ВОЗВРАЩЕНИЕ. Вячеслав Акшаев: это только начало
— В благополучном решении вашей командой задачи выхода в элиту мало кто сомневался. Предположу, что неистовой радости в стане подопечных это событие не вызвало…
— Спорить не стану. Бурных эмоций не было, получили лишь удовлетворение от хорошо сделанной работы. И только. В первой лиге достаточно команд, способных в отдельно взятом матче дать бой фаворитам, однако для решения более серьзных задач они не готовы. Я понимал это, потому в успехе был уверен.
— Расскажите историю вашего прихода в МТЗ-РИПО.
— Не секрет, что я собирался покидать “Молодечно”, где откровенно устал мучиться. Решение об увольнении ускорил звонок из Минска. Звонил Аркадий Ханонович Шкляр, ректор РИПО, являющийся руководителем клуба. Встретились, поговорили, обсудили детали. Общение оставило приятное впечатление. Предложение понравилось, решил попробовать…
— Уровень не смутил? Все-таки первая лига…
— Главное — не статус турнира, а организация и условия труда. Чем болтаться в сильнейшем дивизионе, не будучи уверенным в завтрашнем дне, лучше поработать рангом ниже, но без нервотрепки.
— Чем еще вас привлек столичный вариант продолжения тренерской карьеры?
— Прежде всего перспективой. Я почувствовал, что МТЗ-РИПО — это не проект-однодневка. И в серьезности подхода убеждаюсь едва ли не каждый день. Руководством клуба ведется очень дальновидная политика, краеугольный камень которой — надежные кадровые тылы. Сегодня в структуре МТЗ дочерние команды десяти возрастов. Наши мальчишки вышли в полуфинал турнира “Хрустальный мяч”, несколько 16-летних ребят в составе юношеской сборной Юрия Пышника отправились в Швейцарию на отборочный турнир чемпионата Европы. Детские команды участвуют во многих соревнованиях, в том числе и международных — например, во Франции, Санкт-Петербурге. Короче говоря, фундамент прочный. Это вдохновляет. Тем более что клуб, по сути, делает первые шаги, находится на стадии становления.
— Каковы успехи МТЗ-РИПО в развитии инфраструктуры?
— Пока их немного. На данный момент мы имеем в распоряжении стадион “Трактор”. Кстати, планируется, что в будущем сезоне в его подтрибунных помещениях разместится клубный офис. Более поздняя перспектива — строительство неподалеку от арены двух полей с искусственным покрытием.
Тренируемся пока в Стайках, но уже в Минске найдено место, где со временем будут созданы все условия для полноценного учебно-тренировочного процесса. В этом направлении ведется колоссальная работа, финалом которой станет соответствие МТЗ-РИПО всем нормам УЕФА, касающимся лицензирования клубов.
— Известно, что вы сегодня больше чем главный тренер…
— Да, моя задача подвести все возрастные подразделения под единое начало, разработать общую программу развития. Например, по подобию зарубежных клубов, начиная с определенного возраста, все команды МТЗ-РИПО будут действовать по единой тактической схеме. Работу детских тренеров подведем под общий знаменатель, что обеспечит безболезненный переход игроков из детско-юношеского футбола во взрослый. Потихоньку при клубе создается научная группа. Пока ее в единственном лице представляет Дмитрий Касенок. Он — старший преподаватель Академии физической культуры, выполняет научно-методические функции в штабе юниорской сборной Павла Родненка. Надеемся подыскать ему хороших помощников.
— В общем, планов — масса?..
— Есть задумка создать футбольную академию, в которой те десять-одиннадцать команд, что уже есть при клубе, помимо футбольной науки, получали бы среднее образование.
Сделано немало, но еще больше работы впереди. Система, повторюсь, действует недолго и требует совершенствования и дополнительных финансовых вложений. При утверждении сметы клуба на следующий год учитываются все детали.
— Давайте вернемся к вашему приходу в МТЗ-РИПО. В какой мере вы подвергли изменениям действия команды на поле?
— Каждый тренер ставит игру сообразно своему пониманию футбола. Скажем, кое-какие коррективы я внес в тактику. После появления в команде Виталия Рогожкина мы перешли на линейное построение в обороне, апробированное мной еще в “Белшине”. Ему следовали на протяжении всего второго круга и лишь в важном кубковом матче против “Торпедо”-СКА из-за опасений за результат вернулись к схеме с либеро.
— Судя по результатам команды, переход на линейную расстановку обошелся без последствий.
— Если не брать в расчет вратарские оплошности, порядка в обороне прибавилось. Пострадала разве что зрелищность, но это неминуемо — построение четыре в линию изначально предполагает строгость в игре.
— К неудачам сезона стоит отнести два поражения — в гостях от “Локомотива” и от “Немана” в Кубке.
— Не скрою, проигрышу в Гродно расстроились. Ведь в предыдущей стадии победили минское “Торпедо”, сыграв один из самых ярких матчей в сезоне. Да и шанс в первый же год попасть в еврокубки тоже потеряли. Но, видно, сразу ничего не бывает. Впрочем, игру с “Неманом” в пассив не заношу. Первый тайм мы провели неплохо, пока роковую ошибку не допустил вратарь Михайлов. Не случись ее, исход встречи был бы под большим вопросом. Краснеть нам не за что. Для тех же гродненцев Кубок — единственная возможность выйти в Европу.
Витебск? Немалая часть вины за то поражение лежит на мне. Не справился с эмоциями. Теперь понимаю, что, наверное, стоило поставить во главу угла результат, сыграть осторожно, с оглядкой на свои ворота. Нас ведь там вполне и ничья устраивала. Однако в городе из матча сделали чуть ли не политическое событие, накалили страсти…
— Вокруг битвы фаворитов лиги?
— Дело не в этом. Перед “Локомотивом” поставлена задача: быть выше РИПО, но под РИПО подразумевается не команда, а конкретная фамилия. Меня вывели из равновесия, я завелся, решил сыграть в открытую и проиграл. Хотя качество показанного футбола было неплохим.
— Действие равно противодействию. Раз Витебск стремится быть выше Минска, значит, со стороны Минска есть ответное желание…
— Ну какая разница — первый ты или второй? Что, на кону путевки в еврокубки? Никаких привилегий это не дает. В любом случае все по местам расставит только высшая лига. Впрочем, теперь, когда членство в ней нами забронировано, пожалуй, есть смысл озадачить команду достижением наивысшего результата.
— Следовательно, дуракавалянием в трех заключительных турах МТЗ-РИПО заниматься не намерено?
— Даже если бы хотели, не стали бы этого делать. Любой из футболистов прекрасно понимает, что место в основном составе на будущий сезон не гарантировано никому. За него нужно бороться. На финише чемпионата — с двойной энергией.
— За вашими словами скрываются грандиозные селекционные замыслы…
— Глобального доукомплектования не будет. Это противоречит идее развития клуба. Но от точечных приобретений не откажемся. Игру нужно усиливать.
— Этот состав МТЗ-РИПО на что сгодился бы в элите?
— За выживание не боролись бы точно. Скорее всего, финишировали бы в середине таблицы. Считаю так, исходя из игры, показанной в кубковых матчах против “Торпедо”-СКА и “Немана”.
— Будущее укрепление рядов наверняка подчинено решению более возвышенных задач в сезоне-2004…
— Я не понимаю стремления некоторых стать, к примеру, седьмыми или девятыми. В таблице есть зона еврокубков и остальные места. Конечно, мне хочется бороться за медали. Но реальность достижения такой цели зависит от клубного бюджета на сезон. Когда его утвердят, у меня возникнет ясность на предмет турнирных возможностей команды. Пока же вопрос с финансированием полностью не решен.
— Вы довольны своей теперешней жизнью?
— Наша профессия непредсказуема. В свое время и не предполагал, что из Витебска придется уехать. Однако пришлось. С энтузиазмом собрался работать в Гомеле. Что из этого вышло — известно. Выиграл золото с “Белшиной”. Наконец-то, думаю, все наладилось. Будущее связывал только с Бобруйском. Опять не сложилось…
Сиюминутными затеями, признаться, уже сыт по горло. Мне хочется верить, что МТЗ-РИПО — всерьез и надолго. С этого, собственно, и начинался наш первый разговор со Шкляром. Ему тяжело. Честно говоря, я удивляюсь, как может человек в наших условиях тащить такой воз. Но он тащит. И сегодня мне не на что жаловаться. Хотя и без неприятностей не обходится. Бобруйское чемпионство вон до сих пор мусолят, чуть ли не в упрек ставят…
— Имеете в виду откровения Юрия Чижа на страницах нашей газеты?
— После этих откровений я неделю не мог прийти в себя. Хорошо, потом Яков Шапиро, мой давний знакомый, успокоил: “Да не бери ты в голову. Ну кто тебя тронул? Бесков? Трапаттони?..” А действительно — кто?..
Больше не переживаю. У меня и своих забот хватает.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь