ШУК&НОВ. Лучшие дни наших жизней

14:28, 9 июня 2006
svg image
1487
svg image
0
image
Хави идет в печали

С.Н. Первый раз отважился придумать заголовок к нашему диалогу “с упреждением” — до того как разговор состоялся. Ты не станешь возражать против моего варианта?

Ю.Ш. Пожалуй, нет. Красиво. Хотя предположу, что футбол, в том числе и чемпионаты мира, по-разному воспринимаются теми, кто следит за игрой в разных ипостасях: журналиста, игрока, тренера, просто болельщика. У меня, например, всегда немного захватывало дух от предвкушения, как много предстоит увидеть. А когда турниры близились к завершению, наступало сожаление по поводу того, как много интересного прошло мимо. И так хотелось взглянуть на какую-нибудь сборную Того, с которой по каким-то причинам разминулся.

С.Н. А я с детства отношу себя к категории почитателей футбола, для которых подобные топ-турниры — святое. И могу заверить, что в обозримом прошлом не пропустил, пожалуй, ни одной игры из финальных стадий мировых и европейских первенств. Кстати, знаю болельщиков со схожими установками. Они специально приурочивают к таким дням отпуска, откладывают важные дела и наслаждаются у телевизора. Давно заметил интересный стереотип. Если надо уточнить время каких-то давних событий своей биографии, почему-то всегда привязываюсь к футбольным топ- впечатлениям — их даты хранятся в памяти тверже торжественного обещания юного пионера. Предположу, что для тебя этот чемпионат особенный. Прежние ты встречал действующим игроком. Сейчас статус изменился. А ожидания?

Ю.Ш. Раньше не спешил с выбором симпатий и предпочтений. Они возникали всякий раз уже по ходу турнира и диктовались впечатлениями. Сегодня ловлю себя на мысли, что уже знаю, за какие команду и тренера стану болеть, за кем буду следить с наибольшим интересом.

С.Н. Англичане и Эрикссон? Будучи знакомым с тобой накоротке, угадать нетрудно. Но читателям такой выбор стоит пояснить.

Ю.Ш. Возможно, нарвусь на упреки в нескромности, как это уже бывало. Но мне действительно понятны и близки взгляды этого тренера на футбол, на взаимоотношения в команде. Поучительна буквально каждая строка из написанного Эрикссоном на эти темы. Очень хочу, чтобы к нему пришел успех. Да и англичане с их трепетной любовью к футболу не заслуживают вот уже сорок лет оставаться без громких титулов. Кстати, Эрикссон признался, что работу со сборной Англии начал с изучения книги о своей новой должности. Она называется “The Second Most Important Job in the Country” — “Вторая из самых важных работ в стране”. Первая — премьер-министр.

С.Н. Логика разговора требует признаний о моих интересах и предпочтениях. Наверняка удивлю. Это сборная Аргентины. Почему? Аргентинцы провалили предыдущий азиатский мундиаль. Тогда довелось вдоволь поупражняться в скептицизме по поводу способностей их наставника Марсело Биелсы. А через два года я понял, что согрешил. Уже в 2004-м его команда показала фантастический футбол в Перу, на “Копа Америка”. Яркостью впечатлений тот турнир безальтернативно затмил для меня португальский еврочемпионат. Аргентина, как и победившая ее в финале по пенальти Бразилия, играла… в два защитника! Им не надо было больше. Настолько совершенно отлажены были у этих команд прессинг и отбор мяча, которые велись на чужой половине. Потом Биелса с блеском выиграл Олимпиаду в Афинах. Его последующую внезапную отставку воспринял чуть ли не как личную трагедию. Обрывались уникальные эксперименты в области тактики. Теперь с надеждой жду: а что если их продолжит Хосе Пекерман? Кстати, то, с каким тщанием аргентинцы упрятали в тень свою подготовку, в этом плане намекает на многое.

Ю.Ш. Ну вот, аргентинцами заинтригован уже и я. Но, если откровенно, каких-то глобальных новаций в тактике от этого чемпионата не жду. Скорее, он порадует новыми возможностями и трансформациями уже известных схем. С интересом понаблюдаю за совершенствованием зонно-линейного принципа построения игры, за взаимодействиями между линиями и группами игроков. Ну и, конечно, за примерами филигранной техники. Причем в исполнении не только бразильцев. Не хочется, чтобы их превосходство над всеми в этом компоненте, да и в мастерстве в целом было и нынче столь очевидно, как четыре года назад в Японии и Корее. Тот чемпионат, кстати, врезался в память еще и невероятным числом судейских ляпов, которые определили судьбы многих команд и подпортили турнир. Дай бог и здесь избежать повторения.

С.Н. Что касается доминирования бразильцев, то уверен: ему не бывать. Полагаю, та карнавальная обстановка, в которой пентакампеоны провели заключительный этап подготовки в Швейцарии, ни к чему хорошему привести просто не может. Не понимаю, как можно работать, к примеру, над тактикой в присутствии на тренировке четырех тысяч купивших билеты и трех тысяч журналистов. Для игроков чемпионат мира — не фиеста, а тяжкий труд. Даже кудесникам он диктует особые требования в части концентрации и самоограничений. Если бразильцы выиграют этот турнир, придется признать, что футбол — занятие менее серьезное, чем я чистосердечно полагал. К слову, интересно: как воспринимаются подобные этапные соревнования игроками-профессионалами, к числу которых ты совсем недавно принадлежал?

Ю.Ш. Пожалуй, здесь не стоит преувеличивать их значимость. В нашем случае топ-турниры всегда накладываются на текущий календарь внутренних соревнований. От этих будней нельзя отвлечься. И потому чемпионаты становятся не столько серьезной школой, сколько блестящим эмоциональным фоном. Не думаю, что у футболистов хватает внимания и поводов, чтобы всерьез размышлять о тактике. Игра воспринимается на уровне эпизодов, особенно с яркими проявлениями исполнительского мастерства. Сколько раз бывало: вчера увидели какой-то необычный технический элемент, а сегодня на тренировке полкоманды уже пробуют его повторить.

С.Н. Будь моя воля, непременно узаконил бы обязательную остановку на время чемпионатов мира всех национальных чемпионатов. Или хотя бы разумную увязку их календарей с расписанием топ-событий. Ведь очевидно, что сосредоточиться на них и поучиться у телевизора для футболистов много полезнее, нежели играть в параллель со звездами, причем при гарантированно пустых трибунах. Ну покажите мне вменяемого болельщика, который предпочтет в ближайшее воскресенье “Дариду” и “Нафтан” поединку сербов и голландцев! Притормозили же под давлением обстоятельств — отъезд в сборные сильнейших легионеров и выход сборной в финальную стадию — внутренние сезоны в России и на Украине.

Ю.Ш. Нам бы давление таких обстоятельств! Футбольная инфраструктура у наших соседей уже позволяет играть при такой погоде, при которой в Беларуси не сыграют никогда…

С.Н. Думаю, при нашей жизни все же сыграют. Но не раньше, чем белорусская сборная не оставит нам вариантов при выборе предпочтений в преддверии одного из топ-турниров. Хотя… Ведь еще год назад мы обсуждали перспективы ее попадания в Германию вполне серьезно.

Ю.Ш. Признаюсь, мой оптимизм не “простирался” тогда так близко. Большие задачи решаются только большими командами. Там, где об успехе радеют сообща. Там, где ответственность за неудачу готовы разделить все, кто к ней причастен, и где не превращают с таким печальным постоянством главных тренеров сборной в громоотвод. Там, где эту работу почитают второй по важности в стране…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?