ТУР 27. ГВОЗДЬ ТУРА. Слова и слава
ИНСПЕКТОР: В.Вяткин (нк, Бобруйск).
ШАХТЕР (5,29): Мартешкин (к) — 5 / Серегин — 6, Турдыев — 5,5, Будаев — 5,5, Белоусов — 6 / Т.Калачев — 5,5 (Борель, 84 — б/о), Леончик — 5,5, Никифоренко — 4,5, Юревич — 5 / Слесарчук — 5 (Трепачкин, 59 — 5), Тихончик — 5 (Новик, 90 — б/о).
Запасные: Беспанский, Ласовский, Герасимович, Подрез.
ДИНАМО (5,19): Ю.Цыгалко — 5,5 / Тигорев — 5,5, Распопов — 5,5, Павлючек — 6, Ковальчук (к) — 5,5 / Д.Калачев — 5, Греньков — 4,5, (Рожков, 32 — 5), Сокол — 5, Володенков — 5,5 (М.Цыгалко, 81 — б/о) / Корниленко — 5 (В.Маковский, 64 — 5), Баба Адаму — 4,5.
Запасные: Копанцов, Поляков, Соколенко, М.Маковский.
ФОРМА КОМАНД: желтые майки и трусы — белые майки и трусы.
ГОЛЫ: 0:1 — Володенков (36). 1:1 — Серегин (38-г, пас — Т.Калачев, со штрафного).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Т.Калачев (5, за грубую игру), Володенков (25, за задержку соперника руками), Рожков (57, за систематические вмешательства в действия судьи), Тигорев (61, за откидку мяча после остановки игры), В.Маковский (76, за грубую игру), М.Цыгалко (83, за задержку соперника руками), Леончик (86, за грубую игру), Распопов (90, за задержку соперника руками).
УГЛОВЫЕ: 5 (4+1) — 4 (2+2).
УДАРЫ ПО ВОРОТАМ: 10 (6+4) — 10 (6+4).
В створ ворот: 5 (3+2) — 3 (2+1).
В штанги и перекладины: 0 — 0.
Мимо ворот: 5 (3+2) — 5 (3+2).
Блокированные: 0 — 2 (1+1).
ФОЛЫ: 14 (9+5) — 27 (12+15).
ОФСАЙДЫ: 2 (1+1) — 1 (0+1).
В начале июля Юрий Вергейчик первым из белорусских коллег поставил ничейную подножку Анатолию Байдачному. Главный тренер “Динамо” в ту пору еще не получил статуса наставника сборной, а только о нем мечтал, потому радел об имидже и еще не рисковал перекладывать послематчевое общение с журналистами на плечи второго ассистента. Тогдашняя пресс-конференция врезалась в память прежде всего широковещательным обещанием Байдачного, заставившим журналистов с азартом охотников ждать повторной встречи “Шахтера” и “Динамо”: “Уверяю вас, что во втором круге в гостях у “Шахтера” все для нас сложится гораздо проще. К тому времени у нас будет другая команда…”
Когда читаешь эти слова, так и представляешь сцену: установка в солигорской раздевалке и тренер “Шахтера”, вслух зачитывающий означенную цитату из “ПБ”. Настрой хозяев был наверняка замешан не только на чувствах, кои должно пробуждать в нормальных мужиках столь открытое небрежение. Здесь была еще и сверхострота турнирной ситуации, не отдалившей соперников вопреки чьим-то июльским ожиданиям, и биографическая привязка к “Динамо” сегодняшнего горняцкого костяка.
О мотивации минчан говорить и вовсе излишне. Который месяц играя без права на малейший турнирный сбой, они подошли на пути к золоту к солигорскому Рубикону, который уже четвертый год не покоряется в чемпионатах никому. Едва ли даже сам Байдачный назовет сейчас свою команду “другой” в сравнении с июльским ее вариантом. Естественный отбор, почти по Дарвину, отправил в резерв и лазареты практически всю компанию новобранцев, свезенных тренером из ближнего зарубежья. Круг проб и ошибок замкнулся, пожалуй, с возвращением в состав юного стоппера Кирилла Павлючека. Воскресной талантливой и зрелой игрой он лишний раз заставил недоумевать по поводу недавнего затянувшегося отлучения от основы.
