Операция "Крот". Моджигейт: спрут футбола

11:10, 21 июля 2006
svg image
4665
svg image
0
image
Хави идет в печали

Во-первых, “красно-черные” недосчитались 44 из 88 набранных в чемпионате-2005/06 баллов, что отбросило их на 12-е место и лишило права на участие в еврокубках-2006/07, во-вторых, команда Карло Анчелотти раскошелится на 30 тысяч евро, а в-третьих, она начнет следующее первенство с 15-очковым дефицитом. Длительным дисквалификациям и денежным штрафам подверглись руководители “Ювентуса” Моджи и Джираудо (по 5 лет), президенты “Лацио” и “Милана” — Лотито (3,5 года) и Галлиани (1 год), их коллега из “Фиорентины” Делла Валле (3,5 года), бывший президент федерации футбола Карраро (4,5 года), арбитры Де Сантис (4,5 года) и Дондарини (3,5 года)…

30 апреля

Этот день для итальянцев завершался самым привычным образом: на всех каналах обсуждались итоги 36-го тура чемпионата в серии “А” — “Милан” и “Ювентус” свои матчи выиграли, сохранив трехочковую дистанцию между собой. В одном обзоре рассуждали о том, что скудетто снова достанется туринцам. В другом — приглашенный гость Франко Барези доказывал, что чемпионат еще не закончен и вообще “Ювентус” его совершенно не впечатляет. Ни на одном из главных телеканалов страны не прозвучало ни слова о том, что в последний день апреля прокуратура Турина приняла решение о возбуждении уголовного дела против “группы лиц, предположительно связанных с руководством футбольных клубов и организаций страны”.
То, что прокуратура возбудила дело именно 30 апреля, — разумеется, совпадение чистой воды. Но именно между 36-м и 37-м турами чемпионата календарь предполагал недельную паузу. Этой недели хватило, чтобы 7 мая, когда погоня “Милана” за “Ювентусом” возобновилась, вопрос о том, кому достанется скудетто, перестал быть самым актуальным в итальянском футболе.

3 мая

Газета “La Repubblica” опубликовала статью с выдержками из телефонных переговоров некоторых арбитров, обслуживающих серию “А”. 5 мая появились распечатки бесед гендиректора “Ювентуса” Лучано Моджи с Паоло Бергамо, отвечающим за назначение судей, с исполнительным директором “Юве” Антонио Джираудо, с вице-президентом Футбольной федерации Италии Иноченцо Маццини, с бывшим министром внутренних дел Джузеппе Пизану. Джираудо попытался было перейти в контратаку и выступить перед камерами — произнес возмущенный монолог о том, что публикация личных телефонных переговоров нарушает основополагающие права личности. Но успокаивать общественность ссылками на гражданские свободы было поздно.

6 мая

В газетах рядом с цитатами Джираудо публикуются новые распечатки. А еще — сообщения о том, что свои “футбольные дела” открыты в прокуратурах Рима и Неаполя. Позже к ним добавятся прокуратуры Пармы, Удине и Реджо-ди-Калабрии. 7 мая в воскресном выпуске “La Gazzetta dello Sport” появился термин “моджиополия”. С этого момента именно так чаще всего будут называть ту систему, с помощью которой Лучиано Моджи влиял на итальянский футбол последние 10 лет. Другие популярные обозначения — “мафия” и “спрут” (“La Piovra”), в честь того самого сериала, в котором комиссару Каттани так и не удалось победить.

Моджиополия

Гендиректор “Ювентуса” с помощью главы судейского комитета Пьерлуиджи Пайретто и его заместителя Паоло Бергамо определял, какие судьи должны судить матчи его клуба, а какие — главных конкурентов и тех команд, что обратились к Моджи за помощью в “решении вопросов”. Для своих целей мафиози использовал возможности агентства “GEA World” и коллегии судей. В агентстве в его интересах действовал сын Алессандро Моджи, в коллегии судей — международный арбитр Массимо Де Сантис.
Судьи, с которыми Моджи работал, должны были “убивать” команды, которые выбирались в качестве жертв. Главным методом воздействия были “искусственные нарушения”: в пользу “Юве” назначались спорные пенальти, штрафные и т.д. А команды-конкуренты “зарабатывали” пенальти в свои ворота, их голы не засчитывались, игроки же получали больше желтых и красных карточек, чем заслужили.
Звучит довольно наивно и напоминает любительскую конспирологию фанатов. Но телефонные переговоры Моджи заставили относиться к этой “теории заговора” серьезнее обычного. Моджи приводил собеседникам в качестве примера работу Де Сантиса на матче “Фиорентины” с “Болоньей” 5 декабря 2004 года, когда арбитр дал шесть желтых карточек игрокам “Болоньи”, из-за чего вратарь Перуцци и почти все защитники пропустили следующий матч — аккурат против “Ювентуса”. Или матч “Сиены” и “Милана” 17 апреля 2005 года, который судил Пьерлуиджи Коллина. В бригаду к нему был включен боковой арбитр Дуччио Бальони, из-за ошибки которого Коллина аннулировал гол Шевченко.
Всего в сезоне-2004/05 прокуратура насчитала 19 подозрительных матчей, на исход которых, судя по прослушанным переговорам, повлияла мафия Моджи. Из них “Ювентус” участвовал в семи, выиграл пять, однажды спасся от поражения с помощью сомнительного гола на последних минутах и проиграл только один. Этот единственный проигранный туринцами матч (“Реджина” — “Ювентус” 6 ноября 2004 года, итоговый счет — 2:1) судил Папареста, отменивший голы Златана Ибрагимовича и Оливье Капо. После игры разъяренный Моджи ворвался в комнату арбитров, покрыл их нецензурной бранью и обещал сделать все, чтобы они не судили больше. После чего запер их в раздевалке, и Папареста с коллегами смогли выбраться наружу только через несколько часов. В остальных сомнительных матчах сезона-2004/05 участвовали “Лацио”, президент которого Клаудио Лотито попросил Моджи помочь его команде, “Милан” — главный конкурент “Юве” и “Фиорентина”.

Хирург

История с “Фиорентиной” заслуживает отдельного рассказа. Почетный президент клуба Диего Делла Валле в начале сезона-2004/05 был одним из лидеров группы “малых” клубов, которые спорили с грандами за распределение денег от продажи прав на телетрансляции матчей серии “А”. Делла Валле, Гарроне (президент “Сампдории”), Дзампарини (“Палермо”), Гаццони (“Болонья”) требовали равномерного распределения доходов от телетрансляций между всеми командами, тогда как Моджи и исполнительный директор “Милана” Адриано Галлиани настаивали на отчислении большей части денег суперклубам — “Ювентусу”, “Милану” и “Интеру”, чьи матчи имели наивысший рейтинг. Делла Валле начал борьбу с руководством Лиги футбола серии “А”, президентом которой был Галлиани, и уговаривал остальные клубы совместно добиваться более выгодных для себя условий контракта с телевидением. После чего “Фиорентина” начала проигрывать одну игру за другой и приблизилась к вылету в серию “В”.
В конце концов, братья Делла Валле (один президент, второй — почетный президент “Фиорентины”) сдались. Диего лично позвонил Лучано Моджи и попросил посодействовать сохранить его команде место в серии “А”. Моджи пообещал помочь. Через несколько дней по его совету Делла Валле позвонил вице-президенту федерации Инноченцо Маццини. Монолог флорентийского президента — одно из самых трогательных мест во всех опубликованных стенограммах: “Я очень переживаю, просто не понимаю, откуда эта злоба у судей по отношению к нам. Это же профессиональные убийцы…”
Ошибки судей в матчах “Фиорентины” прекратились. И начались в играх конкурентов флорентийцев. Решающей стала встреча “Лечче” — “Парма”, от которой зависело будущее “Фиорентины”. Матч судил Де Сантис, который назвал игру “хирургической операцией”: в итоге была ничья (3:3), а в тот же день “Фиорентина” выиграла у “Брешиа” 3:0 и осталась в серии “А”.

8 дел

Обвинения в адрес Моджи и его окружения работой с судьями не ограничились. И сезоном-2004/05 тоже. Весь последний месяц весны Италию трясло: каждый день приносил все новые сообщения о делах, возбужденных прокуратурой, о новых отставках и новых подозреваемых. 29-й чемпионский титул, выигранный “Ювентусом”, оказался едва ли не самым скромно отпразднованным в истории. Как выяснилось, расследования того, что происходит в итальянском футболе, нужно было только начать — дальше уголовные дела стали возникать одно за другим. Кроме Моджи, в прокуратурах разных городов Италии взяли в производство еще восемь футбольных дел.
1. Допинг. Собственно, именно с этого дела и началось расследование туринской прокуратуры. Еще в августе 2004-го была выдана санкция на прослушивание телефонных разговоров руководства “Юве” — таким способом следователи планировали собрать информацию о применении в клубе допинга (как известно, в Италии использование запрещенных в спорте препаратов относится к уголовно наказуемым деяниям). И только из данных прослушивания следователи узнали столько интересного об итальянском футболе, что пришлось заводить новые дела.
2. Трансферы. Финансовая гвардия и прокуратура Турина начали расследование по подозрению в уклонении от налогов и использовании незаконных финансовых схем в процессе трансферов с участием “Ювентуса” в 2002 году. Под подозрением обмен Аморузо на Аметрано (“Ювентус” — “Наполи”), покупка Буффона и обмен “Юве” с “Пармой” (Ди Вайо на Бриги).
3. “GEA World”. В этой Ассоциации спортивных агентов работают Алессандро Моджи (сын Лучано), Кьяра Джеронци (дочь Чезаре Джеронци, президента компании “Capitalia”, крупнейшей финансовой группы в Риме) и Франко Дзавалья. Позже в качестве футбольного агента здесь появился Давиде Липпи, сын бывшего наставника “Ювентуса” и сборной Италии Марчелло Липпи. Компания обладала правами на 200 игроков и тренеров серии “А”.
“GEA World” уличена в “преступной конкуренции с применением насилия и шантажа” с целью создания монополии на рынке футболистов. Лучано и Алессандро Моджи заставляли футболистов заключать контракты с “GEA World”, угрожая в случае несогласия “разрушить карьеру”. Доказательством служат многочисленные телефонные переговоры и заявления игроков и спортивных агентов. Таким образом, клан Моджи получал рычаги для контроля над футбольным рынком Италии. Одним из эпизодов дела является переход Фабио Каннаваро из “Интера” в “Ювентус” — следователи утверждают, что игрока к этому принудили отец и сын Моджи.
Старший Моджи влиял и на формирование национальной команды Италии, убеждая Липпи-отца не вызывать игроков “Ювентуса” в сборную накануне ответственных матчей. И наоборот — вызывать тех игроков, чью трансферную стоимость “GEA World” хотело повысить. Давиде Липпи обвиняют в том, что именно он заставлял отца принимать условия Моджи.
4. Заложники. Главный эпизод этого дела — описанная выше история с бригадой Папаресты. Моджи предъявляют обвинение в “покушении на свободу личности и попытке захвата заложников”.
5. Подпольный тотализатор. В участии в подпольном тотализаторе подозревается большая группа игроков клубов серии “А”. В их числе: Янкуловски, Яквинта, Пинци, Ди Микеле, Марджотта, Калач, Буффон, Юлиано, Мареска, Кименти, Соса. Вратарь сборной Италии и “Ювентуса” Джанлуиджи Буффон на допросе в прокуратуре Турина уже признался, что два года делал футбольные ставки и потратил на это примерно 1,6 миллиона евро. Буффону инкриминируют то, что он ставил, в том числе на поединки, исход которых был ему заранее известен от Моджи-младшего, но сам голкипер заявляет, что ставил только на матчи других чемпионатов и прекратил делать это осенью 2005 года, когда изменились правила спортивного кодекса.
6. “Фиорентина”. Президента Андреа Делла Валле и почетного президента этого клуба Диего Делла Валле обвинили в сговоре с Лучано Моджи, подкупе судей и чиновников федерации и организации договорных матчей в сезоне-2004/05.
7. “Лацио”. Президент клуба Клаудио Лотито обвиняется в участии в договорных матчах. В прокуратуре Неаполя расследуются три спорные встречи сезона-2004/05: “Кьево” — “Лацио” (0:1), “Лацио” — “Парма” (2:0), “Болонья” — “Лацио” (1:2), которые принесли победы благодаря судейству.
8. “Милан”. В прокуратуре Неаполя слушались дела по двум матчам: “Милан” — “Брешиа” (1:1) и “Милан” — “Кьево” (1:0), результаты которых были выгодны “Милану”. Исход еще одного поединка, вызвавшего подозрения следствия, был выгоден “Ювентусу”. Это поражение “Милана” от “Сиены” 17 апреля 2005 года. На допросах побывали Паоло Бергамо, Пьерлуиджи Пайретто, Инноченцо Маццини, Антонио Джираудо и боковой судья Дуччио Бальони.
В общей сложности итальянская прокуратура взяла в производство деятельность 71 профессионального футбольного клуба, в том числе 16 из 20 клубов — из серии “А”. Новый глава футбольной федерации Гвидо Росси через несколько дней после своего назначения признал в беседе с журналистами: “Когда я шел на это место, знал, что у нас проблемы. Но все оказалось еще хуже”.

Во что обойдется “Ювентусу” вылет из серии “А”?

ДОХОДЫ сезон-05/06 сезон-06/07? (в млн. евро)
Продажа прав на телерадиотрансляции 101,7 15
Продажа прав на иные трансляции 7,7 1
Реклама 1 0,5
Доход от участия в Лиге чемпионов 15 0
Права на публикацию фотографий 2,3 0
Спонсоры, коммерческие контракты 54,2 10
Абонементы 6,6 2
Билеты 17,4 5
Итого 205,9 33,5
СТОИМОСТЬ ИГРОКОВ 147 80?
Будущие контракты, оговоренные заранее 48 0
Итого 400,9 141,2
ОБЩИЕ ПОТЕРИ 259,7

Самые громкие скандалы в истории итальянского футбола

1927 год
“Торино” выиграл чемпионат 1927 года, но эта победа была признана незаконной, и скудетто у команды отобрали. Темная история, детали которой до сих пор плохо известны: не секрет, что директор “Торино” Нани договорился с защитником “Ювентуса” Аллеманди о том, что в дерби “Юве” проиграет, и даже передал ему половину заранее оговоренной суммы. Однако Аллеманди не стал сдавать матч и был одним из лучших на поле. Тем не менее журналистам стало известно о договоренности между Нани и Аллеманди, и началось федеральное расследование. Аллеманди был пожизненно дисквалифицирован, впрочем, дисквалификацию отменили после Олимпиады 1928 года и бронзы сборной Италии. “Торино” был лишен чемпионства, но его титул не стали передавать другой команде — сезон-1926/27 пока единственный в истории кальчо чемпионат без победителя.

1980 год
В марте 1980 года впервые гражданская юстиция вмешивается в футбольные дела. 11 игроков, среди которых Альбертози из “Милана”, Манфредонья и Джордано из “Лацио”, а также президент “Милана” Феличе Коломбо были задержаны после заявления двух свидетелей, что все они принимали участие в футбольном тотализаторе. Апелляционный комитет федерации отправил “Милан” и “Лацио” в серию “В”, вынес пожизненный запрет на дальнейшую профессиональную деятельность Феличе Коломбо и дисквалифицировал Росси, Джордано, Манфредонью, Альбертози, Морини, Кьеди. 22 декабря того же года все они были оправданы, потому что в то время участие в тотализаторе не считалось уголовно наказуемым преступлением. Паоло Росси после отбытия дисквалификации сумел вернуться в сборную Италии и стать главным героем чемпионата мира-1982.

2005 год
Летом прошлого года “Дженоа” попалась на попытке купить матч с “Венецией” — в результате этой победы “Дженоа” получала путевку в серию “А”. Карабинеры нашли 250000 евро в чемодане представителя “Венеции” Пино Пальяры, когда тот выходил из офиса президента “Дженоа” Прециози. Решением федерации “Дженоа” была отправлена на последнее место в итоговой турнирной таблице в серии “В” и вылетел в серию “С”1, где стартовала в новом сезоне с тремя штрафными очками. Прециози, генеральный директор “Дженоа” Каподзукка и административный директор “Венеции” Даль Чин были дисквалифицированы на пять лет.

Эрос Рамаззотти: открытое письмо капитану «Ювентуса» Алессандро Дель Пьеро

(Публикуется с разрешения журнала “SportWeek”, в редакцию которого Эрос Рамаззотти направил свое письмо)
Дорогой Але! Настал момент, когда надо прийти на помощь игре под названием “футбол”. Обратиться к тебе — это уже значит отчасти помочь настоящему футболу. Ты, как и Паоло Мальдини, — пример для нас. Ты всегда был верен своей команде и городу Турину, ты не участвовал в конфликтах, ты всегда был честен и искренне любил “Ювентус”. Мы знаем, как тяжело сейчас приходится этому виду спорта, который мы все так любим. Футбол очень быстро катится в пропасть. Ты же остаешься одним из немногих, которые пытаются его удержать, ты можешь поддержать и всех нас, болельщиков, и передать нам спортивный дух и возродить любовь к игре, важнее которой в Италии нет.
Начинается чемпионат мира. Конечно, я говорю тебя и твоим товарищам: “Ни пуха ни пера” и желаю удачи, но это не главное, я очень прошу тебя вести себя так, как раньше — честно, искренне, уважая правила. И если вдруг судья назначит незаслуженный штрафной в твою пользу, умоляю, не слушай его, хоть он и ошибается тебе во благо, не бей по мячу.
Я был в Брюсселе в 1985 году в тот вечер, когда на “Эйзеле” проходил финал Кубка чемпионов между “Юве” и “Ливерпулем”: перед лицом трагедии и смерти я бы оставил тот победный кубок в центре поля. Поэтому я прошу всех футболистов быть честными до конца и слушать голос совести. И даже если несправедливые решения судьи идут вам на пользу, прошу не принимать их — оставайтесь честны до конца. А ты, Алекс, показал всем пример в одном из матчей чемпионата — против “Пармы”. Нам назначили очень спорный штрафной, судьям тоже свойственно ошибаться, но ты все исправил и, похоже, специально сфолил, чтобы противники твои получили ответный штрафной.
Футболу не хватает спокойствия и искренности. Большая часть нашего общества превратилась в реалити-шоу, в котором есть всего понемногу, но все это — ложь. Поэтому я бы хотел, чтобы ты, мудрый человек, великий спортсмен, продолжал играть честно, вести себя достойно и показывать пример по жизни всем нам. Мы всегда это от тебя получали и очень этого ждем. В мире футбола слишком много денег, молодых игроков покупают за золотые горы, рано или поздно этот пузырь должен был лопнуть. Но как же неожиданно мы попали из одной крайности в другую, из искры возгорелось пламя, целый пожар. Я не хочу, чтобы так продолжалось. Поэтому в тяжелые моменты я думаю о тебе — лучше оправдания и алиби футболу придумать нельзя.
Я полюбил футбол еще в детстве, мальчишкой играл, как все, на улицах, во дворе и часто разбивал об асфальт колени. И как бы я мечтал снова увидеть футбол моего детства, когда все было иначе, ведь в той игре решающими оказывались талант, способности, ум, скорость и честность. Я не знаю никого лучше тебя, никого, кроме тебя, кто бы мог вернуть в футбол все эти ценности.
Обнимаю тебя! Твой Эрос.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?