Формула-1. Персона. Кубик Рубика Роберта Кубицы
Честно говоря, изначально хотелось сделать интервью знакомством с новичком Призов, но поговорить с Робертом по душам, без свидетелей, не удалось: поляк сразу оказался в гуще событий. Его имя значилось в первых строках пятничных тренировочных протоколов, затем Кубица засветился в Q3 (так в паддоке называют решающую стадию квалификации), в конце концов, финишировал в очковой зоне. Но на этом приключения дебютанта не закончились. Уже в понедельник утром в аэропорту Будапешта довелось узнать, что беднягу дисквалифицировали за недовес болида. Боги автоспорта обошлись с Робертом, как неумелые пользователи знаменитого кубика Рубика: весело покрутили, аккуратно выложили три-четыре грани и, не найдя алгоритма продолжения, отложили окончательное решение до лучших времен.
Для знакомства пришлось обойтись отрывками ранних интервью: родители, не увидев перспектив для талантливого гонщика в Польше, отправили его в Италию; успехи в низших сериях позволили занять место тест-пилота БМВ — сначала в “Уильямсе”; карьера испытателя затянулась, но не мешала продолжать гоняться все в тех же низших сериях; наконец, шеф “бимеров” Марио Тайссен решился потеснить Жака Вильнева, предоставив шанс малоизвестному поляку.
В разговоре, который в итоге растянулся на два дня, пришлось довольствоваться текущими оценками и ощущениями. Субботняя часть проходила под рев моторов “фарм-серии” GP2, теперь такой далекой для Роберта. Он только что стал одним из героев первой в жизни формулической квалификации и крутил головой, пытаясь не обидеть никого из полутора десятков окруживших его журналистов.
— Вы впервые побывали на “Хунгароринге” с отцом, когда вам было 12 лет. Тогда победу одержал Жак Вильнев. Каково в день дебюта на этой трассе заменить канадца в кокпите?
— Тогда я не рассчитывал стать пилотом Формулы-1, а всего лишь приехал посмотреть на быстрейших гонщиков и машины в мире. Мечты появились, только когда сел за руль карта. Счастлив, что сегодня они осуществились. Будапешт, конечно, не лучшее место для дебюта, здесь, помимо всего прочего, нужно много работать над настройками. Да и прежде не приходилось участвовать в столь продолжительных гонках.
— Суббота для вас получилась удачной: высокое десятое место и немалое преимущество перед товарищем по команде — 0,4 секунды. Каким выдался день?
— Квалификация действительно прошла хорошо, особенно первая и вторая части. В препоуле даже сражался с Михаэлем и Фернандо. В медиуме из-за грязи на трассе возникли небольшие проблемы. К счастью, их удалось быстро устранить, подрегулировать переднее антикрыло, что дало возможность поучаствовать в третьем сегменте.
— Что помешало в суперпоуле?
— Трафик. На весьма перспективном круге передо мной оказался Трулли, пришлось сбавить темп.
— Для вас это дебютный Гран-при, и, как вы уже отмечали, прежде доводилось гоняться только по пятницам. Теперь же позади уже четыре сессии. Как чувствуете себя в новой обстановке?
— Ощущения абсолютно иные по сравнению с пятничными заездами. Раньше ведь не приходилось кататься даже во второй практике. Начинаю понимать, что условия на треке могут менять не просто от сессии к сессии, но даже между квалификационными отрезками. Все-таки по нему носятся 22 автомобиля, покрывают полотно частицами резины, порой просто меняют траекторию. Думаю, команда движется в правильном направлении, теперь остается только финишировать в гонке и надеяться на удачный результат. Это будет сложно, ведь позади оказались Фернандо и Михаэль, да и те ребята, что закончили квалификацию лучше меня, умеют быть быстрыми. Тем не менее все может произойти…
— Суббота получилась богатой на события. Каково оказаться в их гуще вчерашнему “тестеру”?
— В свободных заездах старался быть аккуратным, а в квалификации на первом же круге показал 1.20,8. Время неплохое, но в то же время знал, что машина способна на большее. Суббота тем и интересна, что здесь недостаточно продемонстрировать хорошее время лишь однажды. Ты обязан проходить быстрые круги хотя бы один-два раза за отрезок. К тому же ситуация постоянно меняется. Понимаю: не будь дисквалификации Михаэля и Фернандо, не попал бы в третью часть “квали”, но, с другой стороны, упомянутый случай с Ярно Трулли помешал мне показать гораздо лучшие секунды.
— Ожидали, что сможете быть быстрее напарника?
— Не думал, что это произойдет здесь. Впрочем, тяжело пока сравнивать меня с такими пилотами, как Жак и Ник. Результат на одном круге ни о чем не говорит — посмотрим, как сложится гонка. Как уже отмечал, на “Хунгароринге” нужно уметь заботиться о резине, которая быстро изнашивается и меняет покрытие полотна. Посмотрим, какие будут погодные условия, подумаем о тактике…
— Вы принимали участие во множестве гонок, но для любого пилота Формула-1 является высшей целью. Каково ощущать себя ее составной частью?
— Вождение машины — везде вождение машины. Где бы ты ни был, в Формуле-3 или Формуле-1, всегда стараешься ехать максимально быстро. Потому не чувствую особой разницы. Да, здесь все происходит гораздо резвее, но я привык к подобному темпу, ведь на этих машинах откатал уже немало километров. Разницу почувствовал в квалификационном формате, узнал, что третий отрезок является очень сложным, необычным, нужно просчитывать варианты с резиной, топливом… Думаю, приобрел драгоценный опыт.
Упомянутые изменения погодных условий, беспокоившие Роберта в пятницу и субботу, оказались просто-таки курортными по сравнению с воскресными. С утра зарядил мелкий дождик, покрывший трассу водяной пленкой, а когда пилоты приноровились плавать в фонтанах брызг, выглянуло солнце. Кубица “поскользнулся” дважды, но с честью выдержал испытание, пробившись на седьмое место. Хайдфельду повезло больше — третья позиция. После финиша ожидать героев пришлось довольно долго: Ника не отпускали с пресс-конференции, а Роберт “завис” на брифинге с механиками. В итоге Кубицу встретили лишь корреспондент “ПБ”, трио польских коллег и бригада итальянских телевизионщиков.
— Все могло закончиться лучше. Судя по развитию событий, логично было бы ожидать финиша повыше. Но я совершил два промаха, которые отобрали много времени.
— Ошибки допущены исключительно вами, без посторонней помощи?
— Да. Начало вообще получилось смазанным, температура резины на машине упала ниже дозволенного. После аварии Кими, когда я дозаправился и сменил резину на промежуточную, сразу почувствовал себя лучше, хотя держаться на треке было непросто. До “переобувки” пропустил вперед Баррикелло, но затем темп БМВ не уступал ходу “Хонды”. В конце концов удалось закончить гонку, получить два очка, я вполне счастлив.
— Судя по всему, это был самый захватывающий этап сезона. Чувствуете себя частью истории?
— (Улыбается.) Нет. Думаю, интерес был высок из-за того, что участники допустили много ошибок в сложных погодных условиях, которые менялись все время. Понятно, что если бы перед стартом мне кто-то сказал, что завоюю два очка, был бы счастлив, но развитие гонки позволяло рассчитывать на большее.
— Говоря о полученном опыте, резонно предположить, что оный стоит половины сезона…
— Я бы так не сказал. Хотя, безусловно, научился многому: тому, как настраивать различные системы, двигатель в экстремальных условиях. Особенно отчетливо понял, что значит потеря температуры в покрышках — когда это случилось с задними колесами, чувствовал себя, будто на льду.
— В итоге вы удовлетворены дебютом?
— Квалификация получилась хорошей, равно как и Гран-при. Да, были две ошибки, но небезгрешными оказались и более опытные, титулованные пилоты. Конечно, если бы сейчас предложили повторить гонку, провел бы ее по-другому, однако ничего уже не изменишь.
Особенно обидно, что решение ФИА, отобравшее у Кубицы честно заработанные очки, не означало виновности пилота — команда опростоволосилась в экспериментах с изменением центра тяжести. Марио Тайссену предстоят тяжелые раздумья: дебютант доказал право находиться в основной обойме, и через неделю руководителю конюшни вновь предстоит нелегкий выбор. В конце концов, надо помочь автоспортивным богам разобраться с хитроумным кубиком Рубика…
P.S. “ПБ” выражает признательность компании “Red Bull” за содействие в работе спецкора.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь