Live from Paris. Allez les Bleus! Но сегодня они были в белом
Как раз к финальной части мундиаля чистая случайность перенесла меня во Францию. Несмотря на отчаянное сопротивление и желание получить удовольствие от игры номер один в приятном обществе голубого экрана и статистики, билету на автобус “Минск — Париж” и десятидневной стажировке французского пришлось уступить. Впрочем, любая неудача содержит удачный из нее выход, и стоит поблагодарить судьбу хотя бы за удовольствие оказаться в сердце нации, посвятившей свой ритм финалистам.
Галопом по Европам
Сели, вперед. Настроение с утра не очень. Вчера немцы проиграли Италии. У романтиков, не одобряющих катеначчо, траур. Эх, не быть дома желанному хозяевами Кубку. Ну да ладно, вот вечерком встреча: Франция — Португалия! Однако труба зовет в погоню за иными впечатлениями, гораздо менее приятными, тем не менее полезными. Пришлось мириться с потерей копеек на телефоне — адреналин того стоит. А вот и остановка у польской забегаловки недалеко от границы. Не заботясь о внешнем виде, мчусь в компанию к солидно-угрюмого вида дядям в интерьере бокалов с пивом, переполненных пепельниц и телевизора на всю мощь. На экране реклама, мужики, размахивая руками, обсуждают пенальти, назначенный за снос Анри. “Забили хоть?”— спрашиваю. “Так, Зидан”. — “Ура!” Поехали… Уже в ночи радуюсь звонку, торжественно оповестившему о выходе Франции в финал. Сладок сон…
С рассветом Германия! На первой же остановке в Дрездене хотелось сойти. Город хотя и не принимал матчи, однако здесь уже ощущались волшебное дыхание праздника, волнения, состязания. Из окна редкого дома не развивалось черно-красно-золотое знамя немецкой дружины. Оно же на автомобилях, велосипедах, трамваях… Это бросалось в глаза с ходу, потом — национальные символы Бразилии, Италии, Португалии, Голландии… Глаза разбегались, душа пела. Но это были еще цветочки, вот когда въехали в Нюрнберг, там стало все серьезно. Плакаты-символы на три многоэтажных дома, представляющие армию болельщиков разных возрастов, цвета кожи и занятости, облаченных в форму сборной и светящихся от радости; огромные бело-красные футбольные мячи на пьедесталах, а флажки на сей раз появились даже на бульдозерах. Сразу видно, о ЧМ город знает не понаслышке. Прогуливаясь по манящим улочкам в счастливом полузабытьи, едва не упустила автобус.
Далее Штутгарт — куда мы так спешим? Хочется задержаться в атмосфере бушующего праздника. Автобан, улицы, здания, скверы тонут в символике чемпионата, традиционные предметы декора преумножены в сотни раз. Едва ли не увязалась вслед за местным жителем, намереваясь проситься на работу или замуж, да вовремя спохватилась: “Еще, может, и не такое увидишь. Вперед!”
Париж, Париж!
Это в самом центре фонари, огни и сияние жизни, а заблудиться в сумраке ночных окраин — на мятежный арабский квартал набрести или воинственный “гарлем” навестить. Благо встретили полицейских, до участка прокатились с ветерком, там во всем разобрались, кому надо позвонили и угостили кофе, вперемежку с истинно французскими анекдотами: “В целях популяризации футбола среди женского населения планеты узор на официальном мяче ЧМ-2006 выполнен в виде рисунка женских прокладок”. Мм-да… Вкоре тема светской беседы окончательно переходит на футбол, и я не упускаю возможности проверить себя в качестве журналиста-стажера. Из интервью с самым симпатичным и разговорчивым полицейским по имени Дамьен удалось выяснить, что “король — это не Пеле, а Зизу”; что “красота — это даже не Франция, а Аргентина”; что “антифутбол — это не Италия, а Украина”; и что “в финале король точно забьет — Allez les Bleus! (Вперед, Франция!)”
Блиц закончился, как только за нами приехали из студенческого городка — точки назначения. И здесь полный мундиаль: общие — сквер, стадион, кафе; отдельные — дома Германии, Аргентины, Испании, Японии, Португалии, Швеции, США… Правда, с балконов большинства зданий свисали различные вариации одного и того же флага. Триколор представал то в виде якобы сохнущего женского белья трех цветов, то мужских рубашек, то юбок, то выкрашенных в сине-бело-красный цвет дверей и жалюзи.
Дальше в центр — больше впечатлений. Германский антураж на французский манер плюс громадные уличные экраны, каждую минуту выдававшие все новые и новые напутствия Зидану и К°. В день матча за бронзу потянуло на Монмартр, дабы плюс ко всему насладиться видом ночного города. Вот магазинчик с майками звезд, тут как раз Клозе на экране и гул трибун — тянет, как мотылька на свет. Не долго думая, хватаю футболку и начинаю активную дискуссию с продавщицей на предмет командного духа и сплоченности немцев. Та поддерживает тему, ей не нравятся португальские “актеры”. В перерыве между атаками как бы мимоходом справилась о стоимости надетой майки. 20 евро. Гм-м… Ничего, во имя победы не жалко. И как по заказу — Швайнштайгер! Вообще-то французы со времен второй мировой не любят немцев, но здесь Монмартр взорвался овацией. И продавщица в порядке — за каждый гол немцев набавляла по 5 евро. Дорого сувенир достался.
Головной удар
В день финала французы предложили выложиться на полную катушку. С утра выехали за город, встали на ролики, потом стрельба из лука — даже попала в мишень! Если так и дальше пойдет, честное самурайское, перехожу на мелкокалиберную винтовку и вприпрыжку в биатлон. Ясное дело, в футбол играли, так что на обратном пути крепко спала. Разбудила какофония автомобильных гудков. Париж спешил к телеэкранам, наш транспорт бесцеремонно зажали в пробке. Понимая, что до начала матча остается каких-то полчаса, пассажиры, не стесняясь, вылезали на крыши своих железных коней, скандируя известное “Але ле блё” и размахивали национальными знаменами. Того не замечая, сама высовываюсь из окна и начинаю участвовать в “митинге”, как голову едва не сносит древко зелено-бело-красного полонища. Мимо прожужжал мотоцикл, на котором гордо восседали двое парней, наверное, только что закончивших с красными дипломами школу камикадзе. За ними, завернувшись в итальянские флаги со словами “Forza Italia!”, последовали еще несколько экипажей. Оказывается, спешат ребята не к телевизорам, просто за ними гонятся французские байкеры с весьма воинствующим видом. Хоть бы футбол успели глянуть, а то чего ради рискуют?..
Минут через пятнадцать из пробки выкарабкались — база встретила “Марсельезой”, распеваемой в полные легкие ее обитателей. Поддерживаем всеми голосовыми связками. Где смотрим? Одной скучно. Была не была, пулей взлетаю на третий этаж, где шумнее всего. Тут четыре кожаных кресла, вытянутых из чьего-то “люкса”, широкоэкранный “ящик”, винный склад, блоки сигарет, провизия, флаги, боевая раскраска на лицах, огонь в глазах — все необходимое для финала. Тебя будто знают сто лет: падай! “Беларусь? Неважно где, главное — за кого!” Хотя и против Италии никто ничего не имеет. Улыбки, чипсы, стаканчик рома, и первый удар по мячу. Французы в белом. Вот те и “Allez les Bleus!” Надо что-то другое сказать.
Я довольно удобно устроилась с краю, рядом с самым общительным и эмоциональным болельщиком “трехцветных”, что родом, кстати, из Италии. Постепенно народу прибывало, явились и мои знакомые, разрисованные с ног до головы. Приятель из Китая, желая и за красивый футбол поболеть, и нейтралитет сохранить, вывел на своих щеках символику обоих финалистов, хотя затем, видимо, в целях соблюдения техники безопасности весь первый тайм просидел, подперев ладошкой итальянский флажок. Китаец никак не реагировал на проявляемые эмоции, его щека не открылась ни пенальти Зизу, ни ответному голу.
В перерыве настроение не иссякло и дискуссия активно набирала обороты. За десяток минут успела облачиться в форму и придать выражению лица спортивно-свирепый вид. Здесь многое походило на театральное шоу с ролями и масками, зрители напоминали эпических воинов, а сам футбол можно было сравнить с классической поэзией, пока… Увы, есть многое на свете, друг Гораций, что мог сказать Зидану Матерацци. Великого футболиста это никак не оправдывало даже в глазах его истинных поклонников. Зал откровенно загрустил, хотя большинством и признал: все справедливо при том, что второму участнику инцидента нужно было также показать карточку, правда, желтую, что на ход игры никак бы не повлияло.
Посидев еще минуток семь и окончательно убедившись, что трофей французы силой и штурмом отбирать не намерены, торжественно и горячо со всеми распрощалась, вышла в коридор и от души растянулась на каменном полу, освобождая чувства и разум от пережитого разочарования. Впрочем, грусть вскоре разрядила громкая шутка: мол, и на этот раз в финале чемпионата мира свой главный удар Зидан нанес головой… Юмор французского болельщика итальянского происхождения был оценен — все вернулось на круги своя.
…В Париже их встречали, как героев. Жак Ширак, десятки тысяч поклонников на Елисейских полях и сотни восторженных площадей у больших экранов — они были в белом…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь