ЧЕ-2024. Экспертиза. Земля и небо. Как не потерять лицо

20:55, 30 марта 2023
svg image
327
svg image
0
image
Хави идет в печали

В бытность игроком он получил широкую известность по выступлениям за украинские “Кривбасс”, “Черноморец”, “Карпаты”, казахстанский “Кайрат”, а также за молодежную сборную нашей страны в финальной части континентального первенства-2004, где Павел отметился забитым голом в ворота команды Хорватии.

— До последнего надеялся: если уж не сотворим сенсацию в матче со швейцарцами, то хотя бы получится оказать достойное сопротивление участнику 1/8 финала чемпионата мира. Не скажу, что были веские предпосылки к этому. Все-таки для большинства наших игроков сезон только начался, в то время как в составе соперника футболисты находились пусть и не на пике формы, но уж точно не испытывали дефицита игровой практики. Просто всегда хочется верить в лучшее.

— Лучшее было совсем рядом, когда Хващинский в дебюте не использовал реальный шанс забить. Сценарий матча сильно изменился бы, случись гол?
— В прошлом чемпионате страны форвард часто забивал похожие мячи, когда на скорости получал проникающий пас и в одно касание наносил точные удары. Жаль, что в этом эпизоде удача отвернулась от него и мяч угодил в перекладину. По мне, всегда легче играть, когда открываешь счет. Появляется уверенность в своих силах, а в действиях наступает раскрепощенность. Да и наша стратегия строилась на том, чтобы убегать в контратаки. Возможно, крупного поражения удалось бы избежать. В одном убежден: после пропущенного гола соперник включил бы на полную мощь атакующий потенциал.

— Выбор схемы с тремя центральными защитниками на матч с фаворитом был оправдан?
— Знал, что Георгий Петрович предпочитает именно такое построение в обороне. Кстати, как только появился состав нашей сборной на матч, первой реакцией было удивление, что выбираем схему с четырьмя защитниками.

— Переквалификация Селявы в защитника стала сюрпризом?
— Безусловно. Читался выход Швецова или Хадаркевича на привычную для них позицию. Предположил, что сыграем квартетом в обороне, видел Селяву в роли нижнего опорного хавбека, который при атаках соперника будет опускаться не на место правого центрального защитника, как это было в субботнем матче, а расположится между Поляковым и Волковым.

— Тренерский ход, мягко говоря, себя не оправдал…
— Все три гола в первом тайма пришли из этой зоны. Поэтому ответ очевиден.

— Политевич или Сиваков могли помочь?
— Опять-таки палка о двух концах. Минское “Динамо” с Политевичем в составе разгромно проиграло в спарринге юниорской сборной России — 1:6. А тут Швейцария…

— До перерыва “крестоносцы” большинство своих атак строили по левому флангу. Почему коррективы были внесены только после того, как на табло загорелись цифры 0:3?
— Швейцарцы обладают квалифицированными исполнителями на левом фланге. Начиная от умело поддерживающего атаку Рикардо Родригеса до Рубена Варгаса и эпатажного “канонира” из Лондона Гранита Джаки. Противостоять им сложно любой, даже самой квалифицированной сборной, что, кстати, показал мундиаль-2022. Посмотрите третий гол в наши ворота — как гармонично взаимодействовали швейцарцы! А против таких искушенных мастеров играли тяготеющие больше к атакующим действиям, нежели к разрушению Ковалев и Юзепчук. Плюс номинальный опорник Селява, в чьи обязанности входил важный компонент — подстраховка. Скорее всего, им не хватило оборонительных навыков против оппонентов высокого уровня.

— Справа соперник нас не переигрывал?
— На нашем левом фланге располагались склонные к выполнению оборонительных функций Гречихо с Малькевичем. Кроме того, их страховал на своей профильной позиции Поляков. Как следствие — отсутствие сколь-нибудь серьезных провалов, все эпизоды четко доигрывались.

— Что в действиях швейцарцев бросилось в глаза?
— В атакующей комбинации принимают участие одновременно три-четыре футболиста, которые активно предлагают себя. Идут открывания, сбросы, вбегания на третьего. Постоянно присутствует возможность выбрать не только направление атаки, но и адресата. У нас же в конкретном игровом эпизоде, как правило, задействованы два футболиста. Например, защитник сделал передачу нападающему — и все остановились. В итоге у принявшего ее практически нет вариантов для продолжения атаки. Разве что остается отпасовать назад. Необходимо открываться, делать подстроения, а не смотреть, что предпримет владеющий мячом партнер. Только тогда возникнут варианты сыграть правильно и остро.

— Второй тайм дал надежду, что не все так плохо?
— С точки зрения результата — да. Пропустили всего два мяча. Но ведь были еще попадания швейцарцев в каркас ворот. Хотя тактические перестроения, начатые еще в первом тайме с замены Юзепчука на Быкова и поднятие Селявы на излюбленную позицию, изменили течение матча в лучшую сторону.

— История знает случаи, когда отыгрывались с 0:3…
— Для этого нужны лидеры на поле. Или люди, способные взять ответственность на себя в трудный момент. В нашей сборной, к большому сожалению, таковых не нашлось. Наступила обреченность, и едва ли не каждый подход соперника к нашей штрафной таил в себе потенциально опасный момент.

— Это следствие отсутствия уверенности? Ведь давно не побеждаем в официальных матчах.
— Может быть. Но эту печальную традицию никто, кроме наших игроков, не прервет. Еще бросилась в глаза наша слабая игра один в один. Не можем обыграть оппонента в атаке, а в обороне не всегда удается прервать индивидуальные проходы соперников. Но это тема для отдельного разговора. Как ни банально прозвучит, все идет с детско-юношеского футбола.

— Пропущенные голы — следствие слабых действий один в один?
— Первые два гола в наши ворота по развитию комбинаций похожи словно братья-близнецы. Когда швейцарский нападающий продвигался с мячом к лицевой линии, выдвинувшемуся к нему защитнику не стоило читать игру, а требовалось помешать сделать прострельную передачу. В итоге сборная Швейцарии забила дешевые мячи — один после рикошета, другой стал следствием не слишком уверенных действий вратаря.

— С румынами ситуация выглядела лучше. Что привело к позитивным переменам?
— В первую очередь тактическое построение с четырьмя защитниками. Все-таки схемы 4-4-2 или 4-5-1 с быстрыми флангами остаются оптимальными. Возьму на себя смелость предположить, что, имей Георгий Кондратьев возможность отмотать время назад, выставил бы на матч со Швейцарией именно тот состав, который завершал поединок с “желтыми”. Во-вторых, настоящая футбольная атмосфера на стадионе. На собственном опыте познал, что не важно, болеют за тебя или против, но, когда слышишь рев трибун, всегда черпаешь дополнительную энергию и играешь с двойной отдачей. Даже если уступаешь сопернику в классе, ноги все равно тебя сами несут. Возможно, именно отсутствие зрительской аудитории стало причиной неудачной игры со швейцарцами. По антуражу матч больше напоминал тренировочный спарринг.

— Тем не менее результат вновь оказался неутешительным.
— Две грубейшие индивидуальные ошибки в обороне повлияли на благоприятный исход. В первом случае совсем необязательный фол совершил Хадаркевич, что привело к назначению фатального для нас штрафного. Хотя ситуация не требовала от нашего защитника нарушения правил, ведь Ман уходил к лицевой линии. Второй румынский гол также родился на ровном месте. Обычная навесная передача, причем у хозяев даже численного преимущества в атаке не было. А как сыграл Волков? Вместо того чтобы спокойно сыграть в мяч, Захар зачем-то держал Буркэ, да еще позволил тому в падении нанести точный удар.

— В отличие от поединка с командой Швейцарии пропущенные мячи не деморализовали сборную.
— Верно. Концовку тайма и вовсе провели на хорошем уровне. Были контроль мяча, попытки создавать угрозы чужим воротам.

— В перерыве произошла замена единственного нападающего на флангового Юзепчука. Понятно, что Кондратьев решил атаковать флангами, но кем было завершать навесы?
— Хващинскому не совсем удался первый тайм, поэтому замена напрашивалась. Быстроногий Юзепчук призван был добавить скорости на правой бровке, а Бахар отправился на место центрфорварда, которое ему хорошо знакомо. Возможно, стоило чуть раньше бросить в бой обладающего хорошими габаритами Морозова. Владислав мог оказать давление на оборону хозяев на “втором этаже”. А так до выхода на поле минского динамовца очень много фланговых передач оказались безадресными. В идеале хотелось видеть, чтобы в таких случаях в штрафной соперника находилось два-три белоруса. Оказывалась численная поддержка атакам, совершались вбегания.

— Вновь не доиграл до финального свистка капитан…
— И этот тренерский ход считаю полностью оправданным. На фоне проведшего отличный матч Селявы, который чувствовал себя на профильной позиции как рыба в воде, Евгений Яблонский провел далеко не лучший матч. Ко всему прочему, вошедший в игру вместо полузащитника кипрского “Ариса” Владислав Климович сделал голевую передачу.

— Кроме Селявы, кого еще можете выделить?
— Прежде всего Юрия Ковалева. Хавбек “Оренбурга” буквально рвал и метал в меру своих возможностей. Понравилась солидная игра Эбонга. Это трио своими активными действиями, смелым проявлением инициативы, бившим через край желанием придали команде того самого импульса, которого так не хватало в дебютном отборочном матче.

— Из тех игроков, кто не получил игрового времени, кого хотели бы увидеть в деле?
— Капленко проводит неплохой сезон в российской премьер-лиге. Один из его козырей — умение придержать мяч — очень пригодился бы в той же игре со швейцарцами. Но из-за повреждения Кирилл не смог помочь сборной.

— С чем связываете смену вратарей?
— Кудравец — молодой, перспективный голкипер, который, несомненно, обладает высоким потенциалом. Но будем честны, в первой игре вселить заряд уверенности в команду парой-тройкой спасений ему не удалось. Разве что в моменте с попаданием мяча в штангу проявил реакцию. К тому же мы не знаем, в каком психологическом состоянии Андрей находился после пяти пропущенных мячей. Плотников тоже не обделен способностями. Хотя при желании и к нему могут возникнуть претензии со вторым голом румын.

— Соперники отличались в классе?
— Разница видна невооруженным глазом. Сборная Швейцарии не дала нам возможности проявить себя, а ее уровень игры, считаю, близок к топовому. Румыны не обладают наличием ярких личностей, как в прежние времена, но справедливо относятся к крепким середнякам континентального футбола. Отрадно, что на их фоне во втором тайме мы смотрелись не только не хуже, но и большую часть игрового времени доминировали. На эмоциях удалось перехватить инициативу и сократить отставание до минимума.

— Был ли шанс добиться большего?
— Безусловно. Можно остановиться на двух спорных моментах в румынской штрафной площади. В первом тайме мяч определенно угодил в руку одному из футболистов хозяев. Да, он пытался ее убрать, но факт остается фактом: хорошая комбинация с игрой в “стенку” прервалась на самом интересном месте. В конце матча Климович явно не по своей инициативе упал на газон. К сожалению, арбитры никак не отреагировали на эпизоды.

— Второй тайм поединка с румынами дает надежду на исправление ситуации, когда мы из приверженцев принципа “лучше не проиграть, чем выиграть” можем выйти на новый уровень, способный перевернуть коллективное сознание?
— Будем верить, что так и произойдет. Впервые во время просмотров матчей с участием нашей сборной не хотелось отходить от телевизора ни на шаг. Ребятам удалось зажечь луч надежды. Мы уже не просто мешаем другим, а играем сами. Отборочный цикл только стартовал. Приобретенный опыт, хотя и отрицательный, всегда остается опытом. Важно, как тренерский штаб и сами ребята им распорядятся. Ведь сейчас в силу причин не так много возможностей сыграть с такими соперниками, да и в еврокубках у нас продвижения по турнирной сетке минимальные. А впереди важные июньские матчи с соперниками из Израиля и Косова, где мы номинально выступим хозяевами поля и где более отчетливо проявятся наши истинные возможности.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?