Ралли. Белорусский Дакар на борисовском полигоне
Слово “баха” (исп. — baja) произошло от названия местности в южной части Калифорнии (граница с Мексикой), где проводилось первое соревнование подобного рода. Со временем термин вошел в широкий обиход и стал обозначать короткий ралли-рейд по пересеченной местности (бездорожью) и дорогам общего пользования протяженностью, как правило, не более 1200 км. Гонка довольно сложная, ведь спортсмены вынуждены “нарезать” круги, и любой возможный завал необходимо очень оперативно “подчищать”.
Основными турнирами в данном виде являются Кубок мира по ралли-рейдам, а также Кубок Европы по бахам. Планетарное первенство состоит из восьми этапов (пять марафонов и три бахи), тогда как структура европейского турнира включает лишь пять состязаний. За время существования внедорожное шоу завоевало огромную популярность среди гонщиков всех рангов — даже признанные мастера “баранки” Жан-Луи Шлессер и Стефан Петрансель с удовольствием принимали участие в оных.
Наибольшей популярностью у любителей автоспорта пользуются испанская баха “Арагон” и ее португальская коллега “Водафон 1000”. Первая, длиной 800 км, проходит в режиме “нон-стоп” по пиренейским лесам, славящимся непроходимостью. Даты проведения попадают на самое жаркое время года в стране, однако подобный факт не смущает профессиональные команды крупных автомобильных компаний и мировую элиту гонщиков. Что до португальского этапа, то он замечателен непредсказуемостью: своеобразная конфигурация весьма эффектно сочетает скоростные участки с непростыми для преодоления медленными секторами. К тому же “Водафон 1000” — наиболее протяженный из всех официальных раллийных этапов.
Автомобили, принимающие участие в состязаниях, в соответствии с классификацией ФИА разделяются на следующие группы: Т1 (Production) — стандартные серийные заводские продукты с минимальными техническими изменениями (спортивная амор- тизация, подвески, усиленная рама и т.д.), Т2 (Super Production) — киткары с максимально возможными модификациями. Единственное ограничение — соблюдение соотношения веса автомобиля и его мощности.
К сожалению, количество участников белорусского open wheel значительно отличалось от запланированного. Отсутствие многих штыков объяснялось недавним финишем гонки “Тихий Дон” в России, а также завершением “Испанской Бахи”. Более двух десятков экипажей, планировавших визит в Борисов, сильно повредили автомобили и не успели их восстановить.
Тем не менее соревновательная палитра пестрела разнообразием: побороться за призовой фонд (10 тыс. евро) рискнули 10 тандемов, представлявших Беларусь, Россию, Литву и Латвию. С первых минут лидерство захватили латвийские спортсмены. Сражение Яниса Азиса и Айнарса Принциса с земляками Наглисом и Петерсонсом закончилось в пользу последних: Янис и Агрис не спасовали перед бездорожьем, тогда как победители дебютного спецучастка (СУ) после трех зачетных кругов выбросили белый флаг из-за проблем с мотором.
Нельзя сказать, что попытки белорусов что-либо противопоставить прибалтам были бесплодными, но… Судите сами: перед воскресной гонкой окончательно вышел из строя барахливший накануне карданный вал на машине Алексея Буданкова и Валентина Качинского, через несколько километров после старта перевернулся “Боулер” Анатолия Осиюка и его партнера Артура Мелниса (к счастью, коллеги по цеху, догнавшие неудачников, помогли вернуть железного коня в исходное положение, но драгоценное время было упущено), литовско-белорусский тандем Юкнявичус/Новик и вовсе не вышел на старт пятого отрезка: крайняя изношенность автомобиля не позволила бы тому протянуть и круга…
И все же праздник удался. На главной площади Борисова, где проходила церемония награждения, публика тепло приветствовала каждого участника, по достоинству оценив мужество и мастерство как хозяев, так и гостей ралли. Атмосфера закрытия убедила: “Беларусь Баха 2006” нужна любителям автоспорта! Надеемся, что продолжение последует через год, правда, уже в новом качестве — этапа Кубка ФИА по ралли-рейдам.
БЕЛАРУСЬ БАХА 2006
Пилот Второй пилот | Страна | Автомобиль | Класс | СУ1 | СУ2 | СУ3 | СУ4 | СУ5 | СУ6 | Штраф | Общее время |
Янис Наглис Агрис Петерсонс | Лат Лат | Мицубиси Паджеро | Т1 | 0:06.03 | 1:33.15 | 1:30.24 | 1:33.17 | 1:31.37 | 1:29.43 | 7:44.19 | |
Артур Мелнис Анатолий Осиюк | Лат Блр | Боулер | Т1 | 0:06.45 | 1:37.04 | 1:33.37 | 1:30.33 | 1:57.46 | 1:34.56 | 8:20.41 | |
Сергей Шкель Владимир Мотуз | Блр Блр | ОСКАР | Т1 | 0:06.27 | 1:39.33 | 1:39.35 | 1:44.17 | 1:48.13 | 1:43.32 | 0:04.00 | 8:45.37 |
Игорс Скокс Агрис Пикис | Лат Лат | ОСКАР | Т1 | 0:06.13 | 1:32.06 | 2:20.00 | 1:35.33 | 1:38.13 | 1:38.11 | 0:20.00 | 9:10.16 |
Игорь Садовский Андрей Чернов | Рос Рос | Мицубиси Паджеро | N1 | 0:08.13 | 2:06.09 | 2:11.33 | 2:11.27 | 2:15.02 | 2:11.35 | 11:03.59 | |
Вячеслав Шиленков Андрей Каминский | Блр Блр | Ниссан Террано | N1 | 0:09.11 | 2:18.55 | 2:19.40 | 2:19.35 | 2:09.50 | 2:20.00 | 0:32.00 | 12:09.11 |
Павел Ульянов Юрий Мурзалев | Рос Рос | ВАЗ 2121 | N1 | 0:09.08 | 2:16.16 | 2:20.00 | 2:20.00 | 2:20.00 | 2:20.00 | 0:30.00 | 12:15.24 |
Антанас Юкнявичус Алексей Новик | Лит Блр | Тойота Лэнд Крузер | N1 | 0:07.35 | 2:20.00 | 2:20.00 | 2:20.00 | 2:20.00 | 2:20.00 | 0:55.00 | 12:42.35 |
Янис Азис Айнарс Принцис | Лат Лат | ОСКАР | Т1 | 0:05.54 | 1:35.50 | 1:35.15 | 2:20.00 | — | — | — | |
Алексей Буданков Валентин Качинский | Блр Блр | Мицубиси Паджеро | Т1 | 0:07.07 | 1:51.20 | 2:20.00 | 2:20.00 | — | — | 0:02.00 | — |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь