ЧЕ. Славное Владиславово

14:59, 11 мая 2006
svg image
3022
svg image
0
image
Хави идет в печали


Напомним, еще перед выездом главный тренер сборной Александр Гончаров в качестве задачи-максимум озвучил место в тройке сильнейших. Но такой феерии результатов мирового уровня в исполнении отечественных мастеров железных игр вряд ли кто-то мог ожидать. В итоге мужская и женская команды совместно завоевали 17 наград, уступив в этом компоненте лишь россиянам. О блестящем выступлении Виталия Дербенева, Геннадия Махвеени и Анны Батюшко мы уже сообщали в прошлых номерах “ПБ”. Праздничная пауза в выходе газеты вместила в себя еще два ярких события: безоговорочные виктории в двоеборье Геннадия Олещука (категория до 69 кг) и Андрея Рыбакова (85). На закуску медалями в отдельных движениях болельщиков порадовали Николай Потоцкий (94 кг, бронза в рывке) и Михаил Авдеев (105 кг, серебро в толчке).

Бобруйский смерч

За бронзового призера Олимпиады в Сиднее, чемпиона мира 2001 года радостно вдвойне. Не каждый штангист, переживший неприятную процедуру двухлетней допинговой дисквалификации, может вот так убедительно вернуться в большой спорт, да еще выступить в более тяжелой весовой категории. Олещуку это удалось. Сменив 62 кг на 69, бобруйчанин смерчем промчался по опешившим от прыти нового конкурента соперникам. Даже не в очень стабильном рывке (в прошлом атлет частенько грешил неточностями в технике) белорус не оставил оппонентам ни единого шанса. А уж в своем коронном толчке Геннадий впервые вышел на помост лишь в тот момент, когда остальные участники уже отсоревновались. В итоге в третьем подходе бобруйчанин обновил рекорд Европы (197 кг), а в сумме превзошел результат чемпиона Олимпийских игр в Афинах на 2,5 кг (350).

ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
Александр ГОНЧАРОВ (главный тренер сборной Беларуси):
— У Геннадия на помосте получалось буквально все. Спортсмен выступил блестяще, с огромным запасом. Не сочтите это бравадой, но на европейском континенте соперников у Олещука не существует. Считаю, что в рывке белорусу вполне по силам поднять даже 160 килограммов, а насколько состоятелен бобруйчанин в толчке, наши болельщики могли убедиться в ходе телетрансляции. Практика доказала правильность решения тренерского штаба о переходе атлета в большую весовую категорию. Вне всяких сомнений, здесь перспективы Гены выглядят весьма заманчиво. Он же выступал в ней еще не проработанный, сырой. А вот когда мышечная масса наберет нужную кондицию, белоруса вряд ли кто-то сможет остановить.

— Во втором движении Геннадий осилил мировой стандарт — 197 килограммов. Будет ли он считаться мировым рекордом?
— К сожалению, его утвердили только как рекорд Европы. В этом вопросе в среде судейского корпуса случилась маленькая нестыковка. Дело в том, что на заключительный подход Олещука в толчке мы заказали именно мировой рекорд. Нам установили 197 кэгэ, и арбитры единогласно признали, что именно эти килограммы, которые в точности повторяют величину мирового стандарта, с момента их поднятия будут переписаны на белоруса. После того как Олещук в отличном стиле справился со снарядом, по всем информационным каналам было распространено известие об установлении нового рекорда мира. Но потом специальная комиссия международной федерации вынесла вердикт: коль мировой стандарт не превышен, то и рекордом не является. Другими словами, нужно было толкать 198 килограммов, что, согласитесь, принципиальной разницы для Олещука не составляло. Да бог с ним, с рекордом. Мы совершенно не зацикливаемся на этом обстоятельстве. Для него еще придет время.

Виктор ШЕРШУКОВ (личный тренер):
— В период подготовки к чемпионату Европы мы с Олещуком формировали базу, необходимую для выступления в категории до 69 килограммов. Она существенно отличается от предыдущего веса. Все специалисты — и наш заслуженный мастер Александр Курлович, и иностранные тренеры — в один голос отмечали, что в техническом плане белорус стал работать на порядок лучше. Тот же толчок впору снимать на кинограмму для учебного фильма. Сейчас уже очевидно: спортсмен и тренерский штаб окончательно определились с выбором весовой категории. Кстати, подобный переход мы в перспективе планируем еще для нескольких белорусских атлетов, для того, чтобы они имели возможность более полно раскрыть собственный талант. Что касается Олещука, то вместе с ним надеюсь в течение года добиться следующих результатов: 160 килограммов в рывке и 205 — в толчке.
— Ого! Вершины-то заоблачные, особенно во втором движении.
— Напротив. Считаю, такие показатели вполне достижимы. Эти килограммы на ближайшей Олимпиаде в Пекине позволят бороться за золото при любой конкуренции. А психологической уверенности в собственных силах Олещуку не занимать. Подтверждением служат его шесть польских подходов, каждый из которых завершился результативно. Гена работал, как швейцарский часовой механизм.

Выбора не существовало

“Швейцарский часовой механизм” был обнаружен в Минске, куда Геннадий ОЛЕЩУК прилетел уже на следующий день после победы. Радостные нотки в голосе с головой выдавали приподнятое расположение духа:
— Что и говорить, соскучился по тяжелоатлетическому помосту. Как- никак с момента моего последнего выступления на официальном турнире прошло почти два с половиной года. Ночь после золотого успеха совсем не спал. Пока вручали награды, пока проходил допинг-контроль, пока приехал в гостиницу, на часах было уже два часа ночи. А в полчетвертого мы выехали в аэропорт. Получилось — сутки без сна.

— Новую весовую категорию приняли сразу?
— Такое решение тренеры сборной озвучили еще в начале года. Я особо не упирался, в моем положении это было бы глупо. Понимаете, из-за той злополучной дисквалификации на протяжении двух с половиной лет взрослый мужик остался практически без средств к существованию. Все стипендии, как и заработная плата, оказались сняты. Другими словами, выбора, выигрывать мне чемпионат Европы или нет, фактически не существовало. Иначе без президентской стипендии еще полгода кормить семью было бы нечем. Пан или пропал. Первой мыслью было перестраховаться. Ни секунды не сомневался, что категорию до 62 килограммов, которую знаю вдоль и поперек, выиграю в любом случае. И даже тяжелая сгонка меня не пугала. А вот следующий вес таил в себе много неизвестного, да и килограммы там надо поднимать на порядок большие. Но наставники все же убедили в перспективности предстоящего перехода в преломлении на Олимпийские игры в Пекине. Хотя когда в Польше наблюдал за развитием событий в “родной” категории, на душе кошки скребли. Ведь российский штангист выиграл золото двоеборья с откровенно смешной суммой 290 килограммов. А в заявочном листе нового веса у семи человек значилось 330, еще у двух (у меня и француза) — 335. Подумалось: ну все — попал я конкретно.

— Тем не менее реальность оказалась вполне благоприятной.
— Это только после того, как удалось вырвать 153 килограмма. До этого соперники явно рассчитывали не отпустить меня в первом движении далеко. Но по завершении третьей попытки они как-то сразу сникли и в толчке стали по-детски путаться с заявочными весами.

— Более чем 20-килограммовое превосходство по сумме двоеборья над серебряным призером при всем желании не отнесешь к ожидаемому результату.
— Поэтому рад не столько победе, сколько отличной сумме. Стало быть, дальнейшая спортивная судьба снова полностью в моих руках. Этот старт приравнял бы к Играм, поскольку слишком многое стояло на кону. Выступал на одном дыхании, голова работала, как компьютер. Видимо, с возрастом поумнел. За время отлучения от спорта произошла некая переоценка ценностей, в частности, зарождающаяся звездность была убита на корню. Приземление на пятую точку весьма поспособствовало прояснению в мозгах. Да ладно. Что сейчас думать о прошлом, когда нужно жить будущим. И тем, что оно у меня есть, обязан многим людям, не оставившим в трудном положении. Это прежде всего личный наставник Виктор Шершуков и главный тренер сборной Александр Гончаров, всегда верившие в мое возвращение. Благодарен динамовской команде, у которой я без пяти минут капитан, поддерживавшей и помогавшей в течение всего срока дисквалификации. Потом помощь предложили столичный РЦОП, мэрия Бобруйска, витебские спортшколы. Я всем очень благодарен.

Новый многоборец

Специалисты тяжелой атлетики знали вице-чемпиона минувшей Олимпиады Андрея Рыбакова как отменного технаря в рывке и посредственного исполнителя толчка. После выступления могилевчанина в Польше аналитикам придется пересматривать эту точку зрения, занеся в списки новое имя сложившегося многоборца. Золото белоруса во втором тяжелоатлетическом движении стало, пожалуй, самой громкой сенсацией в стане команды. За его феноменальный рывок никто не волновался — Андрей в очередной раз с блеском оформил новый рекорд мира — 186 кг. До этого соперники всячески пытались максимально нивелировать его превосходство в этом упражнении, за что и поплатились. Заказ предельных для них весов уже в стартовых подходах повлек за собой град неудач. В это трудно поверить, но до Рыбакова из 22 попыток белыми судейскими огнями, свидетельствующими о взятии веса, завершились лишь 2 (!). В итоге: 4 “баранки”, еще один атлет отказался от борьбы из-за травмы. После того как во второй попытке толчка белорус без проблем поднял 200 кг, вопрос о чемпионстве отпал. Третий подход на 206 кг наблюдали уже совершенно деморализованные оппоненты.

ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИЙ
Александр ГОНЧАРОВ:
— Выступление Андрея в особых комментариях не нуждается. В рывке атлет установил свой четвертый рекорд мира, до высшего достижения в сумме ему не хватило лишь трех килограммов. В то же время многого Рыбаков добился впервые: завоевал звание чемпиона континента, установил новый рекорд Европы в двоеборье, а также выиграл второе упражнение — толчок. Похоже, именно последним обстоятельством белорус по-настоящему шокировал конкурентов. Они-то считали его стопроцентным “рывкачом”, с которым можно играючи расправиться во втором движении. Но на сей раз Андрей отверг невыгодный для себя сценарий, подавив соперников невиданной доселе мощью. Особое уныние царило в лагере российской сборной. Наши восточные соседи были уверены, что либо Юрий Мышковец, либо Заур Тахушев обязательно оставят позади серебряного призера Афин. А Рыбаков поднял такую сумму, которая гарантирует медаль на любом крупнейшем международном турнире. Сравните: победитель афинской Олимпиады Георгий Асанидзе записал на свой счет 382,5 килограмма, что почти на десять килограммов меньше нынешнего результата белоруса. Это уже принципиально иное измерение. В нем мы намерены действовать и совершенствоваться вплоть до пекинских Игр. В частности, в наших с ним планах доведение мирового рекорда в толчке до 190 килограммов.

Загнал конкурентов

В понедельник в минском аэропорту приземлилась последняя группа участников чемпионата, главной фигурой которой, без сомнений, был Андрей РЫБАКОВ:
— Приятно, что впервые в карьере удалось завоевать титул чемпиона Европы. Так получалось, что до выезда в Польшу особых успехов на континентальных первенствах у меня не было. И все же больше всего рад золотой медали в толчке, то есть в самом проблемном для меня движении.

— Разницу между выступлением в группе “Б” и группе “А” почувствовал?
— Особых отличий не заметил. Почему-то в сознании журналистов и болельщиков прочно укоренилось мнение, что я, дескать, побаиваюсь работать в компании сильнейших и предпочитаю более слабый поток. А я за всю жизнь на крупных турнирах соревновался в группе “Б” лишь два раза: на Олимпийских играх в Афинах и чемпионате мира в Катаре. Тогда это было вызвано исключительно стратегическими соображениями нашего тренерского штаба. Так что никакого психологического комплекса у меня нет, тем более сейчас, когда в толчке стал объективно сильнее.

— Розыгрыш медалей в твоей категории начался анекдотично…
— Да, такой массовый падеж бывает нечасто. По-моему, последний раз это случилось на чемпионате мира в Ванкувере в весе до 77 килограммов. Высказывалось много версий, в частности, россияне жаловались на якобы кривой помост, а кто-то предлагал заменить штангу.

— Белорусская бригада не изменила стартовый вес даже после схода конкурентов на скромных для тебя 170 килограммах.
— А зачем подстраиваться под кого-то? Имелся четкий план подходов, мы его выполняли. Довольно легко поднял 180, так что во второй попытке альтернативы мировому рекорду не существовало. Сначала он мне не дался — четкого движения не было, слишком завалил штангу назад. К счастью, через несколько минут все исправил. После того как выиграл в рывке 16 килограммов у ближайших соперников, на второе движение выходил, как на крыльях, с воодушевлением. Толкнув 200, загнал оппонентов на нереальные веса. Они это прекрасно поняли и стали спокойно решать локальные задачи. В третьем подходе заказ 206 килограммов был обусловлен исключительно желанием выиграть и это движение с личным рекордом.

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
ВЛАДИСЛАВОВО (Польша)
Мужчины. 69 кг. 1.Г.ОЛЕЩУК (Беларусь) — 350 (153+197 — рекорд Европы в толчке). 2.Д.Демирев (Болгария) — 329 (148+181). 3.В.Дабайа (Франция) — 325 (145+180). 77 кг. 1.Г.Давтян (Армения) — 360 (165+195). 2.В.Луканин (Россия) — 352 (152+200). 3.Г.Марков (Болгария) — 351 (159+192). 85 кг. 1.А.РЫБАКОВ (Беларусь) — 392 — рекорд Европы в двоеборье (186 — рекорд мира в рывке +206). 2.Ю.Мышковец (Россия) — 372 (170+202). 3.З.Тахушев (Россия) — 370 (170+200). 94 кг. 1.Н.Пашаев (Азербайджан) — 402 (186+216). 2.Ш.Колецки (Польша) — 394 (175+219). 3.А.Деманов (Россия) — 393 (176+217)… 6.Н.ПОТОЦКИЙ (Беларусь) — 383 (177+206)… 14.П.ГАРКАВЫЙ (Беларусь) — 362 (172+190). 105 кг. 1.М.Долега (Польша) — 424 (199 — рекорд мира в рывке +225). 2.В.Сморчков (Россия) — 417 (190+227). 3.А.Братан (Молдова) — 416 (191+225). 4.М.АВДЕЕВ (Беларусь) — 412 (186+226). Свыше 105 кг. 1.В.Щербатис (Латвия) — 445 (200+245). 2.А.Данелян (Армения) — 436 (200+236). 3.В.Чолаков (Болгария) — 434 (198+236)… 6.В.КАПРАНОВ (Беларусь) — 410 (185+225).
Женщины. Свыше 75 кг. 1.О.Коробка (Украина) — 290 (126+164 — рекорд Европы в толчке). 2.Н.Гагарина (Россия) — 271 (120+151). 3.Й.Апостолова (Болгария) — 245 (113+132).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?