ЧМ-2006. Лауреаты. Ушел по-зидановски
С уникальной техникой и интеллектом Зизу, даже находясь в неважной форме, играет лучше многих. А для французской сборной и вовсе является незаменимым. Кто бы вел команду за собой на ЧМ-98 и ЧЕ-2000? И все мы помним, какое жалкое зрелище представляли “трехцветные” четыре года назад в Южной Корее и Японии, на групповом этапе чемпионата мира, когда их лидер пропустил два матча из-за травмы.
После чемпионата Европы-2004 Зидан решил, что 32 года — достаточный возраст, чтобы закончить выступления за сборную и уступить дорогу молодым. Однако в середине отборочного цикла Раймон Доменек — тренер французской сборной, у которой дела шли ни шатко ни валко, — бросил жалобный клич ветеранам, дабы те пересмотрели свои поспешные решения. 3 августа 2005 года Зизу, к радости поклонников, объявил о возвращении в национальную команду, однако на результатах сборной это поначалу не отразилось. В череде ничьих была одержана лишь одна победа над Ирландией, которая все-таки позволила “трехцветным” попасть на чемпионат мира, минуя стадию стыковых матчей. Не все были в восторге от игры Зидана. Он не слишком эффектно выглядел и на групповом этапе нынешнего чемпионата мира. Но к началу плей-офф плеймейкер нашел где-то резервы для повышения формы до приемлемого уровня. Зинедин не только на бумаге, но и на деле стал лидером сборной, которая, как следствие, воспрянула духом и по пути к финалу безжалостно расправилась с грозными соперниками — Испанией, Бразилией и Португалией.
Перед решающим поединком рассматривались два варианта окончания карьеры Зидана. В случае победы он поднимал над головой заветный кубок и уходил как непревзойденный гений, дважды приведший свою сборную к золотым медалям. В случае поражения обстановка стала бы столь же торжественной, но это была бы великая печаль. Пришлось бы услышать много комплиментов, поздравлений. В общем, все выглядело бы театрально и наигранно. Жизнь, к сожалению или к счастью, не настолько банальна. У Зидана оказалось свое мнение, каким должен был получиться финальный матч. Он делал все, чтобы воскресить сюжет той легендарной встречи с бразильцами в 1998 году. Своей игрой француз демонстрировал, что амплуа плеймейкера — игрока техничного, думающего — все еще не стало анахронизмом в угоду современным тенденциям футбола, требующего больше скорости и мощи. Блестящее умение контролировать мяч, прекрасное видение поля, тонкие пасы, грамотные переводы, в общем, дирижирование атакой — все осталось при нем. Ну разве что не всегда хватало координации и быстроты, чтобы, как в былые годы, с легкостью уворачиваться от стелившихся в подкатах Гаттузо и Каннаваро. С каждой минутой Зидан становился все более тяжеловесным. В конце второго тайма он рухнул на газон и попросил замену. В этот момент француз выглядел таким обессилевшим, что продолжение матча было бессмысленным издевательством над выдохшимся гением. Однако Зизу собрал волю в кулак и выдал очень хороший отрезок, который ознаменовался заметным игровым преимуществом сборной Франции. Пока не наступила 110-я минута…
Возможно, мы никогда не узнаем содержание диалога Матерацци и Зидана. Француз вообще не из тех людей, кто оправдывается и делится сокровенным. На поле он выглядит довольно скупым на эмоции человеком. Его трудно представить хохочущим, хотя добрая, чуть сдержанная улыбка нередко гостит на его лице. Трудно увидеть Зизу и плачущим — от боли или счастья, зато в глазах легко можно узреть бесконечную тоску. Временами эмоции вырываются наружу, как и произошло в случае с Матерацци, с которым у француза наверняка долгая история непростых взаимоотношений. Возможно, из-за дикой усталости у Зидана в голове произошло короткое замыкание, и он боднул итальянца, имеющего незавидную славу самого грязного футболиста серии “А”. Безусловно, это некрасивый поступок, не имеющий оправдания. Тем не менее если, допустим, в Англии сейчас серьезной критике подвергается Руни, хотя до сих пор не ясно, преднамеренно ли он наступил на Рикарду Карвалью, то в Зидана в куда более очевидной ситуации никто не пускает критические стрелы. Этот этнический араб давно влюбил в себя всю Францию. Он, собственно, и есть французская сборная. Более того, Зидан — это футбол.
Может быть, и правильно, что о нем не будут вспоминать как об эдаком эталоне футболиста, обладающим нечеловеческим благородством. Он не считался грубияном, но и ангелом тоже не был — в случае чего мог жестко ответить обидчику. Зизу неординарный человек и игрок, не похожий ни на кого. И ушел из футбола он по-своему — так, как еще никто не уходил. По-зидановски.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь