Патриарх. Память жива

20:53, 13 апреля 2023
svg image
394
svg image
0
image
Хави идет в печали

Память об этом замечательном человеке жива, несмотря на то что он ушел из жизни после тяжелой болезни почти двенадцать лет назад. 1 июля 2011 года отечественный баскетбол потерял великого специалиста, уровень которого сложно превзойти. Вспомним патриарха добрым словом.
Со спортом Семен познакомился в Могилеве, куда его семья из эвакуации в Сибири вернулась на родину после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Жили бедно, тем более что отец с фронта не вернулся — пропал без вести еще в начале войны. Однако мальчишка успевал совмещать учебу и занятия баскетболом. Хотя начинал с гимнастики, футбола, гандбола, но интерес к игре с оранжевым мячом пересилил. Маленький рост вовсе не смущал юношу, этот недостаток он пытался компенсировать хорошей техникой, поставленным броском. Первым тренером, который, собственно, и привил любовь к баскетболу, был Илья Григорьевич Каган. “Он был для меня авторитетным примером для подражания, — рассказывал Халипский в интервью “Прессболу”. Не было случая, чтобы он пропустил тренировку, всегда тщательно к ней готовился. Высокоэрудированный профессионал”.
Кстати, именно Каган подтолкнул молодого человека к профессии тренера. Хотя мама не верила, что она может обеспечить куском хлеба, и потому настояла, чтобы сын приобрел какую-нибудь престижную специальность. Огорчать самого дорогого человека он не мог, и поэтому окончил Могилевский строительный техникум и несколько лет трудился на стройке. И все-таки решил резко сменить сферу деятельности, чувствовал, что ему по душе тренерская работа. Мама, естественно, отговаривала. Но решение было принято — поступил на факультет физвоспитания в гомельский университет.
Первых успехов в спорте стал добавиться, когда молодого перспективного тренера пригласили в Минск. И они окончательно успокоили маму, а заодно убедили самого, что путь выбран верно.
“Когда перебрался в Минск, мне очень помог Вячеслав Александрович Кудряшов, — вспоминал Семен Львович. — Взял под свою опеку, многому научил. Это специалист и человек с большой буквы”.
Шел к успеху дорогой, проторенной наставником. В основе ее — ежедневный кропотливый труд, неустанная учеба, вера в себя и упорное движение к поставленной цели. Впитывал новые знания как губка. Когда бывал в гостях у московских родственников, обязательно старался попасть на тренировки и игры футбольного “Динамо” Константина Ивановича Бескова или хоккейного ЦСКА под руководством Анатолия Владимировича Тарасова. Благо в ту пору подобное не возбранялось. Но главное — учился баскетбольной науке у лидеров союзного тренерского цеха: Владимира Петровича Кондрашина и Александра Яковлевича Гомельского.
О тех временах Халипский вспоминал с теплотой: “Я счастливый человек. Мне суждено было пережить множество победных дней. Замечу, что радость от выигрышей на детском уровне была отнюдь не меньшей, чем на европейских чемпионатах. Первая памятная веха — четвертое место периферийной команды из Могилева на молодежном первенстве СССР. Затем — на Спартакиаде школьников Беларуси. А сколько положительных эмоций принес выход в высшую лигу союзного чемпионата женской команды мастеров, принадлежавшей тогда Минскому радиозаводу! А ведь до этого ее никто из тренеров не хотел принимать, ибо считали, что это гиблое дело — команда шла пятнадцатой в первой лиге”.
“Горизонту” Халипский отдал более двадцати лет. Вместе прошли путь от подвала в таблице первой лиги чемпионата СССР до серебряных медалей в высшей лиге. Вполне могли замахнуться и на золото, если в суперфинале не играли с ЦСКА — фактически союзной сборной, которая по определению не могла быть побежденной. “Горизонт” Халипского уважали и боялись. За особый стиль игры, бойцовский характер, бескомпромиссность, неподкупность. Минская команда стала неистощимой кузницей талантов: Татьяна Белошапко, Галина Савицкая, Ирина Губа, Ирина Сумникова, Елена Швайбович, Янина Пекарская, Елена Навойкова, Лилия Малая, Елена Ломако, Елена Ивановская, Наталья Ткачева, Татьяна Хорошилова, Елена Паращенко, сестры Анжела и Оксана Дубойские. Даже воспитав несколько такие звезд, можно считать тренерскую судьбу удавшейся, а у Халипского их — целое созвездие.
