Гроссмейстершафт

17:50, 30 июня 2006
svg image
782
svg image
0

У каждого свой порог ожиданий, определенный набор требований, предъявляемых к сему действу. Признаться, отношу себя к тем, кто считает, что плохого футбола, как и пива, не бывает. Есть он двух видов: хороший и очень хороший. Тот, в который занимаются мастера из белорусского первенства на наших стадионах — просто так, а тот, в который играют сейчас на полях Германии, — так очень и весьма.
Мундиалю, кажется, удалось восстановить пошатнувшийся было четыре года назад футбольный миропорядок. Афро-азиатский крен, концентрированно обозначившийся в 2002 году на Дальнем Востоке, выправлен, и ныне в четвертьфинале сплошь старые добрые европейские основоположники плюс фундаментообразующая славная пара заслуженных южноамериканцев. Прошу понять меня правильно: автор не страдает, боже упаси, никакими расистскими предрассудками. Но, полагаю, случившийся на ЧМ-2002 “прорыв” стран третьего футбольного мира и то, какими методами он был достигнут — есть тупиковый путь развития игры N 1. Не сочтите за консерватизм, но разум не приемлет выскочек-однодневок вроде японий с кореями, всяких камерунов-сенегалов, ган и прочих “чертиков из табакерки”. Добро бы их игра грела капризную душу, радовала. Так ведь нет. За азиатским “duracell-измом” да лоскутной африканской “броскостью” — ни-че-го. Из команд, не попавших в плей-офф, сожалеть не приходится ни о ком. Так что ЧМ-2006, по моему скромному мнению, само торжество справедливости.
Как же так, говорите? Не хватает интриги, без нее не интересно? Что ж, “интриганам” остается только посоветовать взирать болезненно в сторону “ще не вмерлой” Украины. Нехай! По мне, так славных сынов Малороссии, по их игре, явно дурным ветром занесло в компанию большой восьмерки. Желаю украинцам всяческих успехов, но переживать за них в сегодняшнем матче с Италией не стану по иной причине. Ввиду наличия в блохинском коллективе юного пасынка-страйкера под N 15. Есть деяния и поступки, которые в людском восприятии срока давности иметь не должны.
Больная тема о делах судейских. Их ошибок не стало меньше, просто в свете сегодняшних дней выверты и эскапады Полла, Иванова, Кантальехо воспринимаются не иначе, как досадные недоразумения и смешные чудачества. Помарки Маркуса Мерка меркнут, по гамбургским меркам, перед бесстыдствами четырехлетней давности, что учинили приснопамятные гандуры, морены, прендергасты etc. Потому как, по большому счету, не повлияли на справедливость турнирных путей-дорог. Ощущения, что господа судейские “ушли” сильнейших — нет.
Ну и, конечно, куда современному футбольному топ-турниру без извечных, как плач Ярославны, стенаний на отсутствие красоты (то бишь уймы голов) и преступный прагматизм? Ах, кудесники, эх, кудесники… Что здесь сказать: не знаю, право, как и оппонировать отпетым романтикам? Не всякий ведь найдет для себя интересным и занимательным наблюдать со стороны за шахматной партией гроссмейстеров, никогда до мата дело не доводящих? А какая уж там красота без мата-то? Это к тому, что в футболе XXI века, как в шахматах: все дебюты изучены, все ходы записаны, гроссмейстеров кругом развелось — видимо- невидимо, так что творить что-то новое — заведомые поддавки. Играть все умеют. А победы достигаются за счет четкой координации командных взаимодействий, методичных усилий по расшатыванию позиций соперника, умения действовать по ситуации, управляемости и сплоченности коллектива и, не в последнюю голову, индивидуального мастерства ключевых фигур игрового поля. Современная футбольная тактика — это не столько статичная расстановка, стартовые схемы в их цифровом выражении, но почти математически выверенная последовательность упорядоченно-хаотичных игровых перестроений, подвластных тренерской мысли и воле. Исходя из увиденного на дойчемундиале, хотелось бы отметить возросшую значимость и ценность замен как важнейшего инструмента влияния на ход игры, корректировки тактического плана, трансформации линейно-зонных построений. Причем очевидна тенденция к уменьшению доли так называемых “механических” замен (в рамках одного амплуа или функции). Уходит в прошлое простоватая в своей трафаретности оценка тренерского гения: угадал — не угадал с заменами, т.е. забил или нет поднятый в основу “скамеечник”.
Если продолжить сравнение большого с высокими шахматами, то заметим, что и там, и там побеждает в конечном счете тот, кто просчитывает на ход-другой дальше соперника. Робея, вторгаюсь в епархию уважаемой Эльмиры Хоровец, курирующей в “ПБ” тему шахмат, и заранее прошу ее извинить за вольность сравнений матчей 1/8 финала ЧМ, позволительную любителю. Скажем, маститые германцы и бразильцы взяли на вооружение и методично штудируют плодотворную дебютную идею, о важности которой еще гроссмейстер О.Бендер читал лекцию васюкинцам. Получая по дебюту лучшую позицию (в виде быстрого гола, а то и двух), они академично принуждают капитулировать оппонентов, как это и было со Швецией и Ганой. В матче Арагонес — Доменек пиренейцы хотели было разыграть “испанскую партию”, но галлы застали их врасплох “французской защитой”. Итог известен. В цейтнотном эндшпиле в обоюдоострой позиции Аргентина дожала Мексику. Англичане умело использовали преимущества своего сильного правофлангового слона, оказавшегося по совместительству Бекхэмом. Полугроссмейстерскую ничью расписали Швейцария и Украина, и хотя гельветы “стояли” лучше, дальше по “швейцарской системе” выпало играть малороссам. Во взаимный цугцванг после удаления Матерацци угодили “кенгурятники” и “макаронники”. На висящем флажке ходить выпало гроссмейстеру Гуусу Хиддинку, он и проиграл. Ну а бесшабашную рубку с серийным разменом фигур, случившуюся в партии ван Бастен — Сколари (дебют четырех “белых” коней) под девизом: “Потеря качества при выигрыше темпа”, вы тоже видели.
В 1/4 финала ЧМ нас ждут не менее увлекательные партии: Клинсманн — Пекерман, Липпи — Блохин, Эрикссон — Сколари, Паррейра — Доменек.
Вынесенная в заголовок словесная конструкция вбирает в себя в переводе с немецкого на русский: “великий”, “гроссмейстер”, “мастер”, “чемпионат”. Для того, чтобы дойчемундиаль запомнился как GroЯmeisterschaft — Великий чемпионат больших мастеров — не хватает только эффектной концовки.
Смотрим…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?