ЧМ-2006. Персоны. Положительный герой

15:36, 13 июня 2006
svg image
1036
svg image
0


В последние годы поклонники немецкой сборной постоянно сетуют: мол, не повезло Германии с нынешним поколением футболистов, нет в сборной настоящих талантов. В прежние времена все было иначе, поэтому команда и завоевывала награды… Однако ведь и сейчас среди подопечных Юргена Клинсманна достаточно молодых и быстро прогрессирующих игроков, которых можно назвать надеждами немецкого футбола. Это и Бастьян Швайнштайгер, и Лукаш Подольски, и Пер Мертезаккер. В этом же ряду и Филипп Лам.
Он родился 11 ноября 1983 года в Мюнхене и является одним из двух “коренных” футболистов “Баварии” наряду с Андреасом Оттлем. С детских лет Филипп занимался в академии прославленного клуба, однако дебюта во взрослой команде ему пришлось дожидаться долго. Летом 2003 года руководство мюнхенцев решило одолжить 19-летнего игрока “Штутгарту”. Феликс Магат, возглавлявший тогда швабский клуб, сначала рассматривал его в качестве дублера Андреаса Хинкеля на правом фланге обороны. Однако жизнь сложилась так, что Лам быстро попал в основу и закрепился в ней, причем на месте левого защитника.
В “Штутгарте” Филипп играл вместе с Александром Глебом, и, думается, мнение белоруса о бывшем одноклубнике представляет интерес. Вот что сказал во вчерашней беседе с корреспондентом “ПБ” лидер нашей сборной: “Лам — очень талантливый футболист, обладающий многими достоинствами. Он техничен и цепок, а маленький рост (170 см) компенсирует энергичностью и жаждой борьбы. Кроме того, Филипп надежен и дисциплинирован. Уже несколько лет назад чувствовалось, что у этого парня большой потенциал, и я рад, что он отличился в матче открытия чемпионата мира. Лам и в “Штутгарте” часто подключался к атакам, обострял ситуацию навесами, но таких красивых голов, как в ворота Коста-Рики, практически не забивал. Хотя однажды в матче Кубка УЕФА с какой-то бельгийской командой, помню, ему удалось поразить ворота подобным образом. Что касается человеческих качеств, то и здесь могу сказать о Филиппе только хорошее. Мне было с ним приятно общаться. Лам спокоен, интеллигентен и уравновешен, он всегда держался скромно. Буду за него болеть и надеюсь, что немецкий защитник станет настоящим открытием мундиаля”.
Магат помог Ламу раскрыть его лучшие качества, и вскоре после дебюта в бундеслиге одаренный футболист провел и первый матч в форме сборной. Случилось это 18 февраля 2004 года в поединке с командой Хорватии, прошедшем в Сплите. Руди Феллер был восхищен прогрессом юного защитника и включил его в заявку на чемпионат Европы-2004. Филипп сыграл за “бундестим” на полях Португалии, но тот турнир вспоминать не слишком-то любит. Как известно, немцы провально выступили на EURO, заняв последнее место в группе и не попав в четвертьфинал..
После этого был еще один сезон в “Штутгарте” — на сей раз под началом Маттиаса Заммера. Он выдался не таким удачным, как предыдущий, как для клуба, так и для самого Лама. Филипп по-прежнему был надежен, однако в первой половине 2005 года получил две подряд серьезные травмы и долго лечился. К лету минувшего года как раз истек срок договора об аренде футболиста, так что он вернулся в “Баварию” — к старому знакомому Магату.
Надо сказать, что выросший в Мюнхене игрок с трудом привыкал к Штутгарту. “По сравнению со столицей Баварии это просто деревня. Когда я захожу в супермаркет, люди меня узнают и все время норовят посмотреть, какие продукты я покупаю. Это, признаюсь, раздражает”, — говорил он поначалу. Однако потом привык к размеренному штутгартскому ритму и сейчас называет два проведенных в швабской команде сезона “прекрасными”. Впрочем, и в Мюнхене, который Лам считает лучшим городом мира, ему особо жаловаться не на что. В завершившемся сезоне защитник, оправившись от повреждений, постоянно выступал за “Баварию”, выиграв в ее составе чемпионат и Кубок Германии. И регулярно призывался Юргеном Клинсманном в сборную. В отличие от 2004 года на сей раз попадание Филиппа в “список 23” на чемпионат мира никого не удивило. Прекрасной игрой футболист отблагодарил коуча за доверие. Мяч в ворота Коста-Рики стал вторым, забитым баварцем в 17 поединках за национальную команду.
Большинство из тех, кто знаком с Ламом лично, могут подписаться под лестным отзывом Глеба в адрес немецкого футболиста. Даже обычно скупой на похвалу Магат как-то заявил, что считает Филиппа образцовым профессионалом. По словам Железного Феликса, молодой защитник всегда очень внимательно его слушает и впитывает все замечания и советы, как губка. Постоянная готовность к самосовершенствованию прежде всего и способствует росту мастерства игрока. А старшая сестра футболиста Мелани подчеркивает, что популярность не изменила ее брата: “Он остался точно таким же, как и был — абсолютно никакой звездности. Филипп не витает в облаках, а прочно стоит на земле”.
В общем, судя по всему, отрицательным героем этому скромняге и всеобщему любимчику стать не суждено. Наверное, это хорошо — скандалистов и в “Баварии”, и в сборной Германии всегда хватало и без того. К портрету Лама добавим, что он не женат — считает, пока рано, и живет один в квартире в центре Мюнхена. С удовольствием играет в теннис и бильярд, а в детстве увлекался баскетболом и восхищался мастерством Майкла Джордана. Неплохо владеет английским, но хотел бы выучить язык Шекспира еще лучше — ведь на нем говорят во всем мире. В том числе и в Австралии, которую Лам называет страной мечты и жаждет однажды посетить. В школе Филиппу лучше всего давалась математика — что ж, уметь считать футболистам в наше время нужно. Родители Лама также имели отношение к спорту — и отец, и мать в свободное время подрабатывали в любительском клубе “Герн”, названном по имени района Мюнхена, в котором проживала семья. А сам футболист в качестве одного из наиболее ярких детских воспоминаний называет… участие в финальном матче Лиги чемпионов 1997 года. Да-да, Филиппу было тогда всего 13 лет, и он был одним из мальчиков, подававших мячи звездам дортмундской “Боруссии” и итальянского “Ювентуса” на мюнхенском “Олимпияштадионе”. В ту пору он мог лишь мечтать, что не пройдет и десяти лет, как его собственная фамилия навсегда войдет в футбольные летописи.
Сергей НИКОЛАЕВ

Черная Газель

Нападающий сборной Коста-Рики Пауло ВАНЧОПЕ стал, без сомнения, одним из героев стартового отрезка чемпионата мира. 30-летний футболист прекрасно проявил себя в матче открытия с Германией, сделав дубль. Впечатление от игры темнокожего костариканца не испортил даже тот факт, что его команда уступила хозяевам.
Пауло Сезар Ванчопе появился на свет 31 июля 1976 года в спортивной семье. Его отец и дядя были профессиональными футболистами, интерес к всенародно любимой игре передался и двум старшим братьям нашего героя. Сам же Ванчопе в юности разрывался между футболом и баскетболом. Одно время он предпочитал оранжевый мяч кожаному и в 1993-м даже выступил в составе юношеской сборной Коста-Рики на чемпионате Центральной Америки. А потом провел год в одном из колледжей Калифорнии, опять-таки постигая азы баскетбола. Но все же по стопам Майкла Джордана Ванчопе не пошел — любовь к футболу перевесила. Тем не менее характерные для баскетболистов гибкость, пластичность и грациозность и сейчас заметны в действиях Пауло на зеленом газоне. Не зря на родине ему дали прозвища Черная Газель и Кобра.
В 1994 году Ванчопе вернулся из США на родину, где начал играть за один из самых авторитетных клубов Коста-Рики — “Эредиано”. Невооруженным глазом было заметно, что выступление в не слишком сильном местном чемпионате — отнюдь не потолок для техничного и атлетичного нападающего. На одаренного юниора обратили внимание скауты нескольких европейских клубов, и в 1996-м Пауло заключил контракт с английским “Дерби Каунти”. Его дебют в премьер-лиге запомнился многим: Ванчопе в блестящем стиле поразил ворота “Манчестер Юнайтед”. В ходе потрясшего многих сольного прохода он играючи расправился с четырьмя защитниками “МЮ” и хладнокровно закатил мяч в ворота мимо опешившего Петера Шмейхеля. В “Дерби” Пауло провел три сезона и за это время заработал репутацию талантливого, но нестабильного футболиста. Он был непредсказуем: в одной встрече мог выступить гениально, а в другой — отвратительно. В 1999 году костариканца продали “Вест Хэму”, но в стане “молотобойцев” он не прижился. Неудачные выступления привели к тому, что болельщики лондонцев постоянно освистывали Ванчопе во время игр, и в конце концов форвард не выдержал психологического давления. В 2000-м Пауло перебрался в “Манчестер Сити”.
Четыре сезона, проведенные темнокожим игроком в составе “горожан”, выдались неоднозначными. Сначала вроде бы все ладилось, но Ванчопе некстати поссорился с коучем Джо Ройлом и даже был выставлен на трансфер. Вскоре в клубе произошла тренерская перестановка — Ройл уступил место Кевину Кигану, который относился к латиноамериканцу более благосклонно. Пауло вновь стал регулярно появляться на поле, и все было бы хорошо, если бы не часто беспокоившие его боли в правом колене. Проблемы со здоровьем сказывались на игре, и в конце концов Ванчопе пришлось уйти. В 2004 году он покинул не только “Манчестер Сити”, но и Англию — за 500 тысяч фунтов нападающего приобрела испанская “Малага”. Всего в чемпионате Англии за семь сезонов форвард провел 171 встречу и отличился 62 раза — совсем неплохой результат.
В жаркой Андалусии Ванчопе не слишком-то пришелся ко двору. В портовой Малаге оказались сильны расистские настроения, и постоянно звучавшие с трибун оскорбления неблагоприятно отражались на эмоциональном состоянии футболиста. Однако в 25 матчах “примеры” Пауло забил шесть мячей, один из которых — в ворота “Нумансии” — был даже признан лучшим голом сезона-2004/05. Но все же в межсезонье костариканец решил уехать из Малаги. Он явно устал от Европы и перебрался туда, где спокойнее. Условия в катарском клубе “Аль-Гаррафа” предложили отличные — почему не попытать счастья на Ближнем Востоке, где нашли пристанище многие возрастные футболисты?
Все было бы замечательно, но вот только за игрой Ванчопе в солнечном Катаре не мог наблюдать главный тренер сборной Коста-Рики Алехандре Гимараеш. А Пауло очень хотел выступить на втором в своей карьере чемпионате мира. Четыре года назад он уже принимал участие в мундиале и даже забил самим бразильцам. И отборочный турнир ЧМ-2006 костариканцы преодолели при активном участии своего лидера, который всегда выкладывался по максимуму, несмотря на беспокоившие его травмы. Так что Ванчопе, поразмыслив, принял решение вернуться на некоторое время на родину. В январе нынешнего года Пауло заключил соглашение с милым его сердцу “Эредиано” — здесь он был на виду у Гимараеша. Интересно, что в последние месяцы Ванчопе не только с успехом защищал цвета родного клуба, но и вел собственное ток-шоу на одном из коста-риканских телеканалов…
Однако лидеру сборной Коста-Рики, которого многие считают лучшим футболистом в истории страны, всего 30. Вешать бутсы на гвоздь рано, и форвард после мирового первенства хотел бы еще поиграть в Европе. Желательно на Туманном Альбионе: ведь у Пауло есть квартира в Лондоне. Кстати, когда Ванчопе уже выступал в Катаре, им активно интересовался “Портсмут”, чей тогдашний наставник Ален Перрен являлся большим поклонником таланта латиноамериканца. Но сделка по каким-то причинам не состоялась.
В национальной команде Пауло выступает уже десять лет. За это время он провел в ее форме 70 матчей и забил рекордные 45 голов. Последние два из них — в ворота Германии, после чего футболист сказал: “Я счастлив, что открыл счет мячам сборной на этом турнире. Мы проиграли, но покинули поле с гордо поднятой головой. Нам есть чему учиться, тем не менее команда может добиться хорошего результата”.
Перед стартом мундиаля Ванчопе заявил, что хотел бы забить на турнире минимум четыре мяча. Что ж, половину нормы он уже выполнил. По мнению Алехандре Гимараеша, Пауло является прекрасным примером того, что футболисты из Коста-Рики способны достичь международного уровня (в чем многие сомневаются). Кстати, коучу латиноамериканской сборной совсем несложно находить общий язык со своим самым звездным подопечным. Возможно, причина в том, что Гимараеш, как и Ванчопе, в молодости серьезно занимался баскетболом. Но оба вовремя переключились на футбол.
Сергей НИКОЛАЕВ

Спаситель по воле несчастного случая

Во встрече со шведами все игроки сборной Тринидада и Тобаго показали себя настоящими героями. Но главную нагрузку пришлось выдержать все же вратарю, потому как напряжение в штрафной карибской сборной просто зашкаливало. 37-летнему голкиперу “Вест Хэма” Шаке ХИСЛОПУ на последнем рубеже пришлось противостоять звездам европейского уровня: Ибрагимовичу, Ларссону, Юнгбергу и прочим. И во всех этих дуэлях вратарь взял верх. В первом тайме ему не пришлось особенно перетруждаться. Однажды Шака вытащил из-под перекладины мяч после выстрела Вильхельмссона, но чаще шведские форварды били мимо ворот. Впрочем, в этом также есть немалая заслуга Хислопа. Своевременными выходами он не оставлял соперникам времени и пространства для нанесения прицельного удара. Особенно тяжело голкиперу пришлось во второй половине встречи. После удаления Эвери Джона атаки на его владения следовали одна за одной, но поймавший кураж голкипер и его партнеры сделали все, чтобы удержать ничью, ставшую для Тринидада и Тобаго большой победой.
Великолепная игра Хислопа удивительна еще и потому, что он в общем-то не должен был в ней участвовать. Голландский наставник сборной Лео Беенхаккер доверял позицию на последнем рубеже Келвину Джеку из шотландского “Данди”. Но надо же, накануне стартового матча на чемпионате основной вратарь получил травму ноги и вынужден был уступить место более возрастному коллеге. Во время поединка телекамера попыталась выхватить лицо Джека, сидевшего на скамейке со льдом, приложенным к икроножной мышце. Лица тринидадского футболиста увидеть так и не удалось, так как он натянул капюшон по самые брови. Впрочем, одно это в полной мере отражало его разочарование. После ничьей со Швецией Джек поздравил подопечных и в то же время выразил уверенность, что выйдет на поле в следующих играх. Несколько самоуверенное заявление, учитывая, сколь хорош был его конкурент.
Отношения между вратарями в команде островного государства, похоже, далеки от идиллии. Скажем, Хислоп не очень-то жаловал место второго номера — не для того в 2005 году он возобновил выступления за сборную, чтобы сидеть на лавке. Да и вообще его взаимоотношения с тренерами никогда не были гладкими. Начать их описание, наверное, следует с того, что родился Хислоп не на острове Тринидад и уж тем более не на крошечном Тобаго, а в предместье Лондона Хэкни. Произошло это знаменательное событие 22 февраля 1969 года. На родине предков он очутился в возрасте двух лет и именно здесь получил первый диплом, закончив колледж Святой Марии. Шака продолжил обучение в американском Вашингтоне, в университете Ховарда. И параллельно с получением профессии инженера-механика развивал свои вратарские таланты, выступая за студенческую команду по соккеру.
Однако продолжению карьеры в Соединенных Штатах Хислоп предпочел выступление на более высоком уровне, каким в тот момент виделся даже первый английский дивизион. В “Рединге” были рады принять в свои ряды голкипера, который достался британцам бесплатно, да еще и показывал при этом довольно высокий уровень игры. За три сезона, проведенные в этом скромном клубе, Хислоп зарекомендовал себя настолько хорошо, что им заинтересовался весьма грозный в те времена “Ньюкасл”, приобретший в 1995 году голкипера за целых 1,58 млн. фунтов. Шаке тогда было 26 лет, и переход в столь солидный клуб стал высшей точкой его карьеры — подняться выше ему уже не удалось. Нельзя сказать, что он показывал плохую игру, так как всерьез конкурировал за место основного голкипера и провел за “Ньюкасл” 73 игры за три сезона. В то же время с каждым матчем Хислоп утверждался в ранге хорошего, но не элитного голкипера. А потому в 1998 году “Ньюкасл”, ведший ожесточенную борьбу с “МЮ”, не стал продлевать с ним контракт. Статус свободного агента позволил тринидадцу трудоустроиться в “Вест Хэме”, в котором он, судя по всему, чувствовал весьма комфортно. По крайней мере туда он вернулся после того, как в 2002 году, уже предвкушая скорое завершение карьеры, перешел в “Портсмут”, где должен был стать дублером Алана Найта. Выяснилось, что и в 33-летнем возрасте Шака вполне успешно конкурировал с молодыми коллегами, благо британская вратарская школа почему-то перестала поставлять качественных игроков.
К слову, Хислоп в свое время грезил о футболке с надписью “Англия” и даже провел один матч за молодежную сборную этой страны. О команде Тринидада и Тобаго поначалу речь не шла по одной простой причине — слишком уж слабо она выглядела в середине 90-х. Нынешний состав по сравнению с тем — просто “Дрим тим”. Но в 1998 году, с выходом Дуайта Йорка на звездный уровень, вокруг форварда стала строиться боеспособная команда, и при выборе вратаря руководители федерации сразу же вспомнили про Хислопа, уровень которого сомнений не вызывал. Вот так в возрасте 29 лет Шака дебютировал за сборную, а уже через четыре года завершил выступления за нее. Связано это было с чередой скандалов. Нам кажется, что выход в финальную часть чемпионата мира для Тринидада и Тобаго — нечто невероятное и не поддающееся пониманию. В действительности же болельщики двух крошечных островов ждали от любимцев серьезных результатов и негодовали, когда те проваливали один отборочный цикл за другим. “Почему Ямайка, Гондурас, Канада, Гватемала и Гаити были представлены на мировом форуме, а наша команда со всеми ее звездами — нет?” — вопрошали недовольные.
Что ж, наконец-то мечта воплотилась в реальность. И Хислоп также оказался причастен к этому историческому свершению. В июле 2005 года, когда перед сборной Тринидада и Тобаго всерьез замаячили радужные перспективы, Дуайт Йорк и главный тренер команды Беенхаккер уговорили Шаку вернуться. Правда, востребовано было не столько его мастерство, сколько опыт да советы, требовавшиеся более молодому голкиперу Джеку. Хислоп, однако, верил, что даже в 37 лет способен принести пользу на поле, и, как видим, оказался прав.
Константин ЛОБАНДИЕВСКИЙ

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?