Если кто-то думает, что тренеру повезло и работа со звездами априори приносит успех, то он глубоко ошибается. У каждой баскетболистки сильный характер, к которому необходимо найти ключик. “Это неординарные люди, ни на кого не похожие, с изюминкой, — рассуждал Семен Львович. — Надо только понять, в чем она состоит. По характеру девчонки злые, настырные, хотят достичь цели, может, не традиционными, а своими методами. Они не сахар, но ведь и я тоже”.
Халипский в “Горизонте” семнадцать лет трудился бок о бок с Виктором Ивановичем Белевичем. И этот тренерский тандем добился очень многого. Одна из знаковых побед — завоевание серебряных медалей на кадетском чемпионате Европы-2003. Там зажглись яркие звездочки Насти Веремеенко, Саши Тарасовой, Вики Гаспер, Оли Истелецовой, Вики Пантюх, Лены Новиковой — девчонок, которые позже влились в ряды национальной сборной.
Вот как вспоминал то время Виктор Белевич: “Найти единомышленника в тренерском цехе — большая удача. Благодарен судьбе, что поработал с Халипским. С высоты прожитых лет могу оценить его ценнейшее качество — умение терпеть и видеть далекую перспективу. Семену Львовичу многое пришлось пережить, даже из-за известной графы в паспорте”.
Нынешнему поколению молодых людей сложно понять, почему в Советском Союзе в 70-80-е годы евреям в спорте приходилось сталкиваться со множеством немотивированных препятствий. Но так действительно было.
В 1992 году с Халипским в “Горизонте” обошлись по-хамски. Обвинили в том, что он якобы потребовал от руководства завода улучшения жилищных условий своей семьи. Кстати, абсолютно законное желание на основании выслуги, достигнутых вершин и того, что не раз уступал очередь другим. Тренера же бесстыдно выставили эдаким рвачом — и уволили.
Вероятно, рассчитывали, что, оставшись без работы, Халипский придет на поклон, попросится назад в любом качестве. Но надо знать его характер: на сделки с совестью он никогда не шел. Тем более что вскоре был востребован в Польше, где стал помощником главного тренера познанской “Олимпии”, а фактически — ее рулевым. Команда многого добилась как в национальном первенстве, так и еврокубках. Одно то, что Халипский взрастил в “Олимпии” юную центровую Малгожату Дидек, впоследствии ставшую ярчайшей звездой женской НБА, занимался с ней персонально после каждой тренировки — огромный вклад нашего тренера в развитие мирового баскетбола.
После Польши судьба забросила Халипского в Израиль, где он возглавлял клуб “Эльцур-Села”, затем были счастливые годы творчества в российских “Самаре” и московском “Динамо”. О высочайшем уровне тренерской работы говорит то, что по два раза его подопечные становились чемпионами Польши и России, выступали в финалах Евролиги и Кубка Ронкетти. А молодежная сборная СССР под его руководством дважды выигрывала европейское первенство.
Сложный, неуживчивый характер специалиста, всегда готового говорить правду в лицо и называть вещи своими именами, очень не нравился чиновникам федерации и Минспорта, и потому после возвращения на родину Халипскому не предлагали солидной работы, достойной его уровня. Но сидеть без дела он не привык. Стал помогать Андрею Вавлеву в борисовской “Березине”, затем в “Минске-2006”, передавал опыт молодым тренерам.
К сожалению, немилосердная болезнь в 2011 году поставила безжалостную точку в богатой биографии Семена Львовича. Но память об этом замечательном человеке и блистательном тренере жива…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?