Юбиляр. МобЭС Александр Петкевич
В принципе пишу юбилейные материалы без особой радости: само событие изначально предполагает мажорный лад, настраивает на елейную тональность. А жизнь, как известно, предлагает нам куда более широкий ассортимент красок, чувств и эмоций. И от несоответствия реальности бытия и необходимости момента иногда чувствуешь себя придавленным. Но с моим сегодняшним героем все по- другому. Александр ПЕТКЕВИЧ — личность настолько неординарная, цельная, реалистичная, что пастельных тонов не требуется. Он весь на виду, его все знают, о нем говорят, пишут, его интервьюируют. Александр Николаевич всегда собран, аккуратен, со вкусом одет, идеально выбрит, гладко отутюжен, готов к любому разговору о любимом деле — приятному, серьезному, минорному.
Его дело — Настольный теннис. Именно так, с большой буквы. Ему он посвящает свою жизнь, в нем он добился выдающихся успехов и, помянете мое слово, добьется еще больших. Полагаю, белорусскому спорту с ним крупно повезло, а уж нам, журналистам, и подавно: такого контактного, компетентного, доброжелательного собеседника поискать!
Петкевич создал Владимира Самсонова как суперзвезду белорусского спорта, двукратного победителя Кубков мира и серии Pro Tour, шестикратного чемпиона Европы, носителя чемпионских титулов 15 стран Европы, Азии и Америки. Александр Николаевич принял Вову семилетним. Их спортивному, творческому и человеческому содружеству уже 23 года. Оба друг в друге души не чают. Однако, когда касается дела, и Володя, и Александр Николаевич взаимно требовательны — они понимают, что профессиональные отношения не могут быть другими.
Чиновники от Петкевича не в восторге, хотя он и сам шесть лет совмещал чиновничьи обязанности с тренерскими, руководя Республиканским центром олимпийской подготовки по теннису и настольному теннису. Кому-то захотелось его “уйти”. Не потому, что не справлялся (об этом и речи быть не может!), совсем не потому… Делали это некрасиво, бессовестно, издергав нервы до такой степени, что он перестал улыбаться и как-то… А, ладно, мерзостей в нашей жизни хватает…
Освободившись от чиновничьих пут, Петкевич жадно набросился на работу со сборной. И результаты последовали незамедлительно! Мужская команда даже в отсутствие несгибаемого Щетинина, порвавшего ахилл незадолго до командного чемпионата мира, сотворила несколько сенсаций, победив россиян и словаков, и заставила о себе говорить. А уж девушки Татьяна Костромина, Вика и Вероника Павлович и вовсе совершили чудо: прорвали азиатскую блокаду и поднялись на пьедестал, став лучшими среди европейских дружин.
И вот здесь возникает еще одна тема, самая трепетная и важная в жизни Александра Петкевича, даже более значимая, чем настольный теннис, — тема по имени ТАТЬЯНА. Они вместе без малого три десятилетия, вырастили замечательного парня Ваню. Общепризнанно, что хорошо уживаются люди с полярными темпераментами, с различными характерами. Но Татьяна и Александр удивительно похожи: оба деятельны, напористы, пунктуальны, обладают недюжинным организаторским и педагогическим даром. Ярко выраженные сангвиники, что предполагает эпизодические эмоциональные взрывы. Но они так трогательно заботятся друг о друге и так владеют собой, что никогда не допускают выяснения отношений в присутствии посторонних. И Александр Николаевич, и Татьяна Григорьевна генетически наделены фантастической энергетикой. Можно сказать, каждый из них — передвижная, очень мобильная, бесперебойно действующая электростанция, этакая МобЭС. Эти станции связаны невидимыми лучами энерго- и чувствопередачи. Энергией, вырабатываемой МобЭС “Петкевич-2”, около четверти века питается белорусский настольный теннис (нисколько не желаю умалить титанического труда их коллег в Минске и по всей Беларуси).
…Вижу, получается нечто мармеладное. Между тем с ними непросто: и Александр, и Татьяна чрезвычайно требовательны к себе и другим. Не терпят необязательности, расхлябанности, вялости, высокомерия. Поэтому у них иногда случаются конфликты с теми, кто не вписывается в их представления о профессионализме.
Другого такого дуэта в белорусском спорте нет: он — главный тренер национальной команды, она — старший. Татьяна Григорьевна также много лет была в роли главкома. Оба с честью носят титулы заслуженных наставников. Трудно четко разграничить, где заканчивается его работа и начинается ее. И в Самсонова, и в сестер Павлович, и в Логацкую, и в тех ребят, которые сейчас в сборной, но являются воспитанниками других наставников, Петкевичи вложили много сил и времени.
Александр Николаевич четыре года трудился в Катаре. Удивительно, но он и там продолжал контролировать родную белорусскую команду — через жену, а также на совместных сборах в Дохе и Минске, которые они вместе организовывали. Его кипение связывало страны и континенты, он успевал помогать Самсонову на важнейших турнирах года. Петкевич вывел крохотный Катар на второе место среди почти трех десятков арабских стран, его очень не хотели отпускать, но замучила ностальгия по родине, семье, работе со своими…
Ценю Александра Николаевича еще и за прямоту: не уворачивается от трудных тем и неприятных вопросов, не юлит, не выкручивается, не лицедействует, не набивает себе цену. Она и так чрезвычайно высока.
Рассказывать об Александре Петкевиче (в том числе о Петкевичах) можно бесконечно. По-хорошему — надо бы написать о нем (о них) книгу. Он достоин, потому что — СОЗИДАТЕЛЬ. Ему это дано от Бога, и он это знает. Все, к чему он прикасается, становится СИСТЕМОЙ.
Боюсь переборщить с дифирамбами, для Александра Николаевича у меня их много (хотя мы никогда не переходили на “ты” — совершенно необязательно). Не потому, что Петкевич их не выдержит и возомнит невесть что. Опасаюсь, что другие позавидуют, начнут делать “бяки” и будут мешать ему осуществить мечту — построить в столице Центр олимпийской подготовки по настольному теннису, чтобы там и чемпионы подрастали, и любители душу отводили. А то ведь негде в Минске в пинг-понг поиграть.
Вот такой он Мечтатель-Созидатель. Можно сказать и по-другому: Труженик, Патриот, одним словом, Тренер! С днем рождения, уважаемый Александр Николаевич! Коллектив “ПБ” с удовольствием поздравляет вас с юбилеем и надеется, что наша многолетняя совместная работа будет продолжаться еще долго-долго…
Было бы грешно в преддверии такой даты не поговорить с героем момента Александром ПЕТКЕВИЧЕМ.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Александр ПЕТКЕВИЧ. Родился 18.08.56 в Минске. Настольным теннисом начал заниматься в 1967. Серебряный призер юниорского чемпионата Европы в составе сборной СССР (1974). Обладатель Кубка СССР (1976). Многократный чемпион БССР, победитель всесоюзных и международных турниров. Тренер — Наум Иоффе.
В 1977 окончил минский ИФК. В 1977-1978 — служба в армии. В 1978-1981 работал на тракторном заводе. С 1982 занимается профессиональной тренерской деятельностью. Сначала в ДЮСШ N 1 Минского облсовета “Динамо”, затем в РЦОПе по теннису и настольному теннису, который возглавлял в 2000-2006.
Наставник сборной БССР (с 1990), главтренер национальной команды Беларуси (с 1992 по сей день). Тренер юниорской сборной СССР (1985-1992), национальной сборной СССР (1990-1991). В 1996-2000 возглавлял национальную и юниорскую сборные Катара. Заслуженный тренер Беларуси (1987).
Воспитал многократного призера ЧМ, двукратного победителя КМ, шестикратного чемпиона Европы Владимира Самсонова, призеров ЧМ и ЧЕ Викторию и Веронику Павлович, вице-чемпионку юниорского ЧЕ Татьяну Логацкую.
— Александр Николаевич, прежде всего о корнях.
— Я — минчанин, родился и вырос в рабочей семье. Жили мы в коммунальной квартире на тракторном поселке. На общей кухне каким-то образом умещались три семьи. Родители работали на тракторном заводе. Мама, Антонина Егоровна, рано умерла. Мне тогда было всего шесть лет. Конечно же, без нее трудно приходилось. Отец, Николай Константинович, опекал нас один. Повезло, что рядом с нашим домом, буквально через дорогу, открылся спортивный клуб “Трактор”, в котором были секции по различным видам спорта. Я перепробовал футбол, легкую атлетику, бокс, но задержался в настольном теннисе. Туда меня привел старший брат Владимир.
— Чем же настольный теннис оказался лучше футбола?
— Тем, что мне там сразу же дали красивую японскую ракетку. И я начал играть “пером”, то есть держа рукоятку ракетки большим и указательным пальцами. Сначала тренировался у Медогоса Йозовича Дуксы, после у Михаила Васильевича Голенкина. Но недолго. Фактически моим первым и единственным тренером был Наум Фадеевич Иоффе, очень много сделавший для меня и других ребят в плане воспитания в нужном русле. Сам он много лет работал с нами как тренер-любитель. Днем трудился на производстве — мастером механического цеха N 1, слыл большим специалистом по ремонту и наладке станочного оборудования. Поэтому тренировки начинались с шести вечера. Лишь через много лет ему представилась возможность тренировать профессионально. Практически все, кто прошел через его руки, чего-то добились в жизни. Олег Молочников — известный бизнесмен, Николай Тарашкевич — замдиректора универсама “Витебск”, Светлана Шишко — директор магазина, увы, покойный уже Володя Клочко работал директором треста ресторанов в Борисове. Несколько человек, в том числе и я, остались в настольном теннисе. Наум Фадеевич привил мне любовь к спорту, научил трудиться до седьмого пота. Во многом выбор профессии состоялся благодаря моему тренеру. Под руководством Иоффе я стал мастером спорта, вошел в юношескую, а затем и во взрослую сборную СССР.
— Расскажите о ваших спортивных удачах.
— Самая запоминающаяся — выигрыш в 1976-м Кубка СССР. Обыграть нас было сложно, так как все мы являлись разноплановыми игроками: Виктор Синкевич славился левосторонним топ-спином, Иван Минкевич — правосторонним, к тому же его выручала накладка “антитоп-спин”, Александр Скуратович — игрок защитного стиля, я — “перовик”.
— Петкевич, Минкевич, Синкевич, Скуратович, тренер Иоффе — команда-зеркало белорусской истории.
— Еще запомнился юниорский чемпионат Союза 1974 года. 56 парней играли по кругу — 55 матчей! Начал турнир я неважно, но потом разыгрался. Судьбу золота решала наша очная встреча с Багратом Бурназяном из Армении. Я выиграл первый сет, вел 20:17 во втором. Рискнул, пробил и попал. Но Бурназян запротестовал, игру остановили на 30 минут. Команда Армении добилась смены главного судьи. Второй сет я проиграл из принципа, а в третьем собраться уже не смог. Через много лет Бурназян признал, что был не прав. Оказывается, он сделал это в отместку за то, что в первом сете я при счете 2:2 не признал его попадания. Но это же принципиально разные вещи — мяч в начале сета или в конце матча. Как бы там ни было, Аркадий Аронович Старожилец, старший тренер юношеской сборной, сказал: “Для меня ты — настоящий чемпион!” И включил в юниорскую сборную. К чемпионату Европы мы готовились в Москве. Там произошел неприятный инцидент. На нас напали хулиганы. Я вступился за ребят. В драке сломал палец. Однако Старожилец изрек: “В любом случае будешь в команде!” Для меня это был серьезный момент! На “Европе” играл не лучшим образом, не успел войти в форму после перелома. Но в составе команды завоевал серебряную медаль.
На мое становление как игрока существенное влияние оказали кандидаты в мастера Валерий Евневич и Каля Эскин. Первый стимулировал меня играть не только справа, но и слева. Это для “перовика” неудобно, нужно разрабатывать руку. Второй давал очень много полезных советов.
Лет семь я входил в число 20 лучших теннисистов Союза, некоторое время был и в первой десятке. Моими “клиентами” оказались лидеры сборной СССР Станислав Гомозков и Саркис Сархоян, они никак не могли приспособиться к моей манере. С другой стороны, я неудачно действовал против Анатолия Строкатова и того же Бурназяна.
— Почему не добились большего?
— После службы в армии пошел трудиться на тракторный не по специальности, а чтобы активно заниматься спортом. Но все оказалось не так, как мы с тренером рассчитывали. Работал в две, а то и в три смены. Так продолжалось три года. Есть и физиологические причины. Хватка ракетки у меня азиатская, требующая исключительной подвижности, а двигался по-европейски. К тому же мне не хватало гибкости, чтобы хорошо отвести назад руку и плотно приложиться по мячу. Поэтому вместе с Татьяной решили завершить игровую карьеру и начать тренерскую.
— Когда в вашей жизни появилась Татьяна?
— Татьяна, тогда Решетник, — тоже минчанка, ее родители жили на сельхозпоселке. Играть начала в динамовской секции у Абрама Львовича Вайнштейна в 45-й школе, которая находилась, как и в моем случае, через дорогу от ее дома. Позже перешла в “Трактор”, так как в нашем клубе тренировочный процесс был поставлен профессионально. Мы несколько лет тренировались бок о бок, особо друг другом не интересуясь. Но в один прекрасный момент все переменилось — и в 1978-м во время моей армейской службы расписались.
В 1982-м нам предложили открыть школу настольного тенниса при облсовете “Динамо”. Решение принимал зампред Шатько и председатель БФСО Василий Минович Шкундич. Тогда же Галя Крыленко открыла школу художественной гимнастики. И обе школы не потерялись. Во Дворце тенниса нас приютил Василий Афанасьевич Некрасов, очень дружелюбно к нам относился. Его уже нет…
В 1985-м родился Ваня. Когда ему было полгода, Татьяна уже вышла на работу, а Ваню приезжала смотреть Танина мама, много сделавшая для того, чтобы создать нам условия для профессионального роста. Мы жили и на коммунальной квартире, и вместе с моим отцом, было трудно в финансовом отношении. Но мы были уверены, что надо пахать. Помню, один год отработали почти без выходных! Занимались набором, много детей просматривали, и не зря!
Получается, мы вместе и на работе, и дома. Но не устаем друг от друга, так как делаем одно дело и преданны ему. Если складывается ситуация, требующая моего вмешательства, касающаяся Вани и Татьяны, откладываю все в сторону и занимаюсь только этим. Но так же поступаю, когда это касается работы.
— Самсонов — особая статья в вашей жизни…
— Получить такой материал — удача для тренера! Вову трогательно опекала мама, Людмила Станиславовна. Она работала в институте “Белмедфарм”. Всюду ходила за ним, но не вмешивалась в его тренировки, отношения с ребятами. Виктор Владимирович трудился инженером на заводе имени Кирова. Вова выиграл массу кадетских, юношеских соревнований союзного и европейского масштаба. В 1987 году за его успехи мне присвоили звание заслуженного тренера БССР. Но столько в СССР было юных чемпионов Европы, в итоге ни один из них не вырос в теннисиста мирового уровня. Очень боялся, как бы этого не случилось с Володей. Важно было не перегрузить его, не сломать. Я ограничивал для него количество соревнований, нагрузки строго контролировал и стал везде с ним ездить. В 1987-м в Ленинграде у Вовы возникли проблемы с сердечком. Но удалось их устранить. Приходилось его и икрой подкармливать. И потом я никогда не считал себя умнее кого-то и постоянно учился, учился. И сейчас стремлюсь ловить все методические новации.
Конечно же, Володя многого достиг. У него — три медали чемпионата мира, такого не добился ни один советский теннисист. Очень горжусь успехами мужской команды, выигравшей титул чемпионов Европы в 2003-м! Сборной СССР это не удалось. И триумф нынешнего года, когда Таня Костромина, Вика и Вероника стали третьей командой мира.
— Сестры Павлович вам достались уже сложившимися игроками?
— Они тренировались у Риммы Наумовны Коноваленко. Когда она и ее отец уехали жить в Америку, девочки перешли под нашу с Татьяной Григорьевной опеку. Вероника уже тогда являлась чемпионкой СССР среди кадеток, а Виктория была очень слабенькая — постоянные проблемы со здоровьем.
Тогда мне очень хотелось доказать, что я не только счастливчик, которому достался выигрышный билет — Самсонов. Это удалось в 1994-м, когда Таня Логацкая выиграла серебро юниорского первенства Европы, Виктория стала второй в парном разряде в дуэте с москвичкой Ганиной, да еще взяли бронзу в команде. Тогда многие коллеги поздравляли: “Молодец!”
— Что же дальше?
— Главные мысли — о Пекине. Хотелось бы оставить олимпийский след. К этому мы идем через лично-командный чемпионат Европы и личное первенство мира. Успех на этих форумах поможет обрести веру в себя.
Другая мечта — создать Центр настольного тенниса, в котором выросли бы новое поколение чемпионов и новые тренерские кадры. Пока, кроме Андрея Воробьева, никого не видно. Будущий центр уже попал в инвестпрограмму.
Еще столько хочется сделать!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь