Реплика. Нормальные герои всегда идут в расход

13:07, 17 августа 2006
svg image
2430
svg image
0
image
Хави идет в печали


Вот 40-летний форвард “Юности” Андрей Ковалев пытается перехитрить 42-летнего защитника “Динамо” Олега Микульчика, но тому на подмогу приходит 39-летний Александр Гальченюк. Все трое в составе легендарного московского “Динамо” Владимира Юрзинова 15 лет назад стали последними чемпионами СССР, потом разлетелись по всему земному шару, встречались редко, только в сборной, и, казалось, на домашний лед уже никогда не вернутся, и все же… Как во сне — рубятся ветераны с молодым задором на родной им площадке в парке Горького, и зрителей полные трибуны, и скорость есть, и азарт, а уж мастерства!.. Чуть помоложе вторая волна, “средний класс” национальной команды: против Олега Антоненко, Андрея Скабелки, Александра Макрицкого, Олега Хмыля — Олег Леонтьев, Владимир Копать, Сергей Еркович, “непризнанный гений” Сергей Шитковский… А рядом лидеры сборных Украины, Латвии, крепкие легионеры из России, Чехии. Но на пике формы все же не они — “завтра” белорусского хоккея, родившиеся на два десятка (!) лет позже ветеранов Андрей Костицын, Михаил Грабовский, Константин Захаров, дай бог и им третью молодость пережить…
Сон обещал быть радужным, матч — выдающимся: команды с первых минут демонстрировали завораживающий, классный хоккей, зрителям точно некогда было скучать, однако… Наркоз был общий, а хирург — местный. Главным действующим лицом на Крытом катке в минувший вторник никто из перечисленных звезд так и не стал — их славу полосатой тенью затмил главный арбитр матча.
Его действия можно разбирать по полочкам, не оставляя камня на камне от подавляющего большинства свистков, ставивших судьбу поединка на грань. Вспомнить хотя бы блестящий, выполненный по всем правилам хоккейного искусства, силовой прием Андрея Костицына, который дети должны были бы записать в свои учебные тетрадки, но вот судья дал понять, что и такой хоккей нам не нужен. Ну, запрещено, оказывается, догонять соперника и на параллельных курсах оттеснять его от шайбы корпусом даже с опущенными вниз руками, потому как тот может ненароком поскользнуться и шлепнуться в борт. Весьма сомнительно и пятиминутное вкупе с “до конца” удаление Волкова, неосторожно подбившего клюшку Скабелки спустя 26 секунд после матч-штрафа Шагова: две минуты — логично, пошла кровь, дай еще две. Но, ей-богу, не специально же Олег поранил Андрея, чтобы вообще гнать парня с площадки да еще в столь сложной для его команды ситуации! Как и не замышлял плохого Макрицкий, за минимальный контакт отправленный на скамью штрафников в овертайме. Создалось впечатление, что арбитр не читал игру, а пытался ее писать.
Почерк, словно кардиограмма больного стенокардией, был нестабильным, хаотичным и беспорядочным, потому остановимся лишь на двух самых вопиющих эпизодах, возмутивших не только меня, но и сидевшего рядом знаменитого хоккеиста Руслана Салея, а также известного арбитра, фамилию которого, по этическим соображениям, указывать не станем.
Во-первых, это так называемый киносеанс, когда команды в течение доброго десятка минут остывали от горячей борьбы, в то время как судьи зачем-то “просматривали” и без того всем очевидный эпизод с явным попаданием шайбы в ближнюю штангу. А может, они и не это смотрели, а что-то другое, но факт в том, что ничего на экране они так и не увидели, однако ход игры был нарушен, испорчен и далее пошел по куда менее зрелищному, но более нервному сценарию. Во-вторых — удаление Ковалева на последней минуте третьего периода, когда судьи должны быть “на тысячу процентов” уверены в своих действиях. Ибо даже самые опытные из них сторонятся вмешательства в ход событий и под занавес матчей предпочитают не свистеть вообще. Здесь же Андрей — и это также было очевидно моим собеседникам, находившимся буквально в двух метрах над эпизодом, — соперника вообще не трогал (!), получив при этом “неправильную атаку”, а следом и гол на последних секундах. Естественно, энтузиазм хоккеиста, дебютировавшего матчем ранее в составе “Юности”, пошел на убыль: “Всякое было на моем хоккейном веку, и в Германии цирк устраивают, но с таким беспределом столкнулся впервые. Желание продолжать игровую карьеру в родной стране сильно поубавилось. Я вообще еле сдержался, чтобы не зарядить этому судье”
Специально не акцентирую внимания на фамилии главного антигероя встречи, потому как на его месте могли оказаться многие представители судейского корпуса Беларуси. Создается впечатление, что новые правила, по которым в соседней Латвии уже прошел чемпионат мира, на Беларусь свалились в августе, словно февральский снег. Право слово, никогда прежде в хоккейных материалах не заострял внимания на этом вопросе, всегда считал, что спортсмены должны быть выше обстоятельств. Также не разделяю мнения специалистов, полагающих, что исход встречи “Динамо” — “Юность” был конкретным образом предопределен в высоких кабинетах, хотя косвенного давления на судей, разумеется, не исключаю. На мой взгляд, то, что случилось во вторник, было предписано всем ходом событий в белорусском хоккее в последние годы, самим отношением — наплевательским, бесцеремонным, дешевым — к людям в полосатых майках.
За клубами-фаворитами у нас стоят большие люди, наделенные богатыми полномочиями и могучим административным ресурсом, в то время как устоявшаяся некогда судейская коллегия — понятие слишком аморфное, слабое, беззащитное. В темных коридорах и широких кулуарах на судью можно накричать, его легко “послать”, вычеркнуть из списков на время и даже выписать “волчий билет” навсегда. Это раньше, например, хоккейный ортодокс Лев Контарович мог встать грудью на защиту “провинившегося”, поставив “на место” любого — от рассердившегося губернатора до разъяренного Захарова. Теперь в федерации стойких мало, твердости позиции вовсе не наблюдается, все больше “чего изволите”. “Не нравится мне Иванов, давай лучше Сидорова. Нет Сидорова? Зови из России”. — “Есть!” И так далее. И тогда судьи не знают, кого им больше бояться, и пытаются быть “хорошими” для всех сильных.
Та же Россия, например, не только лучше платит своим арбитрам (на днях ФХР приняла решение поднять судейские гонорары на четверть и довести их до 800 долларов за матч), но и заботится о том, чтобы было за что платить. В Риге в мае высадился приличный десант наших восточных соседей — не только поучиться на матчах чемпионата мира, но и поучаствовать в семинаре по новым правилам, специально организованном международной федерацией. Параллельно шел семинар и для тренеров, где мы пообщались с бывшим наставником новополоцкого “Полимира” Юрием Перегудовым, работающим ныне в Германии. Шестидесятилетний специалист сел за парту вместе с молодыми коллегами. Он не считает зазорным учиться новому, а немецкая хоккейная школа, командировавшая Юрия Михайловича, не жалеет на это средств. Сколько тренеров и судей отправила на учебу ФХРБ? Вопрос, увы, риторический, хотя от Минска до Риги всего-то около пятисот верст. А потому и российские судьи своих милее…
Русский язык так велик и могуч, что любой закон на нем можно истолковать по-своему, а уж хоккейные правила — тем более. Когда нет твердой и четкой линии, когда мало профессионалов, критерии колеблются по широкой амплитуде и могут быть увязаны как с нервными шевелениями генеральских лампас, так и с косым взглядом крупного босса, не говоря уже о гневном рыке с правительственной трибуны.
В советские времена политические мотивы нередко подменяли собой спортивный принцип. Начало этой печальной традиции положил Лаврентий Берия, заставивший в 1939 году переиграть полуфинал Кубка СССР между тбилисским “Динамо” и московским “Спартаком”. В 1947-м Василий Сталин наперекор регламентам добился сохранения в элите своего детища — команды ВВС.
В 1967-м, в год 50-летия Октябрьской революции, постановлением правительства был предотвращен вылет в низшую лигу ленинградского “Зенита”. А в 1971-м Гейдар Алиев спас бакинский “Нефтчи”, написав в ЦК КПСС письмо, в котором докладывал о “серьезном недовольстве, чреватом нежелательными последствиями” населения республики, в результате которого “рабочие Нефтяных Камней отказались приступать к работе”. В прошлом году футбольный клуб “Терек”, балансировавший на грани вылета из премьер-лиги чемпионата России, ради места в элите пошел на крайние меры, направив письмо в адрес президента Владимира Путина, в котором фактически обвинил коллегию футбольных арбитров в целенаправленной кампании против клуба. Хорошо, в Москве арбитров было кому защитить, хотя, стукни Путин кулаком по столу, не спасла бы никакая коллегия. В суверенной Беларуси подобные нравы, к счастью, не прижиты, но время может все изменить.
И тогда окажется прав словацкий специалист Покович, утверждающий, что “если так пройдет и дальше, дети будут мечтать стать не хоккеистами, а судьями. Арбитры сейчас в центре внимания трибун все чаще”. Не соглашусь с Любомиром лишь в одном: нормальные дети хотят быть все-таки кибальчишами, в то время как наши арбитры все чаще предстают мальчишами-плохишами. А вообще, настоящие герои нужны там, где не хватает обыкновенных профессионалов.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?