок. Всегда настроена позитивно, готова в любую минуту помочь, подсказать. Не испытываю абсолютно никакой ревности к тому, что она выходит в стартовой пятерке, а я ее заменяю. Это никак не влияет на наши отношения — они дружеские.
— Хватает ли смелости на тренировке сыграть жестко против Веремеенко и Зюзьковой?
— Вполне. И скажу, что они на это нормально реагируют. Нет такого: мол, мы опытные игроки, поэтому до нас дотрагиваться нельзя. В силу своей вспыльчивости я могу иногда переборщить с жесткостью по отношению к Оле. Сразу начинаю извиняться, ведь не хотела создать ей дискомфорт. Но она одергивает: “Все в порядке, продолжай”. Никаких конфликтов на этой почве не было. Оля довольно спокойная и дружелюбная.
— С какой командой в чемпионате Беларуси играть труднее всего?
— Для меня — с теми, кто занимает места внизу таблицы. Тяжело настраиваться, удовольствия от игры практически не получаешь. Люблю накал страстей, эмоции, драйв. Когда же встречаешься с соперником, которого неминуемо обыграешь с разницей в 50-60 очков, — какой может быть азарт, какое удовольствие? И защищаться в полную силу не хочется. Думаешь, скорее бы прозвучала финальная сирена.
— Но когда ты выступала за юную “Викторию”, ситуация была обратной…
— Конечно, тогда все было по-другому. Все матчи важные, сложные. Нравилось играть с сильными соперниками — “Горизонтом” или тогдашними “Цмокамi”. Молодость, горячая кровь, азарт. Всегда думалось: а вдруг сможем сейчас обыграть фаворита? Но никогда не получалось.
— Наталия Трофимова — строгий тренер?
— Я бы сказала, очень требовательная. Прививает мне перфекционизм, чтобы мои решения на площадке всегда были грамотными и верными. Конечно, это все в процессе. Еще нет такого, чтобы я все делала правильно, без ошибок. Вот в игре с “Олимпией” допустила восемь потерь, что непозволительно для первого номера. Наталия Владимировна не терпит глупых ошибок и неправильных решений: “Юля, так нельзя, это нехорошо”. Учит, чтобы играла с холодной головой, устанавливала на площадке порядок, собственные эмоции и темперамент отводила на второй план, была более рассудительной.
— Пынтиков — другого склада человек?
— О, Алексей Петрович — душка! Всегда положительно настроен, большой оптимист. Поддерживает, подбадривает. Чтобы накричать на девчонок — никогда себе такого не позволяет. Он правильно расставляет приоритеты, говорит о наших ошибках, но всегда спокойно, без повышенного тона. Если Наталия Владимировна может прикрикнуть, то Алексей Петрович — нет. Больше с юмором ко всему относится.
— Знаешь, что в игровую пору Пынтиков был в Беларуси снайпером номер один, выиграл множество призов на “Матчах звезд”?
— Я в курсе. Его даже называли “золотая ручка”. Иногда на тренировках показывает класс — у него до сих пор неплохо получается.
— Судя по твоим словам, по ходу игры в твой адрес от тренеров больше прилетает критики, чем похвалы.
— В первом моем сезоне в “Горизонте” так и было. Сейчас пропорции, наверное, подравнялись. И не сказала бы, что звучит критика. Скорее подсказ, помощь. Чтобы я очнулась от захлестывающих эмоций, от которых голова кипит, и поэтому невольно принимаешь неверные решения.
— С удивлением узнал, что ты родилась в казахстанском городе Балхаш.
— Да, все наши дедушки и бабушки из Казахстана. Мои родители там довольно долго жили. А когда папина сестра переехала в Беларусь, то за ней и наша семья отправилась в Гродно. Я тогда совсем маленькой была.
— Посещаешь историческую родину?
— Была там в 2007 году, но ничего толком не помню.
— Александр Станиславович Шимковяк, светлая ему память, и его дочь Александра сыграли судьбоносную роль — влюбили тебя в баскетбол. А кому еще обязана своим спортивным становлением?
— Виктории Владимировне Дацун и Валентине Петровне Навойчик. Они следят за мной, радуются моим победам, могут что-то подсказать важное, указать на ошибки. И, конечно, Наталии Владимировне Трофимовой, под руководством которой сейчас играю. То есть по всем фронтам меня опекают, за что им огромная благодарность.
— Помимо большого баскетбола, ты стала выступать еще и в “3 на 3”. Где чувствуешь себя более комфортно?
— В любом случае это баскетбол — моя любимая игра. Поэтому удовольствие получаю и здесь, и там. Баскетбол “3 на 3” — более эмоциональный, более контактный, в нем надо быстрее принимать решения. Во всяком случае, мне так показалось, когда впервые попробовала себя на “Палове”. Ощутила новые эмоции.
— В будущем баскетбол “3 на 3” в Беларуси наверняка станет самодостаточным видом спорта, появятся команды, чемпионат. И когда перед тобой встанет выбор — чему отдашь предпочтение?
— Скорее, выбрала бы баскетбол “5 на 5”. Думаю, здоровье не позволило бы мне полноценно на профессиональном уровне выступать в “3 на 3”. Хоть я и люблю контактные игры, но не до такой степени жесткости.
— В одном интервью ты поведала, что о школьных способностях Юлии Василевич учителя говорили так: “Ума много, но побеждает лень”. Это вредное состояние души на игровую площадку не переносится?
— Если откровенно, то бывает. Правда, редко. Когда плохая погода, нет настроения, одолевает апатия и вообще ничего не хочется делать — тогда могу себя немного поберечь. Но в основном — можете спросить у тренера — стараюсь полностью выкладываться на тренировках и, конечно же, в играх.
— На недавнем “Матче звезд” Студенческой лиги России ты выиграла конкурс мастерства. Было сложно?
— Нет, конкурс был довольно-таки простым. Очаровала прекрасная атмосфера: много болельщиков на трибунах, конкуренция, азарт, перед стартом мурашки бегали по коже. Это все мне по душе, конкурсы обожаю. Понравилось, получила огромное удовольствие. Овации при награждении, кубок — приятный бонус.
— Да еще из рук нашей знаменитой землячки олимпийской чемпионки Елены Швайбович…
— Да, она меня искренне поздравляла, говорила, что я молодец.
— Забавная ситуация сложилась в “финале восьми” Студенческой лиги: в полуфиналах сошлись белорусские и питерские команды. К сожалению, дальше прошли россиянки. В чем, на твой взгляд, “Горизонт”-2-РЦОП уступил “Черным медведям”?
— В том, что плохо исполняли штрафные: из девятнадцати забили только десять. А проиграли шесть очков. Если бы бросали лучше, игра сложилась бы по-другому. Еще один минус — повелись на тот сумбур, который соперницы чрезмерными эмоциями создавали на площадке. Нам не хватило хладнокровия, чтобы его преодолеть. Вот нет в нашей студенческой команде Насти Веремеенко, поэтому и прокололись.
— Поединок за третье место с молодежным “Минском” растянулся на два овертайма. Вышло принципиальное рубилово?
— До этого мы провели трудные матчи, в которых пришлось потратить много сил. К тому же в нашей команде нет большой ротации, три-четыре человека играют почти весь матч без замен. Это тяжело, несмотря на то что мы молодые баскетболистки и у нас по идее здоровья вагон. Игроки “Минска” тоже выглядели уставшими. Тем более что в полуфинале потерпели обидное поражение, не по делу. Вот и вышла у нас очень вязкая игра с множеством промахов с обеих сторон. Уверена, если бы мы проявили больше ответственности, то дело до овертаймов не довели бы.
— После длительной паузы национальная сборная провела два матча с россиянками. Тебе довелось сыграть в обоих, но они кардинально отличались — и по счету, и по качеству.
— В первом мы знали, что в составе есть опытные баскетболистки, которые нас прикроют, подстрахуют, в нужный момент возьмут все на себя. Поэтому чувствовали себя спокойно и заслуженно победили. А вот на следующий день, когда тренеры всех лидеров превратили в зрителей, поняли, что пришло время молодым показать себя. И, наверное, перевозбудились. Признаюсь, чувствовался мандраж. Излишнее волнение на нашей игре сказалось не лучшим образом. Особенно вначале, когда пропустили рывок россиянок — 2:11. Выдали плохой процент реализации, совершили множество глупых ошибок. Но все-таки показали характер, сравняли счет, жаль, концовка осталась за россиянками.
— Добытый тобою статистический набор из 15 очков, 5 пасов и 4 подборов устроил?
— Не совсем. Моя больная тема — ошибки. Только вышла на площадку — и сразу сделала одну. Следом другую… Безусловно, хочу добиваться того, чтобы не допускать такого количества потерь. В этом плане собой пока недовольна. Как говорится, есть над чем работать. Да и набранных очков могло быть больше. Я к себе всегда требовательно отношусь.
— Мне кажется, природа ошибок в излишних эмоциях. Когда сможешь их контролировать, держать в узде, тогда твои действия станут рассудительными и верными.
— Согласна. Этому меня и пытается научить Наталия Владимировна. Я эмоциональный человек, и в игре сложно эти эмоции обуздать. Поверьте, в этом деле сделала большой шаг вперед. Уверена, со временем мой пыл будет не то чтобы угасать — просто буду становиться мудрее, спокойнее, хладнокровнее.
— Цитата из твоего раннего интервью: “Я не склонна спешить, хочу двигаться постепенно и естественно, переходя все этапы на пути в главную команду страны — национальную сборную”. На клубном уровне — “Виктория”, “Олимпия”, “Горизонт”, сборные от U-16 до национальной, ты даже на чемпионате Европы сыграла — выходит, цель достигнута. В чем дальнейшая мотивация?
— Да, детская мечта сбылась — я уже играю за национальную команду. Но появились взрослые цели. Хочу показывать лучший результат, выполнять в сборной важную роль, а не быть двенадцатой и на Евробаскете выходить только в одном матче. Чтобы партнеры могли на меня рассчитывать, и тренер знал, что я хороший первый номер, и мне можно доверить важные минуты в играх. Знаю, что рецепт один: много и усердно работать…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь