ЧМ-2006. Персона. Большая симфония Маленького Моцарта

13:01, 15 июня 2006
svg image
971
svg image
0


Росицки был обречен стать звездой. Он родился 4 октября 1980 года в спортивной семье. Отец Иржи — известный футболист, защищал цвета пражской “Спарты” и сборной Чехословакии. Мама Эва занималась легкой атлетикой, а также в течение двух лет входила в число лучших мастеров страны по настольному теннису. По футбольной стезе пошел старший брат Томаша Иржи, добившийся некоторых успехов и, в частности, выступавший в конце 90-х за мадридский “Атлетико”. Так что у Томаша особого выбора и не было. Пяти лет от роду он очутился в футбольной школе пражского клуба “Компресоры”, где быстро утвердился в ранге подающего большие надежды паренька и через два года пошел на повышение — в детскую команду пражской “Спарты”. Высокая культура обращения с мячом, похоже, была заложена генетически.
Томаш был основным игроком различных детских и юношеских сборных — U-12, U-14, U-15 и так далее. Только “молодежку” прошел стороной, потому как в 19-летнем возрасте его призвали под знамена национальной сборной. Росицки был талантом, за прогрессом которого пристально следили и которому прочили большое будущее, что, однако, не отражалось на его общем развитии. Подросток, помимо учебы в общеобразовательной школе, посещал специальные занятия по изучению премудростей обращения с компьютером, после чего отправлялся на тренировку со второй командой “Спарты”. Его выхода на профессиональный уровень ждали с нетерпением, уже тогда видя в парне будущего кумира миллионов. К счастью, с эксплуатацией “детского труда” тренеры не усердствовали, благодаря чему Томаш не разделил судьбу других вундеркиндов, которым выдавалось слишком много авансов. Первый матч за “Спарту” Росицки провел в 18 лет. Его готовили к основе постепенно, поначалу выпуская на замену, хотя уже тогда он, вполне возможно, заслуживал большего. Через два года щуплый атакующий хавбек уже считался полноправным лидером флагмана чешского клубного футбола, дебютировал за сборную во встрече с норвежцами, а в январе 2001 года отправился на легионерские хлеба. Дортмундская “Боруссия” поспешила подписать с молодым дарованием контракт, дабы ее не оставили с носом прочие гранды, претендовавшие на 20-летнего игрока. Сумма трансфера составила 13 миллионов немецких марок, что, между прочим, явилось рекордом для немецкого чемпионата. Но в Дортмунде не сомневались: затраты окупятся сторицей.
Росицки дебютировал за “Боруссию” 2 февраля в матче против “Мюнхена-1860”, заменив на 60-й минуте Соренсена, но ничего выдающегося показать не успел, а его клуб проиграл — 0:1. В следующих 14 поединках чемпионата он выходил уже в стартовом составе. Умной игрой, изящной техникой, а также шестью забитыми мячами Томаш заставил специалистов, журналистов и болельщиков заговорить о появлении новой суперзвезды.
Как следствие, по итогам 2001 года Росицки стал самым молодым футболистом, удостоившимся звания лучшего игрока Чехии. И это при таких-то конкурентах, как Недвед, Бергер, Поборски!
Сезон-2001/02 получился одним из лучших в истории “Боруссии”. Клуб завоевал золото чемпионата Германии и вышел в финал Кубка УЕФА, где, впрочем, удача оказалась на стороне голландского “Фейеноорда”. И, как вы понимаете, все эти успехи были достигнуты не без участия Росицкого. Чех не так много забивал, потому что является игроком, который всегда отдаст пас партнеру, находящемуся в более выгодной позиции. А учитывая то, сколь хороши эти передачи, можно оценить и пользу от Томаша. “Я играю на команду, а не на картинку”, — таков, к слову, футбольный девиз полузащитника.
В начале 2000-х его имя гремело в Европе. Приобрести хавбека желали почти все элитные клубы, но проблема заключалась в том, что “Боруссия” не собиралась расставаться с бриллиантом, отвергая одно за другим предложения суперклубов. Самые большие деньги за полузащитника предложил миланский “Интер” — 60 миллионов немецких марок. Однако эту сумму руководство “Боруссии” сочло недостаточной — оно оценивала своего ведущего игрока в 100 миллионов. Вскоре золотые времена дортмундского клуба ушли в прошлое вместе с дойчмарками. Выяснилось, что боссы не рассчитали своих возможностей, заключая щедрые контракты. “Боруссия” едва спаслась от финансового краха, но это далось непросто. Руководство в одностороннем порядке снизило на четверть зарплату игрокам, а всех недовольных выставляло на трансфер. Не сообщалось, касались ли сии жесткие меры Росицкого, однако он остался в команде, несмотря на то что говорил о желании перейти в более престижный чемпионат. Вместо того чтобы, например, покинуть “Боруссию” в качестве свободного агента, Томаш заключил с ней новый долгосрочный контракт до 2008 года. Тем самым он отблагодарил поверивший в него клуб, которому очень нужны деньги. Однако серьезная травма и несколько поблекшая игра Росицкого, равно как и всей обескровленной “Боруссии”, снизили трансферную цену полузащитника. Нынешним летом она составила 10 миллионов евро. Именно за такую сумму его приобрел лондонский “Арсенал”: одним конкурентом у Александра Глеба стало больше.
Все, кто общается с Томашем, отмечают его покладистый характер — редкое качество для тех, кто обладает звездным статусом чуть ли не с младых ногтей. Он немногословен, не ищет дополнительного внимания, но и не чурается журналистов. Скромный парень, который нечасто ходит на дискотеки и вечеринки. Музыку слушает на домашнем компьютере: предпочитает стиль панк-рок, в котором, по его мнению, наибольших успехов добилась чешская банда “Три сестры”. Росицки вообще любит все чешское: Прагу, хоккей и пиво. В “Боруссии” его так и прозвали — Пиво; немцам, видимо, показался очень забавным подобный вариант их родного слова “Bier”. У Томаша немало различных прозвищ: Роса, Росси (производные от фамилии), Маленький Моцарт, как его нарекли чешские журналисты. Больше всего в своей профессии Росицки ненавидит долгие разъезды, поэтому, наверное, обожает быстрые машины: раньше ездил на “Порше”, а недавно приобрел “Мерседес” (CLK55AMG). Подругой жизни для него стала дважды вице-мисс Чехии 23-летняя Радка Кочурова, информации о которой во Всемирной паутине почти столько же, сколько о самом Томаше.
В последние годы о Росицком действительно стали понемногу забывать. “Боруссия ” не блещет. К тому же если в клубе Маленький Моцарт привык солировать, то в сборной Чехии ему приходится выступать в ансамбле, где каждый в состоянии исполнить партию первой скрипки. Впрочем, для Росицкого это не проблема. Томаш верен своему девизу и является настоящим командным игроком. Его техника, движения на поле выглядят изящно, но при этом чех вовсе не играет на “чистых мячах”. Отобрать мяч у Росицкого очень сложно, поэтому на нем совершается много фолов. Немецкие журналисты подсчитали: во время одного из матчей за “Боруссию” против “Баварии” его заваливали на газон 38 раз, что стоило удалений двум мюнхенцам. А, например, на прошлом чемпионате Европы утонченный Томаш успешно заменял травмированного Галасека на позиции “волнореза” и доказал, что неплохо умеет выполнять и “черновую работу”. И все-таки от Росицкого продолжают ждать большего. Возможно, именно на чемпионате мира Маленький Моцарт исполнит самую большую симфонию.
Константин ЛОБАНДИЕВСКИЙ

Властелин сердец

Прошлый чемпионат мира стал звездным часом ЧЖУН ХВАНЬ АНЯ. Форвард сборной Южной Кореи провел несколько прекрасных матчей, но особенно запомнился “золотым” голом в ворота итальянцев на излете дополнительного времени поединка 1/8 финала. По иронии судьбы, это событие, возведшее футболиста в ранг национального героя, стоило ему работы. В ту пору игрок выступал за итальянскую “Перуджу”, президент которой Лучано Гауччи, разгневанный поражением своей сборной, решил разорвать контракт с азиатским футболистом. “Этот парень больше никогда не будет выступать за мою команду. Я не собираюсь платить деньги тому, кто губит итальянский футбол”, — заявил тогда он. С тех пор Чжун Хвань Ань немало поскитался по свету и вот вновь оказался в центре внимания на чемпионате мира. Выйдя на замену в неудачно складывавшемся для южнокорейцев поединке с Того, форвард прекрасным дальним ударом поразил ворота, принеся своей сборной три очка.
Чжун Хван Ань на родине известен под прозвищем Властелин Колец — после забитых голов у него есть обыкновение целовать обручальное кольцо на руке. А еще его называют корейским Бекхэмом, имея в виду не столько манеру игры, сколько имидж. Длинноволосый красавчик Ань, модно одевающийся и тщательно следящий за своей внешностью, всегда пользовался успехом у прекрасного пола и покорил немало женских сердец, сочетавшись в конце концов браком с бывшей Мисс Корея. Многие упрекали футболиста в том, что он чересчур увлекается светской жизнью и прочими внефутбольными делами и это негативно сказывается на его выступлениях. В то же время у Чжун Хвань Аня всегда хватало поклонников на родине: в этом с ним вряд ли сравнится кто-либо из партнеров по сборной. Его футбольный талант никогда не вызывал сомнений: столь техничных и креативных игроков в истории южнокорейского футбола было немного.
Наш герой родился 27 января 1976 года в городе Пачжу, что неподалеку от границы с Северной Кореей. Он начинал карьеру в клубе “Пусан Иконс”, в котором в полной мере проявились его бомбардирские качества. Самый ценный футболист “K-лиги” привлек внимание европейских клубов и в 2000 году оказался в “Перудже”. До него в этом клубе выступал Хидетоши Наката, и первый игрок Кореи всеми силами пытался доказать, что он сильнее лучшего футболиста Японии. Но это ему плохо удавалось. Чжун Хвань Ань в основном сидел на скамейке запасных, ну а тот самый гол в ворота “Скуадры адзурры” поставил точку в его апеннинской карьере. Хотя президент “Перуджи” впоследствии и пытался откреститься от произнесенных им слов, было очевидно, что в этой команде корейцу места нет.
Как ни странно, герою японско-южнокорейского мундиаля пришлось долго искать новый клуб. Вроде бы интерес к его персоне со стороны команд из Испании, Англии и Германии присутствовал, но до подписания контракта дело не доходило. Возможно, потенциальных купцов отпугивали невыразительные выступления форварда за “Перуджу”, а быть может, что-то другое. Как бы то ни было, в конце концов южнокореец отчаялся найти пристанище в Европе. Осенью 2002 года он заключил соглашение с японским “Симидзу С-Палс”.
В этой команде Чжун Хвань Ань выступал вполне успешно. В январе 2004-го его приобрел другой клуб Страны восходящего солнца — “Иокогама Маринос”, но уровень чемпионата Японии не вполне удовлетворял амбициозного игрока. Он говорил о том, что хочет вернуться в Европу, хотя многие ему не верили. Раздавались голоса, что, мол, форвард комфортно чувствует себя в Иокогаме, получает приличную зарплату (500 тысяч долларов в год) и не слишком-то желает что-либо менять. А некоторые болельщики утверждали, что Ань не возвращается в Старый Свет потому, что хочет быть неподалеку от своей непутевой матери. Она чересчур увлекалась азартными играми и даже отсидела срок за мошенничество.
В конце концов Чжун Хвань Ань все же покинул Японию. В середине сезона-2004/05 на футболиста обратил внимание французский “Мец”, и Ань с радостью отправился на родину мушкетеров в поисках новых приключений. Он провел во Франции год, выступал довольно неплохо, но потом вновь сменил прописку. Сначала форварда пригласил на просмотр английский “Блэкберн”, но до подписания контракта так и не дошло. Тем не менее буквально тут же подвернулся вариант с аутсайдером бундеслиги “Дуйсбургом”. Этот клуб остро нуждался в классном форварде, и кандидатура южнокорейца показалась боссам “зебр” вполне подходящей. Правда, знакомство Чжун Хвань Аня с аренами чемпионата мира нельзя назвать впечатляющим. В 12 матчах он забил лишь 2 гола и оказался не в силах предотвратить расставание дуйсбуржцев с сильнейшим дивизионом.
Короче говоря, карьера любимчика южнокорейских болельщиков никогда не складывалась гладко. Были у него проблемы и в сборной. Когда ее возглавил Гуус Хиддинк, он был разочарован, увидев Чжун Хвань Аня в деле. “Тогда он уже играл в Италии, но выглядел просто ужасно, — вспоминал потом голландский коуч. — Я подумал, что, наверное, он немного зазнался, уехав в одну из сильнейших лиг Европы”. Хиддинк решил встряхнуть подопечного, сказав ему: “Ну и кто тебя знает в Италии? Возможно, только жители Перуджи слышали, что ты украшаешь собой скамейку запасных”. Слова наставника подействовали, и с тех пор Чжун Хвань Ань выкладывался на тренировках и в играх национальной команды по максимуму. Это и помогло ему блеснуть на чемпионате мира-2002, на котором, как известно, сборная Южной Кореи сенсационно заняла четвертое место.
В преддверии нынешнего мундиаля место Аня в основе уже не выглядело незыблемым. Прошли годы, в Южной Корее появились молодые таланты, и наследник Хиддинка Дик Адвокаат не был уверен, что опытный форвард сможет достойно защищать цвета сборной. Однако вторничный матч с новичками высшего света из Того складывался для азиатской дружины неудачно. Южнокорейцы пропустили гол, и надо было что-то предпринимать, чтобы исправить положение. В этой ситуации голландский тренер решил прибегнуть к испытанному оружию. 30-летний Чжун Хвань Ань появился на поле и стал героем поединка, напомнив о себе всему миру. Теперь он может рассчитывать на попадание в стартовый состав в следующем поединке с Францией и, конечно же, постарается огорчить знакомого ему по французской лиге Фабьена Бартеза. Короче говоря, Властелин Колец возвращается — хотя мы и не можем предугадать, станет ли второй чемпионат мира в карьере для него столь же триумфальным, как и первый.
Сергей НИКОЛАЕВ

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?