ЧМ-2006. Финал Смотрим вместе. Назидание. Будущим великим

14:52, 11 июля 2006
svg image
3412
svg image
0
image
Хави идет в печали

То, что изрек мефистофелеподобный итальянский верзила на омрачившей праздник 110-й минуте, известно лишь им двоим — Зидану и Матерацци. Возможно, это так и останется одной из нерассекреченных футбольных тайн наступившего века.
Ладно. Случилось — и случилось. Сокрушаться остается лишь об одном: ну почему Зизу поквитался с хамом так нелепо? Уж заехал бы по физиономии кулаком — и удалился с гордо поднятой головой. Увы, теперь профиль Зидана останется в памяти прежде всего карикатурно бодающим грудь провокатора. А кадры ухода легенды за кулисы — мимо постамента с не дождавшимся его рук Кубком мира — станут символом торжества коварства над благородством, не сумевшим за себя постоять…
Возможны варианты восприятия этого ЧП. Но мне, к примеру, удаление великого француза показалось излишеством, изрядно подпортившим финальный поединок. До той минуты казалось, что его сюжет виртуозно выстроен талантом неведомого драматурга. Помните, мы едва перевели дух после зидановского выстрела головой и героического сэйва Буффона, напомнившего непревзойденные подвиги Гордона Бэнкса в сражении англичан и бразильцев из далекого 70-го? Как вдруг действо обрело свойства мыльной оперы, в реальность которой перестаешь верить как раз из-за нагромождения низкопробного и невероятного. Неестественной выглядела чрезмерная завязка фабулы на образе единственного персонажа. Вечер оказался перегружен Матерацци. Ладно бы, он по неуклюжести схлопотал пенальти и он же потом достойно за него поквитался точным ударом головой. Однако парня угораздило посягнуть и еще и на дурную славу шекспировского Яго, вероломно потоптавшегося по светлым чувствам миллионов. Это был перебор. Не думаю, что даже в разбросанных по планете лагерях сторонников “Скуадры адзурры” оказалось много тех, кто торжествовал в момент трагедии Зидана. Похоже, она в сопоставимых степенях потрясла обе стороны. Во всяком случае, концовка дополнительного времени стала самым невыразительным отрезком поединка. Итальянцы словно устыдились своего большинства. В их поведении не было и намеков на ярость, которая помогла избежать одиннадцатиметровой лотереи в полуфинале против немцев. А ведь никто не отменял убийственную для апеннинцев статистику подобных процедур — на чемпионатах мира они никогда прежде не выигрывали в послематчевых пенальти, проиграв их трижды! Да и состав соперников, оставшихся на ту пору уже без (внимание!) Виейра (травма), Анри (замена) и Зидана, располагал к тому, чтобы принудить их к капитуляции в игровое время.
Допускаю, впрочем, что предыдущий абзац уязвил сторонников “трехцветных”. Ведь, положа руку на сердце, стоит признать, что сборная Франции сделала “лазурную эскадру” мало похожей на ее изумившую мир антитевтонскую версию значительно раньше злополучной красной карточки. Это удивило. Ведь Раймон Доменек больше двух таймов боялся напомнить о себе даже заменами (вынужденный уход Виейра не в счет). А его возрастные подопечные вопреки неотвратимому физическому износу фактически нивелировали заведомый перевес оппонентов в классности резерва и умении Марчелло Липпи им пользоваться.
Не все, конечно, согласятся, но показалось, что спор выверенных тактик, подаривший быстрый обмен голами, закончился с уходом команд на перерыв. После него рациональное начало в действиях соперников все больше теснилось проявлением чувственных сторон игры. Тон новациям в поведении задали французы. Они словно опасались, что боевого запала не хватит на целый тайм, и бросились на штурм буффоновской цитадели с нежданной итальянцами отвагой. На эту мушкетерскую десятиминутку пришлись два техничных проникновения в штрафную, что совершил Анри. А рейд Малуда, прерванный Дзамброттой, по всем показаниям тянул на еще один пенальти. Но преступить черту, за которой маячил скандал, аргентинский рефери Элисондо не отважился.
А потом надорвал мышцу бедра Виейра. Липпи, похоже, усмотрел в том намек провидения и отозвался двойной заменой. Однако ожидаемого креативного эффекта ни она, ни последующий выход Дель Пьеро не дали. Все это время французы меньше владели мячом, но чаще направляли его в сторону чужих ворот. Сумбур дробил игру на плохо связанные фрагменты. И это явно устраивало “трехцветных”: голевые перспективы соперников не просматривались, а у Франции оставался Зизу, пусть и не способный уже на системное созидание, но вполне готовый взорвать игру блестяще исполненным эпизодом. В этом был главный победный шанс команды Доменека. Тренер дорожил им настолько, что не стал торопиться с заменой капитана даже тогда, когда незадолго до истечения второго тайма тот жестами просигналил, что не может продолжить матч с выбитым плечом. Анастезия у бровки вернула Зидана игре для того, чтобы облагородить овертайм его шедевральной дуэлью с Буффоном. И, как ни жаль, для того, чтобы прощание со звездой обернулось ее стремительным превращением в метеор, безвозвратно канувший под трибуной…
Главной интригой церемонии награждения, по чьему-то обидному недомыслию не показанной белорусам, был даже не момент вознесения кубка над головой Каннаваро, а… ожидание Зидана. За своим серебром он так и не вышел. Овладеть миллионами глаз, помыслов и сердец часто легче, нежели совладать с самим собой. Сколько гениев и просто великих уже пронеслись и еще пронесутся секундным путем к такому простому открытию, не пожелав научиться на примерах других…
Сергей НОВИКОВ

Звезды были против

Никогда не знаешь, чего ждать, когда на поле выходят такие команды. Франция может промучиться, как в групповом турнире, сыграть на результат предельно цинично, как во встрече с Португалией, а может выдать незабываемое зрелище, как в поединке с бразильцами. У хитреца Марчелло Липпи и его подопечных вариантов действий еще больше. А то, что в составах обоих финалистов собраны большие мастера, обладающие выдающейся техникой, свидетельствует лишь о том, что они с легкостью могут воплотить в жизнь любой из сценариев. Причем далеко не обязательно выбор будет сделан в пользу зрелищной игры. Поэтому хочется поблагодарить футболистов за то, что они подарили нам этот незаурядный спектакль оригинального жанра, сыгранный, может быть, с недомолвками и без обильной импровизации, зато от всей души.
Главным сюрпризом от наставников стало полное отсутствие сюрпризов. Раймон Доменек и Марчелло Липпи выставили на решающий матч те же стартовые составы, что и в полуфиналах. Причем если итальянская схема была полностью идентична поединку с Германией, то нехитрый с виду замысел “трехцветных” оказался не лишен коварства. Оригинальным ходом стала постоянная смена позиций между форвардом Анри и левым инсайдом Малуда. От перемены мест поменялось и слагаемое. Фланговый хавбек “трехцветных” раскрылся во всей красе и на 7-й минуте заработал первый на турнире ассистентский балл. Судя по всему, для итальянских защитников рывок полузащитника “Лиона” стал неожиданностью. Они не успели выбить мяч, взяв юркого соперника в коробочку. И хотя узкий коридор на пути Малуда остался, а его контакт с Матерацци выглядел трудноуловимым, все это не остановило Орасио Элисондо от назначения пенальти уже в дебюте. Решиться на подобный поступок для арбитра всегда непросто. И похоже, что он все же чувствовал некоторые сомнения, по крайней мере, в дальнейшем рефери закрыл глаза на более очевидные фолы против того же Малуда. Впрочем, людей, уверенных в себе на все сто, на поле не было, так как судьбу этого матча решали не индивидуалисты, а команды. И даже Зидан, исполняя пенальти, находился на грани провала. Окажись отскок от перекладины чуть менее удачным, и сюжет принялся бы развиваться по совсем иному, неведомому нам, пути.
Итальянцы достойно приняли удар, ответив серией атак и опасных угловых, один из которых привел-таки к голу. Матерацци славится умением игры на “втором этаже”, да и вообще этот защитник наделен природой множеством талантов, и только буйный нрав мешает найти им верное применение. Но на 19-й минуте он направил бурлящую энергию в верном направлении. Вообще удивительно, как горячий южный темперамент уживается с холодным расчетом мастеров катеначчо. Наверное, этот потрясающий коктейль и позволил “Лазурной эскадре” первой из европейских сборных достигнуть планки в четыре выигранных чемпионата мира.
В активе французов пока лишь один мундиаль, покоренный у себя на родине. Зидан и компания мечтали о новом триумфе, хотя накануне чемпионата практически никто не верил в подобную перспективу. Какой там финал?! Кое-кто полагал, что “трехцветные” даже не выйдут из далеко не самой сильной группы, настолько бледно смотрелась эта команда в отборочном цикле и товарищеских матчах. Это была самая возрастная дружина из всех участников плей-офф. Многие говорили, что время Зидана, Тюрама и Макелеле осталось в прошлом, что пора уступать дорогу молодым. Однако в матчах на выбывание сборная Франции обрела прежний блеск. “Трехцветным” тяжело было держать высокий уровень в групповом турнире, но у них оказалось достаточно сил, чтобы собраться на кубковый матч. Сначала они дали бой испанцам, неожиданно одержав волевую победу. Затем выдали все лучшее во встрече с бразильцами и по инерции оставили позади португальцев. В финале мушкетеры вновь продемонстрировали шарм, технику, мастерство, однако эти качества были нейтрализованы напором и самопожертвованием итальянцев.
После того как французский наставник использовал две замены — одну вынужденно в связи с травмой Виейра, другую планово, по обыкновению выпустив вместо набегавшегося Рибери более свежего игрока, перед ним встала проблема, как распорядиться третьей возможностью усиления игры. Менять что-то в слаженно действовавшей обороне не стал бы ни один тренер, поэтому кандидатов на замену виделось трое: поймавший кураж Малуда, харизматический форвард Анри и символ команды Зидан, еле передвигавший ноги, но временами взрывавшийся и напоминавший о своем выдающемся мастерстве. По всей логике менять следовало “десятку”, но французский наставник решил убрать с поля Анри. Наверное, лишь потому, что проделывал эту операцию в предыдущих матчах, не сталкиваясь с косыми взглядами со стороны форварда. Доменека это вполне устраивало. Коуч “трехцветных” не ведет, не моделирует игру, а следует за ней. Главная цель — не навреди. А потому он не хотел портить Зидану прощание с большим футболом. Тому оставалось провести на поле каких-то 10 минут. Силы, возможно, еще оставались, но не хватило терпения.
Итальянцы выдержали испытание нервов. Позабывшие о всех проклятиях игроки “Скуадры адзурры” бесподобно исполнили послематчевые пенальти. У французов промахнулся Трезеге — тот самый, кто принес им победу над итальянцами в финале EURO’2000. А раз Доменек так чтит астрологию, то ему впору вспомнить о предсказании малазийского оракула Чена, сделанном накануне чемпионата: “Проводимый один раз в четыре года чемпионат мира по футболу проходит в год Лошади, Собаки или Тигра. Примечательно, что абсолютно все состязания, состоявшиеся в год Собаки, заканчивались победой либо итальянских, либо бразильских футболистов”. Тогда на это сообщение немногие обратили внимание — мало ли прогнозов всяких-разных. Но предсказание сбылось. В любом из чемпионатов, проходивших в год Собаки (1934, 1958, 1970, 1982, 1994 и 2006), победителями неизменно становились Бразилия (четырежды) либо Италия (теперь уже трижды). Так что звезды были против Доменека…
Константин ЛОБАНДИЕВСКИЙ

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?