Исполком НОКа. Заслушанные мастера спорта

14:22, 8 июня 2006
svg image
7210
svg image
0
image
Хави идет в печали


Расширенное заседание исполкома НОКа собрало в здании Администрации президента руководителей системы спорта всех уровней, отвечавших за подготовку к Играм-2006. Тянулись минуты ожидания начала. Напряженные лица, всматривающиеся в исписанные листки. Микрофоны, зависшие над устами — как напоминание о том, что призван к ответу может быть любой. Электроника поддерживала в зале температуру, равную 17 °С, — чтобы не перегрелись. И не зря, ибо уже во вступительном слове Александр Лукашенко мобилизовал присутствующих на осознание ответственности за результат: “Если кто пригрелся, быстренько остывайте, иначе будете искать другую работу!”
В очередной раз подчеркнув, что стране нужны результаты, президент назвал условия подготовки к Турину более чем достаточными, потенциал — нереализованным, время для анализа — оптимальным. Потому “хотелось бы услышать то, что мы не видели и не знаем”.
В пространном вступлении глава государства яркими и короткими мазками констатировал ситуацию, впрочем, укладывающуюся в одно предложение: результат получился удручающим. Конечно, фристайл здесь стоит особняком, а вот другим видам, отягощенным медальными обязательствами, но их не выполнившим, досталось. И прежде всего — стреляющим лыжникам: “Больно было смотреть, как биатлонисты мучились на дистанции”. Не обойдены вниманием лыжные гонки: “До чего доработались, даже полной команды не набралось, только двух лыжников и подготовили, и тех с повышенным уровнем гемоглобина”. Задеты хоккеисты: “Что помешало вам на том же льду в Риге в прошлом году? Чего не хватало? Денег, льда? А если думаете, что схватили сейчас бога за бороду, то ошибаетесь. Чемпионат мира — это не Олимпийские игры!” Попутно упомянуты футболисты: “Они выходят на первый тайм, а дальше играть уже не могут”. И рефреном шло напоминание о персональной ответственности за результат как руководителей отрасли, так и глав федераций. Здесь и всплыла тема гандбола, вида спорта, который когда-то был визитной карточкой Беларуси. Президент обратился к своему помощнику Геннадию Алексеенко и высказал неудовольствие тем, что в БФГ до сих пор не переизбрали председателя: “Неужели не видите, что гандбол валится?” При этом Александр Григорьевич назвал фамилию председателя Палаты представителей Владимира Коноплева, которого еще осенью прочили в лидеры федерации.
“Спорт давно стал большой политикой, и Беларуси нужны результаты, а не общий рейтинг”, — подчеркнул глава государства, констатировав, что динамика итогов последних Олимпиад наблюдается обратная. Солидарные с этим, мы давно жаждали узнать официальную версию причин происходящего. Однако еще до заседания спецкора “ПБ” предупредили, что ее время нахождения в зале закончится сразу после приглашения к микрофону министра спорта. И тогда мы не услышали бы, например, как Александр Григоров признал бессилие руководства отраслью: “Многие тренеры национальных команд умышленно скрывают от Минспорта истинное положение дел. В свою очередь руководство федераций закрывает на это глаза — в ущерб объективной профессиональной оценке”. Впрочем, вынужденное покаяние вкупе с постановкой задачи на Ванкувер-2010 — 2-3 медали — принесло плоды: бури не произошло. Необходимость кардинального вмешательства в спортивную политику, висевшая над исполкомом грозной тучей, вылилась в несколько грозовых раскатов и тем все ограничилось.
Возможно, подробности остались бы тайной за семью печатями, если бы Александр Лукашенко, прислушивавшийся к первым словам доклада министра спорта, не обратил внимания на шорох и движение, внезапно возникшие на другой стороне зала. Это спортивные журналисты вынужденно направлялись к выходу. На лице главы государства появилось недоумение, он обратился с вопросом к рядом сидящим, а затем во всеуслышание молвил: “Журналисты вольны поступать по своему желанию: уходить или оставаться”. Благодаря этому мы не только услышали дипломатически отшлифованный доклад Александра Григорова, но и получили несколько любопытных наблюдений.
Итак, министр доложил:
Главный вывод сделан: белорусская команда не достигла результатов, которых от нас ожидала страна. Просчетов не удалось избежать даже во фристайле. Во-первых, прояви в олимпийском цикле национальная федерация больше инициативы в работе с судьями, и прыжки Дмитрия Дащинского могли получить гораздо более справедливые оценки, отвечающие высокому техническому уровню исполнения. Во-вторых, тренерами был утрачен контроль над выполнением рекомендаций ученых, связанных с коррекцией веса Алексея Гришина. В-третьих, Алла Цупер оказалась психологически не готова к напряженной борьбе и допустила ряд технических ошибок в финале.
Причинами провала мужчин-биатлонистов являются кадровые и управленческие ошибки. Степень доверия к главному тренеру Александру Попову оказалась чрезмерно высокой. Вследствие его просчетов старшими тренерами Юрием Альберсом и Николаем Захаровым утеряны нити управления спортсменами. Альберс и Захаров освобождены от занимаемых должностей. К сотрудничеству приглашен заслуженный тренер Российской Федерации Евгений Колокольников, имеющий огромный опыт работы со сборными командами СССР и России. В целях создания внутренней конкуренции сформирована молодежная команда, руководство которой поручено заслуженному мастеру спорта Олегу Рыженкову, завершившему карьеру.
Главной причиной невыполнения плановых заданий у лыжников стали ошибки, допущенные в научном и медицинском сопровождении. Кроме того, падения Виктории Лопатиной (в спринте) и Сергея Долидовича (в гонке на 50 километров) в самые кульминационные моменты состязаний наглядно продемонстрировали серьезные просчеты в тактической подготовке… От занимаемых должностей освобождены гостренер, старшие тренеры мужской и женской команд, врач. Главным тренером утвержден заслуженный мастер спорта Вадим Сашурин.
Накануне Олимпийских игр специалисты конькобежного спорта сожалели, что из-за ужесточения нормативов в Турин не попали Алексей Хатылев, Виталий Михайлов, Юлия Ясенок. Однако их результаты позволяли рассчитывать в лучшем случае на места в конце третьего десятка. Безусловно, одна из причин негативной ситуации — отсутствие в стране крытого катка. Успехи россиян Журовой и Дорофеева, завоевавших золотую и серебряную медали, — это следствие появления двух крытых стадионов в Москве и Челябинске. На прошлой неделе введен в эксплуатацию третий — в Коломне.
Но причина неготовности белорусских скороходов к конкуренции на международном уровне заключается не столько в инфраструктуре, ибо Минспортом и федерацией были созданы все условия для тренировок за рубежом, сколько в применении устаревшей методики подготовки… Вместо Игоря Погорелова на должность главного тренера утверждена Анжелика Котюга. Необходимо продолжить селекционную работу. До ввода спортивного комплекса “Минск- Арена” для подготовки будут использованы крытые стадионы России…
Проблема устаревших методик имеет место и в шорт-треке. Как результат — отсутствие прогресса у Юлии Елсаковой, которая на всех дистанциях выбывала из борьбы на первом же этапе… Белорусскому союзу конькобежцев рекомендовано установить рабочие контакты с коллегами из России, Китая и Кореи. Без профессиональных консультаций белорусский шорт-трек на международный уровень не выйдет.
В фигурном катании Сергей Давыдов не был готов к стабильному и качественному выполнению прыжков в четыре оборота, без чего невозможно вести борьбу за высокие места. А за его спиной нет молодых спортсменов, способных в ближайшем будущем выйти на международный уровень… В республиканских соревнованиях “Звездочка” участвуют свыше ста юных фигуристов, но их перспектива — Олимпиада 2014 года… Необходимо использовать опыт российских тренеров, отправлять наших специалистов на стажировку в Москву, Санкт-Петербург.
За несоответствие личного веса длине лыж во время Олимпиады был дисквалифицирован прыгун с трамплина Петр Чаадаев. И это стало системой. Как выяснилось, в прошлом сезоне на крупных международных соревнованиях спортсмен из-за подобного нарушения регламента был дисквалифицирован пять раз! Однако личный тренер скрывал эти факты… Анисимов и Чаадаев остаются кандидатами на участие в Олимпиаде-2010. Им созданы все необходимые условия для дальнейшего совершенствования. По мнению специалистов и самих спортсменов, есть реальные шансы войти в восьмерку сильнейших в Ванкувере.
В хоккее с шайбой из-за тактических ошибок, допущенных тренерским штабом, в решающие полторы минуты квалификационного матча со сборной Латвии белорусская дружина потеряла право участвовать в Олимпиаде. Как показал чемпионат мира, федерация сделала правильные выводы. На этот раз в той же Риге наши спортсмены практически ни в чем не уступали лидерам мирового хоккея. При этом белорусские клубы представляли четырнадцать игроков, тогда как в Солт-Лейк-Сити-2002 — лишь один…
С учетом климатических и иных особенностей Беларуси конькобежный спорт, шорт-трек, фигурное катание, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт переориентированы с модели массового спорта на модель спорта высших достижений, которая применяется во фристайле…
Следует признать, что уровень науки в спорте не соответствует тем высоким стандартам, которыми располагают ведущие государства мира. Главной надеждой остается эффективное сотрудничество с научной элитой страны. В мае на совместном заседании Президиума Академии наук и коллегии Мин- спорта рассмотрены вопросы научного обеспечения олимпийской подготовки. Общими усилиями НИИ спорта, институтов биоорганической химии, физиологии, физико-органической химии, Республиканского центра “Кардиология” ведется разработка пяти научных проектов. Определена стратегия развития нашей науки в спорте.
Создана Программа подготовки к XXI Олимпийским играм в Ванкувере, которая утверждена постановлением правительства от 30 мая 2006 года.
Кстати, по поводу этой самой программы вполне определенно высказался вице-президент НОКа Геннадий Алексеенко: “В ней предлагают наступить на те же грабли”…
По окончании доклада по просьбе главы государства Александр Григоров сделал вывод: “Мы не имели точной и объективной картины с мест. Поэтому не могли своевременно внести коррективы. Как пример — на Олимпиаде вся женская команда по биатлону отказалась работать с Захаровым! Причина — неспособность наставника вести тренировочный процесс”. Реакция последовала мгновенно: “Что за проблема: не доложили картину? Так вы сами идите к ним!”
Дошла очередь и до председателя федерации биатлона Степана Сухоренко, который признался, что не успел до конца вникнуть в ситуацию, поскольку слишком мало имел времени для этого. В результате руководитель КГБ получил отповедь: “Думаете, это бесплатное приложение к должности? Не получится!.. Безразличным здесь быть нельзя. Чисто по-чиновничьи здесь нельзя. И помощников надо иметь сильных… Вы должны были заранее дать оценку и Попову, и всем остальным!”
Об ответственности, горящих глазах и командном духе было сказано в тот день немало. В этом контексте президент особо отметил наставника хоккейной сборной Глена Хэнлона, сумевшего заслужить доверие спортсменов и повести их за собой. “Тренер — это главное. Будет он гореть, всегда найдет ребят и девчат и подготовит их… Что, нет у нас тренеров? Учите. Берите спортсменов. Да, не каждый из них — тренер. Но возьмите самых толковых… Ищите нормальных людей, которые способны приносить результат”.
Тема профессионализма витала в воздухе и во время докладов, касающихся нашей науки. Так, директор НИИ физкультуры и спорта Александр Бондарь считал, что его учреждение одну из своих задач выполнило: избежать допинговых скандалов на Олимпиаде удалось. С этим можно было бы с лету согласиться, если бы он сам не добавил: “За исключением некоторой гемоглобиновой неразберихи!” Здесь следует отметить, что министр в своей речи во всем обвинил врача команды, тем самым умолчав о глубинных причинах “гемоглобинового криза” у лыжников, кроющихся в бесконтрольности и безответственности на гораздо более высоком уровне.
Научно-практическая же помощь НИИ не была осуществлена в полном объеме, поскольку, по выражению Бондаря, о том, что находится в “черном ящике” биатлона, шорт-трека и ряда других видов, нет никакой информации.
Впрочем, информационный вакуум, похоже, испытывают руководители разного ранга. Кто-то дезинформировал даже вице-премьера Александра Косинца, который говорил о создании в Беларуси кислородных домиков, воспроизводящих условия высокогорья. Достаточно было прочитать “ПБ” за прошлую пятницу, чтобы обнаружить заявление ВАДА о решении считать весь класс этого оборудования допингом. Вот уж действительно: помощники нужны квалифицированные…
“Итогов нет, — заключил Александр Лукашенко. — Чего обсуждать? С ними надо прятаться от народа — чтобы никто не видел и не слышал. Но самое главное при этом — вы должны выработать такую систему, чтобы мы не по итогам будущей Олимпиады разговаривали, а чтобы на каждом этапе могли оценить то, как вы дышите к Олимпиаде. Пожалуйста, выработайте эту систему… Нынче — Григоров, Алексеенко — не успели, не ожидали, недооценили… Ну, что же, посмотрим, как вы будете успевать до Пекина и Ванкувера!”

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?