ЧМ-2006. ШУК&НОВ. Игра остается игрой

12:52, 13 июля 2006
svg image
1143
svg image
0
image
Хави идет в печали


С.Н. На этот раз, рассуждая о финальном матче, не хочется соскальзывать на тему зидановского удаления. Оно, конечно, стало самой броской деталью поединка. Но только деталью. И, по большому счету, существенного влияния на суть и содержание соперничества итальянцев и французов не оказало.
Ю.Ш. Да, немного обидно, когда негативно окрашенный эпизод затмевает другие впечатления от величественного зрелища. Хотя авторитет Зидана, конечно же, оказался серьезно подорванным. Особенно если исходить из той роли тренера на поле, которую он фактически выполнял при безынициативном и устранившемся от управления командой Раймоне Доменеке. В ситуации, когда из игры уже выбыли Виейра и Анри, срыв Зидана был особенно непростителен. В его руках были бразды правления. Но при этом на уровне подсознания, судя по поведению, он не чувствовал всей полноты ответственности.
С.Н. Иными словами, к серии пенальти французская сборная лишилась ключевого элемента в уникальной системе саморегулирования, которая безотказно работала на решающих этапах турнира. Удаление лидера, несомненно, подорвало психологическую устойчивость “трехцветных”.
Ю.Ш. Не говоря уже о том, что и Зидан, и Анри, опрометчиво замененный Доменеком, наверняка вошли бы в число исполнителей послематчевых ударов.
С.Н. В этом смысле можно говорить о прямом воздействии на исход финала тренерского фактора. Хотя, давай признаемся, мы-то предполагали, что перевес Марчелло Липпи над оппонентом в умении управлять игрой проявится куда отчетливее, нежели это было в финальной реальности.
Ю.Ш. Наверное, во благо матчу был быстрый гол французов. Он не оставил итальянцам выбора в тактике, заставил сыграть в том же агрессивном ключе, что и в полуфинале против немцев. В результате первый тайм получился самым ярким отрезком поединка. Причем уверен, что утрата инициативы “Скуадрой адзуррой” после перерыва произошла вопреки намерениям Липпи. Ведь об этом говорили и проведенные им замены, и вызванные ими тактические перестроения. Признаюсь, ожидал, что итальянцы решат судьбу матча, включив мощный прессинг с началом дополнительного времени. И был удивлен, когда этого не случилось. Думаю, команде не хватило функциональной свежести.
С.Н. Плюс в лучшем свете предстала французская сборная. Несмотря на потерю Виейра, она сохраняла феноменальную надежность во взаимодействии квартета защитников и пары опорных хавбеков.
Ю.Ш. И надо заметить, что это качество помогло ей вести отбор сравнительно небольшими силами, часто оставлять за линией мяча большую группу футболистов, готовых стремительно начать контригру.
С.Н. Кстати, по ходу чемпионата мы не раз возвращались к оценке тренерских умений, достоинств и недостатков Доменека. Признаться, ход событий не раз заставлял усомниться в справедливости некоторых жестких оценок. И знаешь, что развеяло эти сомнения? Церемония награждения по окончании финала. Все эти полчаса, переполненные неподдельными эмоциями стадиона, Доменек отрешенно простоял в одной точке у бровки, отлучившись лишь ненадолго — за серебряной медалью. Его часто брали в кадр. И за это время к нему не подошел никто: ни игроки — свои или чужие, ни даже коллеги по тренерскому штабу. Французы, понурив головы, давно ушли в раздевалку, а он все стоял под салютом в чужую честь, словно не решаясь пойти следом, словно боясь оказаться с командой глаза в глаза.
Ю.Ш. Для меня Доменек так и остался детским тренером, случайно угодившим в окружение звезд и предсказуемо потерявшимся среди игроков-титанов. Его неприятие командой наглядно диссонировало с отношением футболистов к тому же Липпи. При очевидном единоначалии в “Скуадре адзурре” мы видели, как, к примеру, Гаттузо после победного матча против Украины мог запросто потрепать наставника по щеке, не встречая при этом никакого отторжения.
С.Н. Наверное, еще более яркий пример единения команды и ее штаба — сборная Германии. Дружина Клинсманна потрясающей боевитостью, смелой зажигательной игрой легко влюбила в себя всю страну. Поразительно, но этой бронзе прагматичные немцы радовались намного охотнее и громче, нежели предыдущему серебру. По сути, страна праздновала не занятое место, а подаренную ей игру.
Ю.Ш. Жаль, если Клинсманн откажется-таки продолжить этот симпатичный тренерский проект. Было бы интересно проследить за его командой во времени — на протяжении предстоящего отборочного цикла. Ведь полученные положительные впечатления мимолетны и не фундаментальны. На мой взгляд, по-настоящему здорово немцы провели на чемпионате лишь два поединка: против шведов и португальцев — за третье место.
С.Н. Но и этого, полагаю, достаточно, чтобы воспринимать их особняком в четверке полуфиналистов. Каждый чемпионат ценен не только тем, что предъявляет миру команду-образец, но и ставит вопросы. Что делать, как играть, чтобы этот образец превзойти? Так вот, футбол Клинсманна, возможно, и есть предтеча той игры, которая с учетом молодости и перспективности немецкого состава может стать на следующем витке развития альтернативой тем тенденциям, которые возобладали на нынешнем турнире.
Ю.Ш. Вывод основан на том, что сборная Германии — единственная из полуфиналистов, которая последовательно придерживалась построения в два форварда и не признавала другой философии, кроме устремленности в атаку? Но этого для роли законодателя мод будет маловато. Уверен, что немцам все равно придется осваивать и адаптировать к своему стилю опыт сильнейших дружин, связанный с навыками разрушения, ведением отбора мяча. Мне кажется, именно в этом компоненте футбольной тактики команды-гранды достигли сегодня наибольшего совершенства.
С.Н. Интересное подтверждение. Даже при составлении символической сборной чемпионата мы впервые столкнулись с перебором кандидатов на позициях не форвардов и не плеймейкеров даже, а… опорных полузащитников. Именно в этом амплуа оказался наиболее богатым выбор звезд первой величины: Макелеле и Виейра, Пирло и Гаттузо, Манише, Зе Роберто и Эмерсон, Лампард и Джеррард, Эссьен, Фрингс, Камбиассо, Хаби Алонсо, Коку и ван Боммель… И на таком фоне — явный дефицит ярких форвардов. Ведь даже лучший нападающий турнира Клозе, на мой взгляд, не был фигурой, сопоставимой по классу со своими предшественниками Клинсманном и Феллером, прежними Роналдо и Оуэном, Ромарио, Батистутой, Линекером. Как это объяснить?
Ю.Ш. Возможно, нагляднее проявилось такое качество нападающих, как зависимость от партнеров. Вырастает значимость борьбы за инициативу в середине поля. Она отнимает больше энергии и людских средств. Увеличение числа и повышение класса опорных игроков логично усложняет жизнь центральным полузащитникам, организующим атаку. А ведь именно они призваны исполнять функции последних пасующих. Сегодня делать это несоизмеримо труднее. Может быть, в этом объяснение скромной игры на этом чемпионате таких плеймейкеров, как Роналдиньо, Рикельме, Деко, Тотти? Да и Зидан, по-моему, не заслужил звания лучшего футболиста чемпионата. Из стилеобразующих игроков куда значимее для своих команд были те же Виейра или Пирло. Возвращаясь же к форвардам, предположу, что те не утратили в мастерстве и квалификации. Скорее, усложнились обстоятельства, в которых они исполняют свои функции.
С.Н. Налицо и склонность топ-тренеров к схемам с одним нападающим. Это еще одно объяснение заметного снижения результативности. В этом смысле простым болельщикам, далеким от тактических изысков, в ожидании очередного чемпионата Европы остается с надеждой взирать на команды Испании, Голландии, тех же немцев. Эти сборные сочетали в Германии очевидный потенциал молодежи с привлекательностью тактических воззрений наставников, выпускавших в атаку по два-три игрока. Мне кажется, они готовы продолжать в том же духе. Есть еще не реализовавшие себя чехи, интригующие скорым омоложением французы…
Ю.Ш. И все же к прямой зависимости числа голов от атакующей составляющей тактических схем отношусь скептически. Успехи на турнирах топ-уровня и дальше будут предполагать отказ от игры бесшабашной и авантюрной. На мой взгляд, ключевое значение в сохранении привлекательности футбола будет иметь наличие в составах ярких солистов, новых Зиданов и Роналдиньо. Надеюсь увидеть динамику и в поисках средств позиционного наступления.
С.Н. Упомянем и об умении тренеров кардинально варьировать тактику по ходу поединка — в зависимости от развития событий и решаемых задач. В Германии этим качеством сполна блеснул не только Липпи, но и Сколари.
Ю.Ш. А еще не забудем, что игра всегда останется игрой, где роль случайных элементов зачастую оказывается намного значимее идеально выверенных прогнозов и теорий…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?