Это был матч, в исходе которого едва ли не все решила боевая изготовка оборонительных линий. Надежные действия защитников объясняют явный дефицит не то что реальных голевых угроз — просто ударов по воротам. Хотя бы в этом контексте никак не сказать, что “Динамо” было “гораздо проще”, нежели в июле. Та результативная (2:2) ничья была украшена ярким противостоянием тактик, ориентированных на атаку. Эта превратилась в сшибку характеров, в которой не место мягкотелым. Потому динамовский штаб и отозвал так быстро с поля опорного хавбека Гренькова, явно уступавшего в твердости кости своему визави Леончику. А низкую продуктивность команд в атаке можно отчасти объяснить тем, что в обеих выпали из игры определенные на роли подносчиков снарядов — Никифоренко и Сокол.
Главные события разворачивались на флангах. У минчан там традиционно и умело заправляли хавбеки Володенков и Калачев-старший. Со стороны солигорцев им почти на равных оппонировали Калачев-младший и Юревич. Небольшое различие было лишь в том, что у хозяев злее и активнее в подыгрыше смотрелись крайние защитники — экс-динамовцы Серегин и особенно Белоусов. Первый из них справедливо, по совокупности былых столичных унижений и последующих солигорских заслуг, стал автором ответного гола своей команды, в отчаянном броске замкнув головой фланговый навес Тимофея Калачева со “стандарта”.
А двумя минутами раньше “бело-голубые” открыли счет, когда первый и последний раз за весь матч неожиданно легко взорвали хозяйские редуты в самом центре. Помогла грубая ошибка шахтерского вратаря. Мартешкин имел целую вечность, чтобы как следует подстроиться под подачу-зависушку Баба Адаму с левого угла поля. Но вместо уверенной ловли либо выноса мяча получился несмелый тычок кулаком. Предусмотрительно дежуривший в пяти метрах Володенков одним ударом с границы штрафной доказал, что является мастером не только голевых передач.
…Лейтмотивом второго тайма стали судейские свистки и мелькание желтых карточек, с помощью которых рефери Шмолик удержал в узде непростой для судейства матч. Тренерские штабы до конца сражались за так необходимый обеим сторонам гол. Каждая замена была направлена на усиление атакующей составляющей игры, но эффекта ни одна из них не принесла. Главное же визуальное отличие первокругового “Динамо” от нынешнего — темнокожий Баба Адаму — в очередной раз насторожил неспособностью быть заметным на фоне мало-мальски серьезного сопротивления. На белорусских полях ганский форвард забивал пока командам исключительно из нижней половины табличного реестра…
Послематчевые настроения в обеих раздевалках были одинаково похоронными. Стать чемпионом “Динамо” сможет теперь лишь при экстраординарном стечении обстоятельств в трех финишных турах. “Шахтеру”, метившему туда же, остается почитать за счастье любые медали.
У одного из самых цитируемых прозаиков современности серба Милорада Павича есть виртуозный пассаж: “Каждый из нас выводит гулять свою мысль впереди себя, как обезьяну на поводке”. От себя добавим: если ваши мысли — о славе, лучше постараться соответствовать задуманному, нежели без меры удлинять поводок.
Пресс-конференция
Михаил МАРХЕЛЬ (Динамо):
— Ясно, что это был один из центральных матчей заключительного отрезка чемпионата. Задача стояла одна — победить, чтобы продолжать борьбу за первое место. К сожалению, мы ее не выполнили. Игра оправдала ожидания в том смысле, что на первый план вышли морально-волевые качества, желание победить. У нас не у всех они просматривались. Этим, например, вызвана замена в первом тайме Гренькова. В целом игра была равная, с обоюдными шансами. А итог в принципе закономерен.
Юрий ВЕРГЕЙЧИК (Шахтер):
— Игра была похожа на боксерский поединок. Никто не хотел уступать, было много борьбы. Мы тоже не выполнили задачу, поставленную на этот матч. Это уже сейчас сказывается на турнирном положении. При неплохой игре оказались на пятом месте. Но я рад, что мы, несмотря на разного рода предматчевые разговоры, сохранили честь и подтвердили, что “Шахтер” по праву в числе лидеров белорусского чемпионата. Тоже считаю ничью закономерным итогом, хочу поблагодарить за игру соперника и пожелать ему удачи.
ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ
Тимофей Калачев провел 100-й матч в чемпионате.
Виталий Володенков набрал 70-й балл (15+55) по системе “гол +пас”. К тому же динамовец в 4 последних играх набирает очки — 6 (1+5).
“Шахтер” забивает в 13 домашних играх кряду.
Солигорцы не знают поражений в 46 последних матчах на своем поле (с 27 августа 2000 года). До достижения минского “Динамо”, установленного в сезонах 1994-98 (48 игр подряд без поражений), уже рукой подать.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь