Голос галерки. Гарик на сегодняшний день
С той лишь оговоркой, что устать, оказывается, можно не только от общения с представительницами прекрасного пола, но и от спортивных зрелищ.
Неоднократно ловил себя на том, что в своих рассуждениях люблю прибегать к иллюстрациям из дней минувших. Наверное, в этом действительно присутствует элемент эдакой бравады: смотрите, сколько всего интересного на моей памяти. Но, честное слово, очень слежу за тем, чтобы она ни в коей мере не переросла в откровенное старческое брюзжание, мол, вот раньше были времена, не чета нынешним! Во-первых, это не так. Каждое время прекрасно по-своему. А во-вторых, сам сильно злюсь, когда натыкаюсь на подобного рода настроения. Откровенно не понимаю, как можно выдавать за правило следующее: “С тех пор как в финальную часть стали допускать тридцать две команды, турниры становятся все скучнее и скучнее. Это раньше каждый поединок был событием, каждая игра — шедевром. Сейчас же подобного нет и близко. Причина лежит на поверхности — целый месяц играть сильно и ровно не способны даже великие сборные. Более того, именно они в последнее время и оказываются в роли проигравших”.
И это утверждает человек, который смотрел все финалы аж с 1958 года!
Начнем с того, что величайшим заблуждением является мысль, будто увеличение числа команд мировых первенств якобы привело к повышению игровой нагрузки на футболистов. Ведь основная масса участников чемпионатов, как и раньше, расстается с турниром после трех-четырех матчей, а чемпион и финалист в настоящее время проводят по семь игр за четыре недели против шести за три, как это было при шестнадцати командах. Так о каких великих сборных идет речь, для которых дополнительная неделя и один поединок становятся непреодолимым препятствием? Между прочим, формула чемпионата мира 1978 года, когда на втором этапе восемь команд снова делились на два квартета, тоже предполагала семь встреч для финалистов, а сыграны они были в промежутке между вторым и двадцать пятым июня.
Второе, о чем нельзя забывать: раньше событием была просто каждая футбольная трансляция. Неизбалованному советскому телезрителю за особое счастье было увидеть десяток репортажей с берегов Туманного Альбиона в 1966-м или экзотической Мексики в семидесятом. А когда на один многоквартирный дом приходилось всего несколько телевизоров, можете себе представить, как воспринимались коллективные просмотры матчей в дружеском соседском кругу да со своим родным табуретом. Была ли каждая игра шедевром? Здесь, естественно, на вкус и цвет товарищей нет. Для кого-то и квадрат Малевича шедевр живописи. Но если имеется в виду, что при тридцати двух сборных на чемпионат попадают второсортные команды, то позвольте привести более чем красноречивые результаты из турниров разных лет.
1958-й: Франция — Парагвай — 7:3, Венгрия — Мексика — 4:0. 1962-й: Югославия — Колумбия — 5:0, Венгрия — Болгария — 6:1. 1966-й: ФРГ — Швейцария — 5:0, ФРГ — Уругвай — 4:0. 1970-й: Мексика — Сальвадор — 4:0, Италия — Мексика — 4:1. 1974-й: Югославия — Заир — 9:0, Польша — Гаити — 7:0. 1978-й: ФРГ — Мексика — 6:0, Аргентина — Перу — 6:0. 1982-й: Польша — Перу — 5:1, Венгрия — Сальвадор — 10:1. 1986-й: СССР — Венгрия — 6:0, Дания — Уругвай — 6:1, Испания — Дания 5:1. То есть мальчики для битья встречались на каждом чемпионате. А были еще и другие “шедевры”. Например, игра ФРГ — Австрия в 1982 году, которую легендарный Николай Озеров назвал “самым настоящим договорным матчем” . Или встреча ни уму ни сердцу на том же чемпионате между СССР и Польшей, когда за девяносто минут ни одна команда не создала ни единого мало-мальски опасного момента. А может, это было следствием того, что в Испании впервые играло двадцать четыре сборные?
И из всего этого делается парадоксальный вывод, что деньги убивают игру! Помилуйте! Что имеется в виду? Гонорары футболистов и премиальные за выигрыш чемпионата? Но ведь при всех немыслимых цифрах в обозначении дензнаков не прыгнула выше головы сборная Украины, а Бекхэмом, Рональдиньо, Шевченко или Глебом все равно становятся единицы. А каким образом, скажите, убивают футбол деньги, которые превращаются в суперсовременные стадионы, пресс-центры, спортивные базы, телекоммуникации? Или не с деньгами связаны трансляции БТ, отразившие каждое футбольное сражение? Напротив, именно деньги превратили футбол из просто игры в настоящую индустрию, которая может стать образцом для очень многих сфер современной жизнедеятельности.
Если кого-то не убедил, то предлагаю задуматься над таким вроде бы парадоксом. Почему все игровые виды спорта появились в середине ХIХ века, а окончательно сформировались и бесповоротно овладели умами человечества только в двадцатом? То есть Колумб открыл Америку, корабли Магеллана совершили кругосветное путешествие, заявили о себе Коперник и Ньютон, но не додумались люди где-нибудь при дворе Людовика XIV вместо баталий на шпагах организовать игру в мяч между королевскими мушкетерами и гвардейцами кардинала. При желании это может стать предметом серьезного исследования в трудах будущих кандидатов и докторов околоспортивных наук, однако не рискуя ошибиться, возьму на себя смелость утверждать, что причину этого нужно искать там же, где и современник рождения футбола Карл Маркс черпал аргументы для своего “Капитала” — в товарно- денежных отношениях эпохи капитализма. Так может ли убить игру то, что, собственно, и произвело ее на свет?
Да зачем далеко ходить, когда современный мир дает наглядное сравнение того, что такое футбол без денег и футбол с деньгами. Достаточно только с поединка мундиаля или Лиги чемпионов переключиться на игру внутреннего белорусского первенства. Или под фразой “деньги убивают футбол” нужно понимать то, что деньги, которые где-то там, убивают игру, которая здесь? Извините, но страны футбольного уровня современной Беларуси были всегда, а проблемы российского футбола следует искать не в деньгах, а в элементарном неумении ими пользоваться.
Кто-то может возразить, что деньги повинны и в том негативе, который находит свое выражение в историях с договорными матчами, ставками на тотализаторах и криминальными разборками дельцов от спорта. Согласен. И все же это проблема не только футбола. Ведь каждый из нас слышал про подделки в той же живописи, а с суррогатами в ликеро-водочной или аудио-видео продукции знает не понаслышке. Мы же сейчас говорим совсем о другом.
Чем, скажите, может быть вызвано недовольство, что в Лиге чемпионов играет по несколько команд от Англии, Испании, Германии, Италии? Во-первых, клубы одной страны пересекаются на турнирном пути не так уж и часто. А во-вторых, неужели, чтобы этого избежать, было бы интереснее наблюдать матчи групповой стадии между “Арсеналом” и нашим “Шахтером” и только где-то в финале дождаться битвы сопоставимых по классу европейских титанов? Ведь мы же ратуем за то, чтобы каждая встреча была шедевром! Уж если получилось так, а я и в этом не вижу ничего ужасного, что в Европе собраны лучшие игроки мирового футбола, так давайте не лишать себя возможности наслаждаться их игрой как можно чаще. Ведь именно ради этого, а не за отбывание номера, они и получают свои гонорары. А если в числе лучших команд континента мы хотим видеть и наши клубы, то, как это банально ни прозвучит, для начала нужно элементарно раскошелиться.
Тем же, кто устает от футбола, могу порекомендовать смотреть не все подряд. Откровенно говоря, и сам так поступаю уже не первый год. Как невозможно прочесть все, что предлагает сегодняшняя полиграфия, как нельзя охватить вниманием все телеканалы, так и футбол с некоторых пор требует к себе избирательного подхода. И тогда эпиграфом к завтрашнему дню станет совсем другой гарик.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь