ГЕРОЙ АВГУСТА. Александр Сулима: я дома!

15:30, 1 сентября 2003
svg image
1220
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Саша, для начала хотелось бы затронуть тему, которую никак нельзя обойти стороной. Что стало предтечей твоего ухода из российского клуба?

— Дело в том, что зимой меня приглашали в Тольятти другие люди. А когда я прибыл в расположение клуба, из знакомых наставников в нем остался только Гормашов. Но он занимался по большей части финансовыми аспектами, а не формированием состава. Два тренера, которые ведали именно этим вопросом, покинули команду. Новый штаб хотел видеть первым местного голкипера, потому приходилось постоянно доказывать право на место в обойме, хотя меня брали как основного вратаря. Опять же при переходе в “Ладу” говорили, что перед коллективом будет стоять задача выхода в премьер-лигу. Под такие цели должны выделяться немного другие финансы… Кстати, договаривался с россиянами об одном, а они подсунули совершенно другой контракт. Учитывая то, что в Гродно в этом плане будущее было вообще туманным, все-таки решился на смену обстановки. Но когда “Автоваз” отказался от спонсорской помощи команде, почувствовал, что она начинает угасать: сразу продали восемь футболистов и ни о каких высоких целях после этого речи не велось. Кто мог — тот и уходил из Тольятти. Я тоже попросил разрешения покинуть клуб. Руководство не противилось, поскольку не могло платить полагающиеся мне по соглашению деньги. Допустим, с зарплатой все обстояло более или менее нормально, а по премиальным — тишина. К примеру, за победу в Кубке России над раменским “Сатурном”… Нам ясно дали понять, что ничего хорошего ждать не стоит. Да и в игровом плане было неинтересно. “Лада” шла последней в первой лиге и не пыталась зацепиться за место в дивизионе на будущий год. Поэтому я вернулся. А дома всегда лучше — родные команда, город, и семье здесь значительно легче.

— В Тольятти были не очень хорошие условия?

— Бытовых проблем не возникало. Жили в гостинице, где в нашем распоряжении были две комнаты и кухня — большого отличия от квартиры не ощущал. Просто жена и сын безвылазно сидели дома. А куда там можно сходить? Я постоянно пропадал на выездах или на базе. Они даже не чувствовали моего присутствия. Теперь же больше времени провожу с семьей. Да и родители рядом.

— Значит, других вариантов, кроме “Немана”, не рассматривал?

— Тот же Гормашов предлагал остаться, а в конце года перейти в более сильный клуб. Были и другие возможности для продолжения карьеры. Но я очень хотел вернуться домой и рад, что осуществил это желание. Повторюсь, я жутко скучал по Гродно, и теперь просто наслаждаюсь им.

— А какие-либо перемены в клубе заметил?

— Команда здорово обновилась. Многие ушли после серебряного сезона, их места заняли другие. Но в принципе гродненский дух остался неизменным: чтобы его чувствовать, нужно здесь поиграть. Словами это не объяснишь.

— Как только тебя дозаявили за “Неман”, так сразу поставили в основу…

— Ну да, на кубковый матч с речицким “Ведричем”. Сам не рассчитывал, что смогу так быстро восстановиться после травмы. В Гродно умеют работать с игроками. Откровенно говоря, после приезда из Тольятти выглядел неважно, однако буквально после двух недель тренировок пришел в норму.

— О твоей злополучной травме сказано много. В психологическом плане после нее не было тяжело?

— Никакой боязни не чувствовал. Тем более как только меня госпитализировали и сделали томографию, сказали, что все будет нормально. Единственная проблема заключалась в том, что когда лежал в больнице, понимал: достаточно много времени придется прожить без футбола. В первые дни, конечно, было тяжело. Для того чтобы выйти из палаты, приходилось постоянно держаться за стену — кружилась голова и невозможно было просто долго стоять. Благо это уже в прошлом.

— Тогда продолжим разговор о настоящем. В Кубке Беларуси вы прошли “Ведрич”, а на августовском отрезке чемпионата тебе довелось сыграть против новичка и одного из лидеров — минских “Локомотива” и “Динамо”…

— Конечно, динамовцы как по уровню, так и по подбору футболистов серьезнее железнодорожников. Игра с “Динамо” далась намного сложнее. А молодая команда, коей является “Локо”, особых проблем не доставила.

— Было ли для тебя неожиданностью то, что “Неман” провально провел первый круг?

— Определенно. Хотя “Неман” всегда неважно стартовал в чемпионате: обычно сначала было поражение, затем ничья, но после начинали приходить победы. А здесь то ничья, то проигрыш. Не мог понять, отчего так происходило. И ребята вряд ли сумеют ответить на вопрос… Частенько “Неману” не везло. Помню, приезжал в Лиду, где смотрел игру с “Молодечно”. Вроде и победили, но опять при полном нефарте. Однако, если судить по началу второго круга, все потихоньку нормализуется — в нем еще не уступили никому.

— В недавнем интервью после матча с минским “Динамо” ты сказал, что “Неман” будет стараться забивать на гол больше соперника в каждой игре…

— Трудно ставить суперзадачи, когда находишься в середине турнирной таблицы. Как все получится в итоге — покажет финиш чемпионата. Если бы мы шли в тройке, тогда можно было бы рассуждать о максимальных целях, но подняться на пьедестал с седьмого места необычайно сложно. Тем более что игр с каждым туром все меньше, а отрыв лидирующей группы сохраняется.

— В связи с этим делает ли тренерский штаб “Немана” ставку на кубковый розыгрыш?

— В Гродно всегда стремились выиграть и Кубок Беларуси, и чемпионат. Другое дело, что почетный трофей завоевали в далеком 1993 году, а обладателями золотых медалей национального первенства пока не становились.

— Вместе с тем команда в этом сезоне, десять лет спустя, вернулась на европейскую арену. Лично для тебя встречи со “Стяуа” явились определенной вехой в карьере?

— Безусловно. Когда подписывал контракт с “Ладой”, очень сожалел, что не сыграю в Кубке УЕФА. Но получилось так, что смог! Всегда хотелось проверить себя в евротурнире, тем паче такого высокого уровня.

— И что же особенного отложилось в памяти?

— Во-первых, сумасшедший ажиотаж вокруг ответного матча. Все-таки в Минске мы играли не дома, и по атмосфере не ощущалось, что это еврокубковый поединок. А в Бухаресте изумили как встреча в аэропорту, когда нас атаковали местные журналисты, так и сумасшедшая поддержка “Стяуа” на стадионе. Ради этого стоит бороться за медали чемпионата — такое запоминается на всю жизнь.

— Положа руку на сердце, сейчас нет разочарования по поводу невыхода “Немана” в следующий раунд, или же сделать это было крайне сложно?

— Полагаю, когда стали известны результаты жеребьевки, никто и не думал, что мы сможем так выступить. Это уже теперь понимаешь, что одолеть румын можно было при определенной доле везения. Естественно, сожалею, что не прошли дальше, но не более того.

— После игр со “Стяуа” гродненской команде вновь придется окунуться во внутренний чемпионат. Не пугает, что подобный переход может быть сопряжен с некоторой расхлябанностью?

— Безусловно, перестроиться будет трудно, особенно после матча в Бухаресте. Да и команда вымотанная и уставшая. По себе чувствую, что силы уходят, а надо быстрее восстанавливаться. Но и в Беларуси “Неману” как воздух необходимы очки. Ничего, прорвемся…

Владимир ПИРОГ

ЛАУРЕАТЫ СЕЗОНА-2003

Апрель-май Максим ЦЫГАЛКО Динамо Мн
Июнь Антон ИВАНОВ Гомель
Июль Сергей КОРНИЛЕНКО Динамо Мн
Август Александр СУЛИМА Неман

Александр Сазанков: на острие атаки

Могилевский “Днепр”, имея в первом тайме небольшое преимущество, так и не смог распечатать ворота соперника. И лишь выход на поле молодого форварда могилевчан Александра САЗАНКОВА помог хозяевам одержать уверенную победу.

— Твой выход на замену оказался как никогда удачным.

— Просто, появившись на поле, постарался как можно лучше выполнить указания главного тренера.

— И что же тебе наказывал Валерий Стрельцов?

— Попросил как можно агрессивнее сыграть на острие атаки.

— Получилось неплохо, правда, все голы ты забивал практически с линии ворот.

— Так уж вышло. Сначала вошедший в штрафную Вася Баранов пробил в ближний угол. Сам не ожидал, что мяч пройдет под вратарем и остановится на линии ворот. Благо, двигаясь уже по инерции в направлении ворот, успел опередить защитника и протолкнуть мяч в сетку. А во втором эпизоде помог отличиться Илья Галюза, который, находясь на ударной позиции, не пожадничал и отдал пас мне.

— А ведь мог забить еще?

— Немного не повезло. Под занавес игры Антон Хромых подал справа на дальний угол вратарской. Я дотянулся до уходящего мяча, но, пробив головой, попал в штангу.

— Как считаешь, команда выбралась из психологической ямы, в которую попала после двух подряд поражений?

— Думаю, да. Тренерский штаб очень серьезно настраивал нас на игру с “Нафтаном”. Ведь победа в этом матче, во-первых, придала бы нам уверенности, а во-вторых, мы обходили бы новополочан в турнирной таблице.

— Для большинства читателей “ПБ” ты человек новый. Расскажи немного о себе.

— Начал заниматься футболом в могилевской ДЮСШ “Днепр” у тренеров Николая Лукьянчикова и Валерия Чаплыгина. А два года назад оказался во взрослой команде, которой сейчас пытаюсь помогать в меру своих возможностей.

Дмитрий ФИЛИПЕНКО

Анатолий Тихончик: наконец прорвало!

В выездной победе “Шахтера” над брестским “Динамо” немалая заслуга форварда солигорцев Анатолия ТИХОНЧИКА, который не только открыл счет в этой встрече, но и заработал ассистентский балл.

— Толя, в пяти играх кряду ты не уходишь с поля без забитого гола. С чего бы это так разошелся?

— Можно сказать, прорвало. И это меня самого очень радует.

— До этого в карьере столь продолжительные голевые серии у тебя случались?

— Нет, это мой личный рекорд за сезон. Бывало, отличался в трех играх подряд, но пятиматчевый голевой залп — такое со мной впервые.

— Зато с результативными передачами дело обстоит несколько похуже…

— Действительно, провожу уже шестой чемпионат, но успешно ассистирую партнерам, по-моему, лишь в двенадцатый раз. В этом сезоне, не считая ассистентского балла в Кубке Интертото, это моя первая удачная попытка выступить в роли подносчика снарядов. Но, согласись, главная задача нападающего — все-таки забивать.

— Насколько тяжело далась крупная выездная виктория?

— В Бресте “Динамо” для нас традиционно неудобный соперник. Последний раз увозили оттуда три очка в 2000 году. Поэтому победа над динамовцами с крупным счетом ценна вдвойне.

— Наверняка ты удостоился особой похвалы от главного тренера?

— Перед игрой Юрий Васильевич дал мне четкую установку — забить. С задачей я справился, поэтому и заслужил слова благодарности от тренера. А также наказ: и дальше продолжать в том же духе.

— А что за элемент из разряда ультра-си ты продемонстрировал брестским зрителям?

— Имеешь в виду удар через себя? Так в том моменте никакого пижонства или игры на публику с моей стороны не было. Серега Никифоренко навесил в штрафную площадь, и игровая ситуация диктовала в борьбе с защитниками единственное решение — пробить именно так. Получилось красиво. Жаль, немного не повезло с точностью. Но ведь сезон еще не закончен, верно?

Виктор КАЗЮЛИН

Юрий Мархель: снова забил в концовке

Забив гол в ворота “Дариды”, форвард жодинского “Торпедо” Юрий МАРХЕЛЬ сравнялся по бомбардирским показателям с лидером — борисовчанином Павлом Беганским. Правда, несмотря на обилие голевых ситуаций у нападающего, свой меткий удар он произвел лишь на предпоследней минуте матча.

— До первого гола у тебя было три стопроцентных момента, но мяч никак не шел в ворота.

— Вроде бы все правильно делал, но фатально не везло. То в штангу попадал, то чуть выше ворот, то мешал рикошет от ноги защитника…

— Не возникало отчаяния от подобной неблагосклонности фортуны?

— Нет. Очень хотелось реабилитироваться за множество нереализованных моментов, поэтому верил, что успею забить. И дотерпел — забил буквально за минуту до финального свистка. Кстати, это становится традицией: с “Днепром” тоже отличился в концовке.

— Когда получил пас от Дорошкевича, уже знал, как распорядишься мячом?

— Сработал автоматически: освободился от опекуна, срезал угол, убрал защитника и пробил рядом с дальней стойкой. Расположение вратаря, честно говоря, даже не видел.

— Судя по тому настроению, с которым вы рвали защитные порядки “Дариды”, особенно в первом тайме, не скажешь, что вашей команды коснулся психологический кризис, на который на послематчевой пресс-конференции намекнул Яков Шапиро.

— Не знаю, что Яков Михайлович имел в виду. По-моему, в команде нормальная обстановка. Конечно, после домашней ничьей с брестским “Динамо” ребята расстроились — игра-то была нашей, обязаны были выигрывать.

— Наверное, вам повезло в том, что встретились с “Даридой” в не лучшее для нее время — после ухода нескольких ведущих игроков?

— Возможно. Хотя не сказал бы, что на игре “Дариды” сказались какие-то финансовые проблемы. Ребята здорово сражались, играли не слабее, чем в первом круге.

— Несколько необычно выглядела торпедовская схема с тремя нападающими.

— Нам обязательно нужно было выигрывать, поэтому тренеры и решили использовать подобную схему. Можно сказать, рискнули. Судя по результату, вышло удачно. Ощущалось, что соперник чувствовал определенные проблемы с опекой, особенно крайних полузащитников, которые не возвращались назад.

— А вы сами сложности не испытывали?

— За ребят не скажу. Лично я — никаких. Наоборот, получил впереди огромную помощь от двух “крайков”. Стало намного больше прострелов и соответственно возможностей забить.

— Бросилось в глаза, насколько разные таймы провело “Торпедо”: в первом без конца штурмовало неприятельские ворота, а во втором играло осторожно, в основном на контратаках.

— Тактику диктовал счет. Попытались сохранить преимущество, к тому же устали, поэтому чуть “опустились”, сделали упор на контратаки. И, как оказалось, все сделали верно.

— Но ведь если бы при минимальном счете Шевчик не промахнулся по пустым воротам Селькина, все могло сложиться иначе.

— Да, Сереге за это надо сказать спасибо, “простил” бывших одноклубников. Конечно, пропусти мы тогда гол, пришлось бы гораздо труднее.

— Как тебе даридовский стадион?

— Плохо, что нет нормальных раздевалок, да и помыться негде. Но играть приятно, уютный стадиончик.

— После этого матча ты догнал в бомбардирской гонке Беганского. Однако борисовчанин пропустит ближайшие матчи из-за дисквалификации.

— Намек понял. Постараюсь воспользоваться благоприятной ситуацией и оторваться от Павла. Хотя бы чуть-чуть…

Александр ДОБРИЯН

КАЛЕЙДОСКОП

Максим Цыгалко вернулся в “Динамо”

Проанонсированный было переход форварда минского “Динамо” Максима Цыгалко в ярославский “Шинник” (Россия, Д1), увы, не состоялся. Даже несмотря на то, что белорус хорошо зарекомендовал себя во время просмотра. Так, выступая в двусторонней игре за второй состав против основного, в которой резервисты одержали победу со счетом 5:1, Максим забил мяч и отдал две голевые передачи. Правда, получил в этом матче ушиб голеностопа. Условия его перехода были уже согласованы клубами, но из-за возникших нюансов трансфер Цыгалко неожиданно сорвался, и в минувшую субботу он вернулся в расположение минского “Динамо”.

Дрозд в Дроздах едва не пострадал

Прямо-таки анекдотический случай произошел на матче дублирующих составов “Дарида” — “Торпедо” Жд, который состоялся в минувшую субботу в Минске на комплексе футбольных полей “Дрозды”. Во время разминки от сильного ветра, а скорее от слабого крепления, неожиданно рухнули… ворота, в которых находился торпедовский голкипер Андрей Дрозд. Повезло, что сетчатый прямоугольник завалился не вперед, а назад, не причинив футболисту увечья. И все же футболист выразил нежелание подвергать в ходе поединка свое здоровье опасности. Выход из создавшегося положения организаторы матча нашли гениально простой: представитель команды-хозяина всю игру выступал в роли своеобразного противовеса, ухватившись за ворота руками. Таким образом, Дрозд избежал участи попасть в клетку…

В Молодечно не слыхивали о пресс-конференциях

Принятое исполкомом БФФ решение о проведении после матчей национального первенства пресс-конференций с участием главных тренеров команд, увы, не всеми воспринимается как обязательное руководство к действию. Так, в минувшем туре снова “отличились” работники “Молодечно-2000”, не удосужившиеся организовать встречу наставников соперничавших команд с представителями масс-медиа. Пришлось репортерам, в том числе и корреспонденту “ПБ”, по старой недоброй памяти отлавливать Сергея Подпалого и Руслана Лукина в подтрибунном помещении, дабы получить от них комментарий поединка. Похоже, некоторые недобросовестные футбольные функционеры понимают лишь язык рубля. Настала пора вмешаться дисциплинарному комитету.

Впрочем, кое-где пресс-конференции если и проходят, то исключительно для проформы. Так, после матча “Дариды” с жодинским “Торпедо” группа журналистов долгое время тщетно искала помещение, где могла бы задать вопросы наставникам команд. Наконец им было указано на огромную комнату, которая никак не предназначалась для подобных рандеву. Хорошо хоть тренерам нашлось по стулу. Остальным же присутствующим пришлось изображать из себя стоячие статуи. А может, в этом и состояла задумка хозяев: стоя много вопросов не задашь…

Кстати, руководители “Дариды” обижаются на то, что на страницах “ПБ” их клуб является постоянным героем каких-либо недоразумений. И рады бы уделять новичку высшей лиги меньше внимания, да не получается. Рецепт один: не подставляйтесь!

Продолжая тему сотрудничества прессы и футбольных клубов, отметим и отрадный факт. В воскресенье впервые в сезоне была организована пресс-конференция в Бобруйске. Она венчала матч “Белшины” и минского “Динамо”. Правда, относительно участников мероприятия остались вопросы. Гости на встречу с журналистами делегировали Михаила Мархеля. Главе тренерского штаба столичного клуба Анатолию Байдачному повидаться с журналистами, вероятно, вновь помешал исключительный случай.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?