Интервью офлайн. Глен Хэнлон: я русский бы выучил только за то...
Однако сомнений в том, что обещание будет выполнено, не возникло. Долгожданные ответы на давно подготовленные вопросы пришли в конце минувшей недели. Ответы предельно откровенные, хотя и не очень исчерпывающие. Впрочем, судите сами.
— Вы были названы лучшим тренером нашей страны. Едва ли это оказалось для вас неожиданностью.
— Признание, бесспорно, приятно. Но я считаю, что наставники команд не заслуживают столь пристального внимания. Наш хлеб несравним с работой хоккеистов. Это им приходится решать сложные задачи, тратить уйму физических и психологических сил. И это они заслуживают всеобщего признания и почета.
— Второе и третье места в опросе заняли Михаил Захаров и Любомир Покович. Что скажете о конкурентах?
— Мне было бы сложно отдать кому-то предпочтение. Оба коуча — мастера своего дела.
— Мы почему-то уверены, что, окажись вы в роли опрашиваемого, в вашей тройке лучших непременно присутствовали бы и Эдуард Занковец, и Владимир Цыплаков.
— Несомненно, я очень высокого мнения о способностях обоих. Заметьте: прописку молодежной сборной Беларуси в группе “А” команда вернула под их руководством и без моего участия. Уверен, и Владимир, и Эдуард будут еще много лет приносить огромную пользу белорусскому хоккею.
— Предположим, вы продолжите сотрудничество с белорусской сборной, но в следующем году “Вашингтон” будет успешно выступать в Кубке Стэнли. Смогут ли ваши ассистенты самостоятельно подготовить команду к чемпионату мира в Москве, или нашей федерации нужно будет срочно искать нового главного тренера?
— Думаю, что Эдуарду и Володе все-таки еще рано становиться у руля национальной сборной. Через год, когда наберутся опыта, — другое дело.
— Довелось ли вам пообщаться с кем-либо из белорусских коллег, помимо ассистентов?
— Да, во время товарищеского матча с Украиной довольно плотно побеседовали с наставником “Гомеля” Владимиром Синицыным. Как коллега он произвел на меня сильное впечатление.
— Накануне чемпионата ваши подопечные нашли в себе смелость заявить о притязаниях на медали. Как позже выяснилось — с вашей подачи. Постановка сверхзадачи — часть вашей методики?
— Почему именно сверхзадачи? Бравада — не мой стиль. Я действительно верил в способность своих ребят сражаться за место на пьедестале и видел их заряженность на борьбу. К тому же в воротах у нас был Андрей Мезин, на мой взгляд, безусловно лучший голкипер минувшего первенства мира. До медалей, правда, мы так и не дотянулись, но все равно я доволен командой и игрой, которая была продемонстрирована нами в Латвии.
— Тезис “революция по Хэнлону” скоро станет крылатым. Считается, что вы знаете некий секрет, позволяющий сделать отличную команду даже из средних по меркам мирового хоккея исполнителей. Поделитесь тайной?
— Никакого секрета здесь нет. Главное — верить в своих парней. И чем больше я с ними работаю, тем больше крепнет эта вера. В мире нет ничего более мобилизующего, чем доверие. Когда человек чувствует, что на него надеются, ни минуты в нем не сомневаются, он способен творить чудеса. Работать с белорусскими хоккеистами приятно еще и потому, что они лишены эгоизма. То есть способны подчинить личные интересы командным. Это очень важно.
— Разочаровал ли вас неприезд в сборную нескольких ее лидеров — Салея, Кольцова, Калюжного?
— Нисколько. У них были свои причины пропустить мировое первенство, и нужно уважать чужие проблемы. Отстаивать честь своей страны на международной арене или нет — дело каждого, насильно заставлять никого не нужно. Кстати, я был очень расстроен травмой Страхова, который, знаю точно, горел желанием надеть форму сборной. Но на освободившиеся вакансии были приглашены другие, получившие шанс заявить о себе, что тоже неплохо. И дефицита лидеров не ощущалось. Так, Грабовский отлично проявил себя на не слишком привычной для него в последнее время позиции крайнего форварда. Здорово выступил Скабелка, несмотря на перенесенную незадолго до этого травму. Антоненко проводил на льду, возможно, чуть меньше времени, чем он привык, но в ключевых моментах не раз играл решающую роль. Дудик оказался бесценным при сдерживании передовых сил наших соперников… И это лишь некоторые примеры.
— Много ли припомните матчей за время сотрудничества с белорусской сборной, когда вы были абсолютно довольны командой?
— Достаточно. Прежде всего, конечно, победы над сборными Словакии и Швейцарии, успех в выставочной встрече с канадцами. Никогда не забуду восторг Дмитрия Дудика, отличившегося в поединке с “кленовыми листьями”.
— Во время тренировок и общения с журналистами вы при любом удобном случае старались переходить на русский. Это лишь из-за тяги к чему-то новому?
— Не только. Я действительно стараюсь освоить хотя бы первоосновы родного языка тех игроков, с которыми работаю. И в первую очередь для того, чтобы сказать им, насколько они мне близки и дороги, а это лучше делать на понятном им языке. Иногда чувств больше, чем слов.
— Уже не секрет, что в процессе работы со сборной вы серьезную ставку делаете на чувство патриотизма. Сложно ли было взывать к нему белорусов?
— Вовсе нет. Начнем с того, что я отлично знаю, что такое честь страны и флага. И уверен: для игроков это тоже не пустой звук. Когда на трибунах в Риге видел их семьи, это был очень волнующий момент.
— Между тем у вас, канадца, американский паспорт…
— И канадский тоже. Просто в Штатах я живу уже больше двадцати лет, с 82-го года, и у меня двойное гражданство. Так удобнее.
— Успех в Риге стал в какой-то мере компенсацией за неудачное выступление “Вашингтона” в минувшем сезоне?
— А кто говорит о неудаче? 70 очков, набранных “Кэпиталс” в регулярном чемпионате, даже несколько превзошли наши ожидания. В минувшем году команду пришлось собирать едва ли не с нуля. Мы сумели пригласить талантливую молодежь, провести несколько удачных трейдов. Уверен, команда на правильном пути, и нужно только время. В НХЛ создать команду- победительницу за один сезон практически невозможно, это все- таки не белорусская лига.
— После “рижской весны” вы стали едва ли не культовой фигурой для белорусских болельщиков. Приятно это осознавать?
— И вновь мы возвращаемся к тому, о чем говорили в начале интервью. Не нужно делать культ из тренера, он всего лишь выполняет свою работу. Герои — это те, кто жертвует собственным здоровьем, состоянием, временем на благо страны. Например, занимается благотворительностью. Но это к нашему цеху не относится.
— Почему же, в вашем случае говорить о благотворительности как раз уместно. Считаете нормальным, когда профессиональный коуч работает со сборной бесплатно? Или какое-то вознаграждение все-таки есть?
— Дело не в деньгах, я получаю огромное удовольствие от работы, что еще нужно? Когда я в лагере сборной, то ни я, ни приезжающие в гости члены моей семьи не испытывают нужды ни в чем, за что, кстати, отдельное спасибо шефу белорусской федерации господину Наумову.
— Второй год кряду вы работаете с командами, разделенными тысячами километров и океаном.
— Временами это не слишком удобно, но не считаю это невозможным. Думаю, подобная практика в ближайшее время будет завоевывать все большую популярность. Мир меняется, глобализация проникает во все сферы жизни. Сейчас возможно то, что еще десять-двадцать лет назад казалось бы фантастикой. С помощью того же Интернета я могу делать работу не хуже, чем сидя в офисе в Минске.
— Владимир Цыплаков решил пройти годичную стажировку в Лос-Анджелесе. Намерены ли вы помогать его профессиональному росту?
— Несомненно. Кстати, не вижу ничего ненормального в том, что параллельно с учебой Владимир будет возглавлять юношескую сборную Беларуси. В конце концов, она же не проводит шесть десятков матчей за сезон.
— Так или иначе, а благодаря вам белорусские любители хоккея обрели в последнее время веру в свою сборную. Что за эти два года приобрели вы?
— Неоценимый опыт общения с людьми и, конечно, новых друзей. Которыми считаю всех членов нашего тренерского штаба и игроков. Бог даст, увижу, как честь Беларуси на чемпионатах мира будут защищать дети моих подопечных.
Р.S. Некоторые из посланных Хэнлону вопросов действительно оказались возвращены в Минск без ответов. Как раз те, где мы настойчиво и разными уловками пытались выяснить, намерен ли канадец остаться у руля белорусской сборной. Впрочем, опыт общения с Гленом свидетельствует: намерен, пока официально и во всеуслышание не заявит об обратном.
Редакция выражает благодарность ФХРБ и лично Святославу Киселеву за помощь в подготовке материала.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь