Мини-футбол. Роман Каражан. Совместить две мечты: медицину и спорт

20:47, 27 апреля 2023
svg image
436
svg image
0
image
Хави идет в печали

Роман КАРАЖАН стремительно ворвался в когорту спортивных докторов в футзале. Специфика его работы отличается от коллег. На каждой тренировке, разминке он не сидит на скамейке с медицинской сумкой, а постоянно на площадке, при необходимости бегает за мячами. Регулярно следит со своей, медицинской, точки зрения за работой и состоянием подопечных. Одним словом, к молодому специалисту можно смело применить определение “врач-тренер”.
Подобный подход к работе не остался незамеченным в Белорусской ассоциации мини-футбола — Романа начали активно привлекать к сотрудничеству с национальной сборной. Беседа с доктором прошла очень легко. С первых минут стало понятно: он на своем месте и живет работой. И если упомянуть, что по специальности Каражан военный врач, то об ответственности и дисциплине даже не стоит вести речь.
Как Роман пришел в профессию — та еще история. Будучи второклассником, получил во время игры в футбол тяжелую травму. Врач Клецкой районной больницы Сергей Зизик быстро наложил гипс, и в дальнейшем с юмором поддерживал моральный дух паренька. А затем в палате оказался юноша, которого после автокатастрофы врачи буквально вернули к жизни. И после того как того парня поставили на ноги, Роман заявил родителям, что тоже хочет помогать людям жить как можно дольше.

— “Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна…” Можно ли такие слова применить к работе врача-массажиста?
— Давайте сразу разберемся: врач и массажист — разные профессии. У врача должно быть высшее медицинское образование, а массажистом может стать любой медработник. Но, как и при любой профессии, нужно дополнительно учиться. В клубе “Минск” я выполняю функции врача и массажиста. Такое мне позволяет наличие двух образований.
По поводу “нашей службы” — попадание на все сто. Работа с людьми всегда трудна, а у врачей — еще и опасна, так как на наши плечи ложится ответственность за здоровье. Безусловно, никто не может знать о диагнозах другого человека — это врачебная тайна. Только доктору и пациенту известны проблемы. Работа врача и массажиста на 99 процентов проходит вне глаз болельщиков и даже родственников.

— Если не скромничать: как врач или массажист оценивает свой вклад в успехи клуба?
— Я убежден, что оценку работе должны давать игроки. С их мнением необходимо считаться в клубах. Мой успех обусловлен тем, что все здоровы и готовы играть. Плюс когда футболисты и тренерский штаб благодарят за проделанную работу. Когда в два часа ночи игрок звонит и просит помочь, зная, что врач рядом. Вот это и есть профессиональное счастье.

— Просветите: может ли человек с медицинским образованием сделать массаж или массажист при необходимости выполнить функции врача?
— В качестве примера приведу свою историю. При наличии необходимого дополнительного образования врач может делать массаж. А вот массажист выполнять функции врача не имеет права — должно быть высшее медицинское образование. Навыки могут быть, но юридически оказывать врачебную помощь нельзя — можно нажить много проблем.

— Какая основная нагрузка выпадает на врача и массажиста до и после матча?
— Не буду оригинальным — восстановление. В целом это трудоемкий процесс как для врача или массажиста, так и для игрока. Требуются грамотный подбор спортивного питания, различных процедур, массажа, правильная реабилитация после повреждений. Даже просто нужные и правильные слова, откровенная беседа, о которой никто не должен знать, улучшают эмоциональное состояния спортсмена. Поэтому трудиться нужно по всем направлениям.

— Требуется ли различный подход к футболистам?
— Ответ однозначный — да! Каждый человек — это личность. Все мы разные. У всех своя жизнь за пределами площадки. Иногда нужно помочь футболисту разобраться в той или иной ситуации. В большей степени это касается молодежи. Не зря в командах мирового уровня в штате имеются психологи. Подход к опытным и мастеровитым игрокам один, к начинающим — другой.

— Есть ли в команде футболисты, которые просят дополнительно с ними поработать?
— Скорее — дольше по времени. И в этом проявляется индивидуальный подход. Другая сторона медали — спортсмены приезжают в национальную сборную и только здесь узнают, что такое массаж. Вот это беда и существенная недоработка клубов.

— Сделать массаж спортсмену, рядовому жителю, ребенку… Есть ли отличия в подходе?
— Несомненно. Массажист применяет различные усилия при работе с разным контингентом. Нужно учитывать структуру тканей, их эластичность. Психология у детей и взрослых разная. Если деткам и рядовым жителям необходим массаж из-за проблем со здоровьем, то спортсмены — заведомо подготовленные люди. От подобных нюансов я и отталкиваюсь.

— Что интересного и необычного в вашей сумке на игре?
— Ничего сверхъестественного: от аммиака до тонометра — в соответствии с требованиями УЕФА. Но есть один нюанс. В сумке присутствует талисман. Про него знает узкий круг специалистов. И это из немедицинской составляющей. Раскрою секрет: в сумке лежит капитанская повязка Даниила Кривицкого. На мой взгляд, это лучший капитан молодежной сборной Беларуси. Сейчас он играет в чемпионате Франции — наш парень, из “Минска”.

— Регулярный чемпионат и плей-офф сильно отличаются в плане загруженности и восстановления игроков?
— Если правильно распределить работу в течение года, то организм спортсмена сам даст ответ, готов ли он быстрее восстанавливаться и больше трудиться. Но времени парням уделяю больше. И, конечно, к плей-офф игроков нужно подводить заранее. В таких микроциклах к каждому подход особый.

— Был ли у вас случай восстановления, которым особенно гордитесь?
— Не совсем хочется брать судьбу за бороду. Некорректно присваивать все лавры себе. Только совместной работой и с игроком, и с процедурными медсестрами, коллегами-УЗИстами можно добиться успеха. Но я на всю жизнь запомнил первый случай в спортивной карьере. Футболист перешел в клуб со старым повреждением, которое часто беспокоило. Врачи рекомендовали заканчивать с футболом. Да и самого игрока посещали подобные мысли. Но пришлось доказать обратное. Мы подобрали правильную реабилитацию, делали необходимые процедуры, массаж, тейпирование. И на сегодня игрок показывает классный футзал не только в клубе, но и в сборной Беларуси. По этическим соображениям фамилию называть не буду, однако этот спортсмен действительно поборол медицину и психологию.

— Вы футбольный доктор — это ваше желание, призвание или стечение обстоятельств?
— Если копнуть глубже, то я уже в семь лет знал, что буду врачом, мечтал об этом. В старших классах хотел быть именно врачом спортивной медицины, так как по жизни иду со спортом. Но, к сожалению, такой специальности получить в университете не было возможности. А спустя одиннадцать лет медицинского пути мне предложили попробовать свои силы в клубе “Минск”. Исполнилась давняя мечта, и я стал спортивным доктором в мини-футболе.

— В вашей практике много было клиентов, которые выполняли требования от и до? Или некоторые занимались самолечением?
— Судьба врачей нашего региона зависит от менталитета пациентов. Если помогло в течение дня, то остальные условные тринадцать дней, к сожалению, считаются ненужными. Но сейчас я поделил бы людей поровну. Многие начали следить за собой. С массажем намного проще. На сеансы приходят осознанно. И когда я преподаю в школе массажа и кинезиологии Valiens, когда провожу сеансы, к моему мнению прислушиваются.

— Многих интересует, что значит клятва Гиппократа. Можете растолковать ее суть?
— Что касается клятвы, то у нас в стране уже на протяжении лет пятнадцати по окончании университета и при получении диплома принимают клятву врача Республики Беларусь. Ее суть проста: приходить на помощь всем и каждому, невзирая ни на что. Гиппократ, “отец медицины”, в свою клятву закладывал много важного: начиная от условий работы (у врача должен быть лучший дом, лучший конь, не должно быть мысли, как кормить семью — тогда он отдаст всего себя медицине) и заканчивая лечением врага своего. На этом поставлю многоточие, потому что об этом можно разговаривать долго…

— Какую литературу вы изучаете, занимаясь такой специфической практической деятельностью?
— Если стану перечислять авторов и названия книг профессиональной литературы, то это мало кому будет интересно. Считаю, врачу нужно учиться всю жизнь. Сейчас намного проще черпать информацию через интернет, где можно проходить курсы, посещать лекции и международные конференции, общаться с коллегами из разных стран. Всегда стараюсь почерпнуть максимум информации у коллег из других сборных, чтобы не упустить что-то новое в мировой спортивной медицине.
А если говорить о художественной литературе, то мой топ-3 для врача, вероятно, будет интересен и любому другому читателю: “Записки юного врача” Михаила Булгакова, которые уже сто лет не теряют актуальности, автобиография британского кардиохирурга Стивена Уэстаби “Хрупкие жизни. Истории кардиохирурга о профессии, где нет места сомнениям и страху”, а также книга прожившего 103 года академика СССР Федора Углова “Сердце хирурга”.

— Самая страшная травма в вашей спортивной профессиональной жизни?
— Страшная? Еще в университете забыл это слово! Травмы — неотъемлемая часть жизни спортсмена. И этот факт нужно понимать и принимать. Главное, после повреждения спортсмену не торопиться вернуться на площадку. Нужно время. Страшно в одном случае — когда игрок из-за травмы заканчивает карьеру.

— Как настраивает себя доктор, если видит, что у пациента серьезное повреждение? Но при лечении нужно сначала доставить боль, чтобы затем стало легче…
— В голове сразу прокручиваются варианты, что делать в данную секунду. А затем на уровне инстинкта оказываешь помощь. И до полного восстановления никогда не оставишь пациента. В реабилитации, а она начинается с первого прикосновения к спортсмену, главное — не жалеть самого себя, поэтому многое происходит через чужую боль. Но важен итоговый результат.

— Во время матчей с разрешения судей вы выбегаете на площадку. Какие препараты наготове в первую очередь?
— Действительно, только с разрешения судей и только к игроку своей команды можно подбежать и оказать помощь — таков регламент, таковы правила и требования УЕФА.
В первую очередь необходимо подобрать правильные слова, которые не все, к сожалению, понимают и знают. А что касается возможных повреждений, то сначала интересуюсь проблемами, которые игрок испытывал до матча. И это логично, ведь только врач, постоянно находящийся с командой, знает, что необходимо для каждого спортсмена индивидуально. Для этого и нужен медицинский штаб, у которого все расписано. Сколько должно быть специалистов: врач, физиотерапевты, реабилитолог, массажисты, психолог.
Что касается препаратов, то действую по ситуации. Сначала нужно быстро решить, сможет ли игрок самостоятельно покинуть площадку. Главное требование всех федераций и ассоциаций — как можно быстрее продолжить матч, ведь в любом случае он должен возобновиться.

— Какого рода травмы в футзале наиболее частые?
— Процентов девяносто из них связаны с ногами: повреждения коленного и голеностопного суставов, в меньшей степени — мышц и связок бедра. Кстати, не просто так футболисты часто жалуются на качество покрытия игрового зала. Уверен, все врачи подтвердят, что резкий переход с одного покрытия на другое играет большую роль. Поверьте, не просто так профессиональные команды при возможности проводят несколько тренировок на площадке соперника. А о сборной и говорить нечего. Футболистам просто необходимо приспособить мышцы под новые условия.

— Для вас спорт — это хобби или работа?
— Родители с детства прививали любовь к спорту, культуре. А иначе и быть не могло. Отец Анатолий Константинович — тренер по легкой атлетике, преподаватель физической культуры, мама Елена Федоровна — учитель русского языка и литературы. Они всегда направляли в различные отрасли: спорт, вокал, декоративно-прикладное искусство. Приятно осознавать, что они меня поддерживали и поддерживают. Мама постоянно твердила: в спорте, как в жизни, нужно бороться до конца. Вот и получилось совместить две мечты — медицину и спорт. Сам занимался в ДЮСШ волейболом. Есть титул чемпиона Минской области, взрослый разряд, имею судейскую категорию. До сих пор играю в любительских лигах. На нынешнем этапе спорт — это жизнь.

— Какова атмосфера в раздевалке перед матчами “Минска”?
— Она всегда непредсказуемая. Многое зависит от результата в предыдущем матче и предстоящего соперника. Конечно, на протяжении недели больше работает тренерский штаб: теория, тактика. Но в то же время игроки постоянно просят меня остаться поработать после тренировок. Здорово, что есть возможность в спорткомплексе МАПИДа использовать восстановительный кабинет, тренажерный зал. А так всегда присутствует юмор, без него никак. Парни понимают, когда нужно работать серьезно, а когда можно друг друга подначить — как и в любом коллективе.
А завершить хотелось бы банальными, но искренними словами: любите спорт и будьте здоровы! Уверен, под ними подпишутся все доктора мира.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?