Мини-футбол. Иван Прокопец. Покоряя Кыргызстан, помнить о “Столице”

20:53, 13 апреля 2023
svg image
408
svg image
0
image
Хави идет в печали

Последний сейчас трудится в чемпионате Кыргызстана и стремится доказать, что современная белорусская тренерская школа конкурентоспособна и влиятельна. Беседа с нашим героем получилась обстоятельной.

— Как возник вариант с Кыргызстаном?
— Агент Владимир Григорьев (руководитель спортивного агентства “Леон”. — “ПБ”.) предложил варианты с трудоустройством. Он был знаком с моим резюме. Руководство МФК “Алай” подыскивало тренера. У меня был контракт со “Столицей”: занимался с вратарями и руководил юношами. Возник вопрос: кто в середине сезона возьмет на себя эти два направления работы? Александр Леонидович Савинцев принял юношескую команду, а Дмитрий Игоревич Поляков возглавил кафедру вратарей. Таким специалистам передать дела очень ценно.

— Насколько легко было совершить марш-бросок в Среднюю Азию?
— Нужно отдать должное семье. Мне хотелось попробовать силы в новой роли. И родные меня поддержали.

— Давай сравнивать уровни чемпионатов двух стран…
— Это не очень корректно. Во второй части чемпионата Кыргызстана приехали девятнадцать легионеров из Бразилии, есть молодые парни из России. Интерес со стороны зрителей возрос, трибуны заполняются на сто процентов.

— Существует отличие в организации дел в чемпионате?
— Система строится из трех отдельных турниров. На первом этапе 13 команд разделены на две группы — “Север” и “Юг”, где соперники играют в два круга. Восемь сильнейших проходят в следующий раунд. Далее команды встречаются друг с другом в один круг и формируют четверку сильнейших. Затем наступает плей-офф, как в Беларуси: первая команда с четвертой, вторая с третьей, до двух побед, финал играется до трех викторий.
Однако есть нюансы. Иногда матчи проводятся два дня подряд, а затем наступает пауза в две недели. Тур на “Юге” сыграли три встречи за четыре дня — это очень сложно для спортсменов, да и тренерам серьезная головоломка при подготовке команды.

— Что из себя представляет “Алай” в плане профессионализма?
— В нынешнем сезоне команда первый раз выступает в суперлиге. До этого участвовала в любительских турнирах. Президент клуба Жакшылык Таалайбекович Абдылбаев — амбициозный бизнесмен, хочет побеждать в каждом матче. В клубе собраны игроки, представляющие сборную страны, есть четыре бразильца, вратарь из России, перспективная молодежь и опытный капитан. Задача — выиграть чемпионат, а в азиатской Лиге чемпионов пройти максимально дальше.

— Финансовые условия для футболистов можно сопоставить с топовыми клубами из Беларуси?
— Условия примерно одинаковые, но лидеры везде зарабатывают больше.

— Насколько сложна логистика в Кыргызстане?
— Все игры проходят в Бишкеке, за исключением тура на буферном этапе в городе Джалал-Абаде. Туда добирались на самолете. В плей-офф нам опять предстоит лететь на “Юг”.

— Первый опыт тренерства взрослой команды да еще на другом континенте не отпугивал?
— Мне эта идея засела в голову, и я долго не мог ее отпустить, пока не оказался здесь и не начал работать. Правда, после знакомства с игроками МФК “Алай” внес небольшие корректировки, но мы продолжаем свой путь от матча к матчу.

— Перестройка к взрослой команде от тренера вратарей и юношей как прошла?
— Я трудился в лучшем клубе Беларуси, мне были знакомы издержки работы главного тренера. Здесь за все отвечаешь ты. По приезде в Кыргызстан предстояла игра спустя два дня. Времени на раскачку не оставалось.

— Пришлось ли осваивать новые методики, учитывая другой регион?
— Я не ожидал, что слово “пунктуальность” у местных имеет совсем другой смысл, нежели в нашем понимании. Для некоторых было нормой опоздать на тренировку. Да и работа спортсменов меня не устраивала. Кто-то начинает с дриблинга, обрезает команду и смотрит, как партнеры пропускают мяч, а затем начинает им рассказывать, как нужно играть.
Пообщавшись с коллегами, переговорив с командой, пришел к выводу, что это классическое раздолбайство. С кем-то пришлось распрощаться, ввести штрафы. Сейчас дисциплина наладилась. Как известно, порядок бьет класс. Параллельно пытаемся выстроить игру, которая поможет завоевать трофей. Момент притирки не такой быстрый, как хотелось бы. Но мы над этим работаем.

— Как прошла жилищная адаптация?
— Клуб арендовал квартиру в центре города. На тренировки добираюсь на велосипеде. Очень удобно, учитывая ужасные пробки. Правила дорожного движения водители игнорируют, поэтому велосипед — оптимальный вид транспорта.

— Языковой барьер ощущается?
— Местные игроки разговаривают на русском языке. Один из бразильцев также понимает русский. Кайо некоторое время играл в Казахстане, супруга русскоговорящая. Он мне помогает общаться с бразильской диаспорой. Для лучшего восприятия, требований к тренировочному занятию я делаю план-конспект в электронном виде на двух языках — русском и португальском.

— Кухня явно отличается от нашей. Что интересного из блюд для себя приметил?
— Местная кухня — это отдельная история. Ароматы в городе на каждом углу. Но с национальными блюдами нужно быть осторожным, особенно спортсменам. Все калорийное, порции огромные, все тебя норовят накормить, отказать считается дурным тоном. Бешбармак, плов, лагман, манты, самсы и так далее — действительно вкусно. Однако это нельзя есть постоянно. Первую неделю я с этим великолепием познакомился — и остановился. В моем рационе то, что можно именно мне: овощи, фрукты, орехи — их здесь в избытке.

— Что необычного для нас сразу заприметил в культуре кыргызов?
— Кыргызы — гостеприимны, честны и порядочны, всегда придут на помощь. Но при условии взаимности. Если ты честен, они в пять раз больше сделают для тебя добра. Но местная пунктуальность… Как знаем из истории, они потомки кочевников и отважных воинов. Здесь популярна игра “Кок-Бору”, о существовании которой я и не подозревал. На ипподроме соревнуются всадники. Суть: мертвую тушу козла весом как минимум 35 килограммов поднять с земли и закинуть в ворота в виде тандыра. Много столкновений лошадей и людей. Помните, как в “Бородино”? “Смешались в кучу кони, люди” — вот это что-то похожее. Полные трибуны, билеты на соревнования не достать, люди с ума сходят. Кыргызы любят соревноваться во всем, и мне эта черта импонирует.

— Вернемся в Беларусь. “Столица” отпустила без проблем?
— С Александром Чибисовым поговорили, он меня поддержал, с пониманием отнесся к решению, что нужно двигаться дальше. Леонид Сидоров, мне показалось, даже прослезился, но виду не подал. С руководством решили все полюбовно. Важно, что мои позиции закрыли компетентными специалистами. Тем более мы выиграли Кубок, меня очень тепло проводили коллеги. “Столица” — мощнейший коллектив. Настоящая семья! Эта команда в моем сердце до конца моих дней.

— Ты много времени уделял парням младших возрастов “Столицы”. Как распрощались?
— А вот здесь уже я едва сдерживал слезы. Они же для меня как родные дети. Сколько мы всего прожили! Пройдет немного времени, они “обрастут мясом”, наберутся уверенности и будут на ведущих ролях в хороших клубах. Я уверен в этом не потому, что их тренировал, а объективно оцениваю их работу. Любого из них можно интегрировать в команду мастеров, и они не потеряются. Высшая лига для них — дело времени.

— Ты всегда любил черпать информацию о подготовке вратарей. В “Алае” применяешь свои наработки?
— У нас в команде три вратаря. Ян номер один, Амир и Азирет — совсем юные ребята, но готовые подстраховать в любую минуту. Главное, что у парней есть желание получать знания и совершенствовать мастерство.

— Помнится, еще в бытность игроком “Борисова-900”, ты активно работал с детьми. Это заложено в душе?
— Дети — наше будущее. Если не будем о них заботиться, то какое будущее нас ждет? Важно заниматься воспитанием пацанов. Понятно, что не все станут великими игроками. Наша задача — научить их быть честными и правильными людьми, а если они еще и игроками хорошими станут, то это вообще великолепно. “Пока ты играешь в футбол, ты продлеваешь свое детство”. Это не мои слова, а коллеги Сергея Соколова. Однажды в тренерской он изрек такую мудрую мысль.

— 250 матчей за клуб из родного города — что значит для тебя эта цифра?
— “Борисов-900” — это мой дом, в котором я вырос. Этим все сказано.

— В борисовском клубе никогда не купались в золоте. Чем еще занимался, помимо футзала?
— До 2009 года я работал в МЧС, а потом полностью переключился на футбол, окончил БГУФК, получил тренерские лицензии УЕФА категории “В”, затем “А”, позже по футзалу, тренировал детей и юношей в футзале и футболе.

— Откуда любовь к футболу?
— Я люблю соревноваться с детства. У меня в семье все игровики. А в футбол раньше играли везде: дом на дом, двор на двор, район на район. Как правило, все заканчивалось дракой. Интересное было время… Вот оттуда любовь к футболу, из конца 80-х, из Борисова.

— Как на жизненной орбите нарисовался футзал?
— В футзал я пришел, когда убедился, что в большом футболе вратарю ростом 175 сантиметров делать нечего. Тренировался в дубле БАТЭ, потом подписал контракт на два сезона со “Звездой”-ВА-БГУ — и все мне стало понятно. А тут “Борисов-900” из первой лиги вышел в высшую. Совершенно случайно встретил Михаила Юрьевича Шклянкова на стадионе. Тогда БАТЭ еще на “Городском” принимал. Говорю: “Юрьич, дай шанс!” Он мне: “Приходи, станешь сильнее — будешь играть по спортивному принципу”. А мне только это и надо было. После большого в зале порхал, как бабочка. Тогда у вратарей не было ни наколенников, ни налокотников — все тело в синяках. Первый сезон провел на одном дыхании, стали пятыми в чемпионате — лучший показатель в истории клуба. В городе все были довольны, всегда полные трибуны, на разминку выходишь, а людей уже тьма, все орут, свистят. Позже фанаты появились, выезды “пробивали”. Приезжаешь, например, в Добруш, а они уже растяжки развешивают, поют. Ради них — хоть в пекло! Сильно было!

— “Борисов-900”, как правило, играл в малом зале. Потом перебрался в ФОЦ. Где тебе комфортнее играть, и в чем различие действий вратаря на разных площадках?
— В то время в Борисове с вратарями работал Евгений Анохин. Это наш гуру, духовный вдохновитель, очень хороший человек. Мы ничего не знали о вратарской школе в футзале, все только формировалось, играли в большой футбол в зале. Методом проб и ошибок двигались к чему-то под названием “работа с вратарями”. Если какой-то материал попадал в руки, то изучали и применяли на практике. Кресты, шпагаты — это сейчас всем понятно, где и когда использовать, как “напада” повозить, а раньше все было в диковинку. В огромном зале, конечно, проще играть. В нем больше пространства, времени на принятие решений. В маленьком работа вратаря строится на рефлексах, ощущаешь дефицит времени. Удары не прекращаются ни на минуту.

— Самая веселая игровая история?
— А она из детства. Я же “чапаевский” (улица Чапаева в Борисове. — “ПБ”.). Мне было лет пять-шесть, когда хоккейную коробку начали разбирать на месте, где сейчас ФОЦ. Решили строить спорткомплекс. Мы с друзьями, довольные, помогаем строителям: доски таскаем, забор возводим, чтобы площадку огородить. Думали, поможем возвести игровой зал, бассейн. Но в реальности все затянулось более чем на двадцать лет. И когда мы с “Борисовом-900” переехали в ФОЦ, сбылась детская мечта…
Я столько времени проводил в зале! У меня тренировались 75 пацанов разного возраста. Я жил в спорткомплексе. Днем с парнями работал, а вечером сам тренировался. Тогда и пришло осознание, что моя техника игры в воротах — полный отстой. Начал следить за вратарями в мире, разрабатывать что-то свое.

— А жизненная?
— Дмитрий Камеко пригласил меня в “Столицу” отвечать за подготовку вратарей. Максим Трофимович получил травму после закрытия трансферного окна. “Столица” осталась с одним вратарем — Лешей Лукшей. Начали подтягивать молодых. А они школьники, трудно совмещать с учебой. Мне пришлось первый круг с командой тренироваться. А это не так уж и просто, когда закончил карьеру и переключился на тренерскую деятельность. Мы работаем, я устаю как собака, но при этом получаю удовольствие.
И что происходит?! У кого-то из руководства клуба сработала чуйка: решают Прокопца заявить в чемпионат — на всякий случай. И вот в 39 лет я игрок МФК “Столица”. Кому сказать — не поверит. Хотя к нам должен был приехать Матеус, вратарь из Бразилии, Макс должен восстановиться…
Но на клуб навалился такой ворох проблем, что и в страшном сне не придумаешь. Коронавирус подкосил Лукшу, у Макса рецидив травмы, все бразильцы отправились домой. На “Столице” поставили крест. А у нас на кону поединок с БЧ. Гомельчане идут на первом месте, долгая беспроигрышная серия, фавориты встречи. В итоге в заявке на матч из вратарей я и Арсен, парень 2004 года рождения из юношеской команды. Игра складывалась так, что по нашим воротам нанесли несметное количество ударов. Как наши парни катились, блокировали мяч, защищали ворота — такого я никогда не видел. Артем Козел за матч совершил больше семидесяти подкатов, а то, что долетало до меня, я нейтрализовал. В итоге мое возвращение в большой футзал превратилось в сказку. Мы победили 4:0, а мне удалось забить четвертый мяч. Это была отправная точка к чемпионству, к моему первому чемпионству в карьере в качестве игрока. Случилось что-то невероятное! Свой первый трофей в футзале я выиграл почти в 40 лет, затем были мои первый Суперкубок, первый Кубок.
Поэтому я убедился, что нет ничего невозможного, когда у тебя есть вера в команду, в партнеров, болельщиков, семью. Верьте, мечтайте, работайте! И все обязательно получится.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?