ЧЕ. Свидание 11 лет спустя

14:56, 8 августа 2006
svg image
1434
svg image
0
image
Хави идет в печали


Страсть Гетеборга

Полумиллионный Гетеборг с нетерпением ждал свидания с 19-м чемпионатом Европы по легкой атлетике, которую здесь не просто любят и понимают — обожают и почитают. (Ей-богу, неплохо бы и нам перенять это пристрастие шведов, тем более что отечественные рыцари королевы спорта доставляют белорусским болельщикам гораздо больше радости, чем их коллеги из многих других дисциплин.)
Городские власти в дни чемпионата сделали бесплатным один из трамвайных маршрутов, ведущих к стадиону “Уллеви”. Впрочем, участники — спортсмены, тренеры, функционеры, волонтеры, — как и в Хельсинки, могут безнаказанно ездить на любом транспорте! Огромные рекламные плакаты, разрисованные атлетическими сюжетами стены домов настраивают на праздничный лад. Роскошная церемония открытия, в которой приняли участие сотни тысяч горожан и гостей Гетеборга, завершилась грандиозным фейерверком и народными гуляниями. В точности, как в 1995-м, когда Гетеборг принимал чемпионат мира, чем хозяева, кстати, очень гордятся. Здесь вообще с удовольствием подчеркивают, что в последние два десятилетия второй город Швеции стал местом проведения многих международных турниров по различным видам спорта.
Любовь шведов к спорту, особенно к легкой атлетике, неистребима. Им есть за кого болеть: олимпийские чемпионы Кристиан Олссон, Каролина Клюфт, Стефан Хольм, чемпионка мира Кайса Бергквист пользуются здесь бешеной популярностью, гораздо большей, чем местные политики, которые ведут себя очень скромно.
Организаторы чемпионата Европы весьма довольны тем, что по количеству проданных билетов нынешний еврофорум побил рекорд посещаемости, принадлежавший Мюнхену-2002. Между тем уютный “Уллеви” насчитывает почти наполовину меньше зрительских мест, чем “Олимпияштадион” в столице Баварии. Здесь их 43 тысячи, но во время EURO’2006 в распоряжении зрителей лишь три четверти — остальные зарезервированы для пишущей, фотографирующей и транслирующей прессы, для VIP-персон, технических делегатов и прочая, прочая, прочая…
Утром в понедельник, когда все приличные люди спешат на работу, шведы торопились на “Уллеви”, заполнив его к десяти часам (времени начала соревнований) не менее чем на две трети. Они живо реагировали на происходившие в секторах и на дорожках события, приветствуя маломальский успех любого атлета, независимо от его национальной принадлежности. Комментатор мастерски переключал внимание зрителей с одной дисциплины на другую, откликаясь на появление в секторах или на дорожке именитых спортсменов.
Тут же вспомнилось, как на чемпионате страны в Бресте судья-информатор упорно не отрывался от дорожки даже тогда, когда в секторе для толкания ядра выступали чемпионы мира.
Общеизвестен и не требует доказательств тот факт, что такой крупный турнир, как чемпионат Европы, собирает на дорожках и в секторах лучших легкоатлетов Старого Света. Стало быть, и судейский корпус должен в полной мере отвечать высоким требованиям. Однако случаются и накладки. Во вчерашней утренней сессии изрядно повеселил публику и довел до белого каления атлетов стартер спринтерского бега. Импозантный мужчина безжалостно растягивал время между командой “внимание” и выстрелом, чем провоцировал постоянные дерганья бегунов. Поначалу его жертвой едва не стали ведущие семиборки, собранные в первом забеге стометровки с барьерами. Сперва желтую карточку перед собой увидела француженка Эунис Барбер, затем на фальстарте попалась британка Джессика Эннис. Если бы спортсменки соревновались в чистых барьерах, Эннис тут же отправилась бы в раздевалку. К счастью, на многоборок правило второго фальстарта не распространялось, поэтому с третьей попытки забег все же был доведен до конца. Но арбитр и дальше оставался непреклонен, поиграв на нервах спринтерам на стометровке удалением с дорожки украинца Константина Васюкова. Слава богу, организаторы вовремя сориентировались — стартом на 400 метров занималась уже женщина. Кстати, весьма квалифицированно.

Непреходящая тема

Еще до начала соревновательной программы обильную пищу для размышлений традиционно предоставила допинговая тема. Из непосредственных участников чемпионата она напрямую коснулась пока лишь норвежского спринтера Ахама Океке. Первоначально спортсмен числился в заявках на дистанцию 100 метров и в эстафете 4х100 метров. Шестикратный чемпион страны (личный рекорд — 10,26) уже бывал в неладах с допинговым законодательством, а здесь объявили, что его проба “А” содержит запрещенный стимулирующий препарат. Естественно, в такой ситуации ни о каком выходе на дорожку не могло быть и речи. В случае, если и проба “B” окажется положительной? Океке однозначно светит пожизненная дисквалификация.

Нервное утро

Если у толкателей ядра квалификационный норматив выполнили семеро, а еще пятерых включили по результатам, то у женщин в метании молота добирать пришлось десятерых! Только рекордсменка мира россиянка Татьяна Лысенко (73.23) и немка Бетти Хайдлер (71,40) сразу же преодолели поднятую планку. Но случилось это во второй группе, а в первой молот у девушек совсем не хотел далеко лететь. Россиянка Гульфия Ханафеева, перехватившая на время у Лысенко мировой рекорд (77,26), первым броском не попала в сектор вылета и потрясла сетку, во втором кое-как запустила на 67,53, третий снова сорвала. Ее соотечественница Екатерина Хороших, имеющая четвертый результат сезона, только последним броском вообще что-то зафиксировала, но что — 62,97, на 14 метров меньше, чем недавно метала! По пять-шесть метров проиграли себе олимпийская чемпионка из Польши Камила Сколимовска и украинка Ирина Секачова.
Эпидемия волнения поразила и нашу Ольгу Цандер. Увы, с ней это случается нередко. Первый бросок обнадеживал — 67,54. Думалось, что в следующих опытная спортсменка прибавит к достигнутому еще пару метров. Но дальше пошло по нисходящей — 65,72 и заступ.

Ольга ЦАНДЕР так расстроилась, что остановилась лишь после настойчивых просьб белорусских журналистов
— Не знаю, что сказать. Условия нормальные. Повезло, что успели отметать до жары. Мне не хватало скорости, быстринки такой, чтобы получилось живо и энергично. Хотя в своей группе я третья, но боюсь, что не попаду в двенадцать, а так хочется!
Ольге повезло, она вошла в основной турнир с общим девятым результатом. А вот наш новый лидер в этой дисциплине, рекордсменка страны (76,88) Оксана Менькова совершила лишь один результативный бросок — на 62,85. В первом снаряд пролетел метров 55, и спортсменка вышла из круга. Третью, заключительную, попытку белоруска начинала дважды, но метнуть толком не сумела. Накануне ее тренер Валерий Воронцов говорил, что, если повезет, ей удастся сделать максимум одну далекую попытку — слишком серьезно беспокоит травма спины.

Сама Оксана МЕНЬКОВА отвечала на наши вопросы, глотая слезы и стараясь не расплакаться^
— Очень обидно, что из-за боли в спине не смогла сделать ни одного нормального броска.

— Травма настолько серьезна?
— Поймите меня, такую форму непросто обрести, а не использовать… Все же на тренировках я старалась делать по восемь-десять бросков. Но позавчера, в субботу, почувствовала острую боль.

— В какой области?
— В районе поясницы.

— Может, не стоило рисковать на мемориале Овсяника?
— Может… Но надо же было поддерживать уверенность в том, что по-прежнему способна далеко посылать молот.
Обидно за талантливую девушку, но ей всего 24. Все еще впереди. Сейчас главное — здоровье.
Третья белоруска, Мария Смолячова, несмотря на 21 год, проявила редкостное присутствие духа. Ее броски на 67,58 и 69,19 позволили занять третью строку в длинном списке из 40 (!) спортсменок. Третий номер становится первым?

Пашины проблемы

Павел Лыжин появился в микст- зоне расстроенным: он еще не знал, хватит ли его 19,71 для попадания в вечерний турнир. Задача действительно выглядела непростой: на дюжину мест в основных соревнованиях претендовали 32 богатыря, в том числе белорусы Андрей Михневич и вышеназванный Лыжин. Чтобы решить задачу, нужно толкнуть не менее чем на 20,20.
Откуда берутся цифры, определяющие квалификационный барьер? Об этом рассказал корреспонденту “ПБ” главный тренер национальной команды Анатолий БАДУЕВ, побывавший накануне чемпионата на заседании технического комитета.
— Логика выбора квалификационных нормативов, как нам объяснили, такова: руководители техкома ориентировались примерно на тридцатые результаты европейского сезона. Точнее, на диапазон от двадцать пятого до тридцать пятого показателей. В принципе все правильно. Нашим не требуется совершать чудеса, достаточно продемонстрировать “свои” результаты. Хотя в условиях высокой конкуренции и сопутствующего ей нервного напряжения сделать это непросто. Нормативы все же сложные: к примеру, у женщин в метании молота необходимо метнуть за 70 метров, у мужчин — за 77,50.
Предстартовое волнение — жуткая вещь. В его сети попали почти все толкатели. В группе А, где соревновался Михневич, никому не удалось в первой попытке даже приблизиться к 20 метрам. Бронзовый призер Олимпиады-2004 датчанин Йоахим Ольсен достиг 19,79, олимпийский чемпион украинец Юрий Билоног — 19,78. В группе В соперники Лыжина оказались психологически устойчивее. Лидер европейского сезона (21,62), вице-чемпион мира голландец Рутгер Смит сразу же решил проблему толчком на 20,39. Его примеру последовали финн Вилле Тисанойя — 20,34 и немец Ральф Бартельс, бронзовый медалист прошлогоднего мирового первенства, — 20,58.
А что же наши? Лыжин и Михневич первые попытки запороли. Андрей, правда, зацепил ядром ленту, отмечавшую границу квалификации, но тут же выскочил из круга. Попытка получилась медленной, силовой, будто атлет боролся с невидимыми путами. Осмыслив свои действия, Михневич внес в них коррективы, результатом стали 20,49 — лучший результат в группе и второй после Бартельса по итогам “предвариловки”.
Михневич настроен на победу. Он даже выбрал отличную от товарищей по сборной стратегию заезда. Все приезжают за два дня до старта, он же прибыл воскресным вечером накануне, всего за 16 часов до выхода в сектор и сразу поинтересовался у начальника команды Михаила Энтина, где найти массажиста. Бережет нервную энергию, не хочет ее расплескивать в предсоревновательной кутерьме.
Паша Лыжин без устали двигался — ходил туда-сюда, пытаясь разбудить себя, растормошить, завести. Во второй попытке не очень получилось, движение вышло дерганым, спонтанным, и итог соответствующий — 19,37. Между тем народ набирал обороты, и за Пашу становилось тревожно. Дело в том, что еще ни разу на топ-турнирах ему не удавалось преодолеть отборочный барьер, хотя Лыжина уже три года на них возят. Впрочем, он зарабатывает это право высокими результатами, но выстрелить в решающий момент никак не удается.
Третью попытку победитель молодежного первенства Европы-2003 выполнил собранно и зло, что для симпатичного добродушного увальня, каким выглядит Павел (он и по характеру таков), несвойственно. Зато ядро улетело на 19,71, пусть и далеко от желаемого, но 34 см прибавки позволили обойти пятерых конкурентов.

Павел ЛЫЖИН

— Паша, каковы первые ощущения?
— Я попал “на вечер”?

— Пока идешь одиннадцатым.
— А сколько человек в той группе еще будут толкать?

— Трое или четверо.
— Соревновательные условия нормальные. Сцепление в круге, пожалуй, чересчур. Нет, все терпимо.

— Ты обычно делаешь много имитаций толчка, а в этот раз…
— Делал, делал, но что-то не пошло. Зажимало, сковывало движения, никак не мог это преодолеть. Может, вечером получится лучше, но туда бы попасть… Вы не могли бы посмотреть еще раз?
Бегу смотреть в установленные для журналистов электронные информаторы…

— Паша, ты вошел одиннадцатым!
— Спасибо, спасибо!
Гримаса напряжения наконец исчезает с Пашиного лица и уступает место широкой улыбке. Его поздравляет знакомый нам по выступлениям в Стайках польский ровесник Томаш МАЕВСКИЙ, у которого десятый предварительный результат — 19,74.

— Я, как и Павел, недоволен собой. Но, понимаете, на соревнованиях в Голландии травмировал мышцу задней поверхности бедра и две недели не мог тренироваться, чтобы не усугубить ситуацию. Только неделю, как взял в руки ядро.
Таким же невеселым преодолевал микст-зону олимпийский чемпион Юрий БИЛОНОГ, попавший в основные соревнования с девятым показателем — 19,78.

— Юрий, вы проводите не лучший сезон. В чем дело?
— Никак не могу избавиться от последствий травм, которые меня преследуют. Как-то начал толкать за 20 метров, но вы же понимаете, что это для меня не результат. И здесь что-то пока не вяжется. Словно тяжесть какая-то мешает. Но вечером посмотрим. Приходите, я буду бороться! Спасибо за внимание ко мне!
Проблемы с замером
С каким бы пиететом ни относился к титулованному атлету, все же вечерний визит на “Уллеви” был целиком обусловлен участием в основных соревнованиях толкания ядра двух белорусских представителей. Из европейских атлетов в этом сезоне гроссмейстерский рубеж в 21 метр преодолели четверо: Рутгер Смит (21,62), Андрей Михневич (21,60), Йоахим Ольсен (21,33) и Ральф Бартельс (21,03). Тот факт, что вся великолепная четверка благополучно миновала квалификационный отбор, красноречиво свидетельствовал о том, что именно она станет диктовать условия в первом на чемпионате розыгрыше наград. К сожалению, непонятный судейский коллапс, лишивший Павла Лыжина законного места в финальной восьмерке (в итоге — 19,51, 10-е место), существенно задержал соревнования ядротолкателей, поэтому мы вынуждены закончить материал после трех попыток, которые выдвинули на роль лидера как раз нашего Андрея Михневича — 21,11. В его медальном успехе сомневаться не приходится.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?