Велошоссе. Экономим на будущем

16:47, 26 сентября 2006
svg image
1385
svg image
0

Итальянец в чистом спринте опередил корифея этого упражнения Эрика Цабеля и испанца Алехандро Валверде, завоевавшего уже третью медаль на чемпионатах мира, но вновь не золотую. Ликование Сверчка объяснимо: в короне блистательных достижений олимпийского чемпиона и победителя многих классических гонок только этого бриллианта и недоставало.
А что же белорусы? Беглый взгляд на протоколы может натолкнуть на мысль, что они стали чужими на этом празднике, затерявшись где-то в массовке. Но подобное наблюдение всегда слегка опрометчиво, коль дело касается велоспорта. Здесь можно возглавлять гонку на большем ее протяжении, находиться в шаге от победы и быть хоть трижды фаворитом, но к финишу приехать в рядах аутсайдеров, будучи не в силах удержаться под давлением всесокрушающей волны пелетона. В этой непредсказуемости и кроется главный секрет неувядающей, несмотря на все допинговые скандалы, популярности шоссейных велогонок.
И хотя прошлогоднее 28-е место Александра Усова в групповой гонке оказалось недостижимым ни для одного из наших гонщиков, необходимо признать, что на первенстве в Зальцбурге ребята выступили намного ярче. Парадокс, скажете вы. Отнюдь. Дело в том, что в велоспорте, по крайней мере в групповой гонке, полноценном успехом считается только первое место. Второе и третье — что-то среднее между удачей и разочарованием. А остальные позиции особого значения не имеют — неважно, четвертый ты или сотый. Именно такая логика царит в мире профессионалов, в велосипедных странах Европы, жаль только, она вряд ли будет понятна нашему Минспорта.
В велогонках, даже если ты недостаточно силен для победы в этот конкретный день, важно не быть статистом, исполнять заметную роль, и с этой задачей белорусы справились. Наибольшие надежды резонно связывались с гонкой андеров. Бронислав Самойлов и Андрей Куницкий уже несколько лет пребывают в качестве восходящих звезд, имея предложения от сильных команд. Но проявить себя на чемпионате мира им пока не удавалось. Как известно, очень многое зависит от рельефа трассы. А круг в Зальцбурге, несмотря на два непростых подъема, благоволил финишерам. Универсалы Самойлов и Куницкий выдающимися спринтерскими качествами не отличаются, и поэтому им нужно было рисковать, искать свой отрыв. Куницкий активничал в дебюте, но без особого успеха. А вот акция Самойлова, предпринятая за 30 километров до финиша, получилась впечатляющей. Бронислав стал героем последней части гонки, в одиночку (!) уехав от пелетона и настигнув группу беглецов, долгое время маячивших впереди. До финиша оставалось недалеко, и им бы развивать преимущество, составлявшее чуть менее минуты. Но именно в этот момент наработавшиеся попутчики Самойлова “спеклись”, а продолжать битву в одиночку против сплоченной основной группы не смог бы ни Самойлов, ни Винокуров, ни Армстронг.
Остается задать риторический вопрос, почему при четырех лицен- зиях в гонке андеров на старт вышли лишь два белорусских гонщика. Ведь групповая гонка — это лотерея. А шанс сорвать джек-пот тем выше, чем больше билетов. Допустим, остальные молодые ребята не столь сильны, как два ведущих гонщика, но тогда они могли оказать существенную помощь лидерам в борьбе с конкурирующими командами. Работа друг на друга, отвлекающие маневры, ложные атаки — все это могло значительно разнообразить действия и упростить задачу для того же Самойлова. Да и в целом чемпионат мира — прекрасная школа и возможность реально оценить перспективы для подающих надежды ребят. А еще это вероятность попасть на заметку в зарубежные команды, ведь в Беларуси, увы, нет условий для совершенствования мастерства на профессиональном уровне. Хотя хороших тренеров и одаренных ребят достаточно. И жалко, когда они зарывают свой талант, не получая даже шанса.
В Сивцова, Кириенко, Кучинского федерация в свое время поверила, и сейчас они уже не лежат бременем на бюджете, а приобретают экипировку в клубах и добираются на соревнования за собственный счет. Пусть в Зальцбурге ребята не заняли высоких мест, зато показали, что белорусский шоссейный велоспорт жив и более того — конкурентоспособен, даже в состязании с мегазвездами из таких стран, как Италия, Испания, Франция, где этот вид обладает завидной массовостью и притягивает огромное внимание.
Кучинский, например, был самым заметным участником в первой группе отрыва. Ее преимущество над пелетоном составляло более 15 минут, да вот беда: до финиша оставалось еще более 100 километров. Сохранившие много сил фавориты легко разрушили замыслы беглецов. В череде последовавших атак пытался отыскать шанс любитель подъемов Сивцов, некоторое время лидировавший вместе с двумя попутчиками. Но 25-летний гомельчанин все-таки еще не созрел для победы над такими асами, как Беттини и Валверде. Тем более что гонка, как и две предыдущие, закончилась групповым спринтом. В нем белорусской ставкой был Александр Усов, но он оказался чуть позади основных событий. Немного отстает и наш шоссейный велоспорт. Хотелось бы, чтобы не навсегда…

Олег ИВАНОВ, главный тренер сборной:
Считаю, ребята выступили на чемпионате мира на своем уровне. Единственное, мы ждали чуть больше от Куницкого в индивидуальной гонке, но пока не могу сказать, что помешало Андрею. Зато выше всяких похвал показал себя Кириенко. Шестое место в гонке с раздельным стартом — очень хороший результат.
Почему мы не использовали имевшиеся в распоряжении допуски? Просто посчитали, что оставшиеся за бортом спортсмены не соответствуют уровню чемпионата мира. Например, на первенстве Европы выставили команду из пяти андеров, но лишь двое — Самойлов и Куницкий — доехали до финиша. Они и отправились в Австрию. Может быть, это неоднозначное решение, но оно было принято на тренерском совете.
В женских соревнованиях мы планировали заявить двух спортсменок. Но, как на беду, обе выбыли из строя. Ольга Гаева простудилась, а Елена Ситько получила травму на соревнованиях в Беларуси. Что касается Татьяны Шараковой, то она в этом году сама решила строить подготовку с упором на трек, а не на шоссе.

Евгений СЕНЮШКИН, первый белорусский профи:
— В гонке андеров Беларусь имела право заявить четырех гонщиков, но, видимо, по финансовым причинам этой возможностью мы не воспользовались. В результате Самой- лову и Куницкому пришлось противостоять полноценным командам других стран из семи-восьми человек. Судя по всему, перед Куницким стояла задача отбираться в группы отрывов в надежде, что одна из них доедет до финиша. Андрей в начале гонки поучаствовал в побеге, но в дальнейшем был незаметен. Самой- лова нацеливали на активные действия в конце гонки. Он предпринял эффектную атаку, но соперники знали его слишком хорошо и понимали: если Бронислава отпустить далеко, то он вполне способен стать чемпионом мира. Увы, такой возможности белорусу не предоставили.
Что касается элиты, то наши велосипедисты сделали, на мой взгляд, все, что могли. Кучинский продемонстрировал хорошую работу в отрыве, имевшем 15 минут преимущества перед пелетоном. В таких авантюрах необходимо участвовать, ведь это все-таки шанс на успех. Сивцов на финишной части дистанции ехал впереди, пусть и непродолжительное время, пока его не догнали. Задачей Усова было удержаться в основной группе и он почти с ней справился, отстав только на последней горке. В целом белорусы выдали одно из самых ярких выступлений за последние годы. Раньше мы среди профессионалов и представлены почти не были, а сейчас показали себя всему миру. В Зальцбурге выступало трое ребят, а через год Беларусь, возможно, получит четыре лицензии в групповой гонке.
Однако этого все равно недостаточно, чтобы на равных противостоять таким сильным командам, как Италия и Испания. У нас много других проблем, а главная — катастрофически малое количество соревнований, не говоря уже об их качестве. За сезон в Беларуси проводится от силы 35 гонок, тогда как для поддержания формы спортсмену необходимо соревноваться около 75 дней в году.

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ЗАЛЬЦБУРГ (Австрия)

23.09. АНДЕРЫ (мужчины-непрофессионалы не старше 23 лет). 177,2 км (178 участников). 1.Г.Цолек (Германия) — 4:00.50 (Vср. — 44,146 км/ч). 2.Р.Фейю (Франция), 3.А.Хатунцев (Россия), 4.Ф.Гавацци (Италия), 5.Ж.Ванендерт (Бельгия), 6.Р.Гесинк (Голландия). 7.Й.ван Эмден (Голландия) — +0.04. 8.С.Колесников (Россия) — +0.05… 63.А.КУНИЦКИЙ — +0.12… 115.Б.САМОЙЛОВ (оба — Беларусь) — +6.55.

23.09. ЖЕНЩИНЫ. 132,6 км (136 участниц). 1.М.Фос (Голландия) — 3:20.26 (Vср. — 39,783 км/ч). 2.Т.Воррак (Германия), 3.Н.Кук (Великобритания), 4.Н.Кантеле (Италия), 5.П.Доппманн (Швейцария), 6.Э.Вуд (Австралия), 7.А.Бейтлер (Швейцария), 8.Н.Брэндли (Швейцария) — у всех то же время.

24.09. МУЖЧИНЫ. 265,8 км (198 участников). 1.П.Беттини (Италия) — 6:15.36 (Vср. — 42,476 км/ч). 2.Э.Цабель (Германия), 3.А.Валверде (Испания) — у обоих то же время. 4.С.Санчес (Испания), 5.Р.Макьюэн (Австралия), 6.С.О’Грэди (Австралия), 7.У.Мурн (Словения), 8.А.Бочаров (Россия) — все +0.02… 56.К.СИВЦОВ — +1.25… 61.А.УСОВ — +1.53. А.КУЧИНСКИЙ (все — Беларусь) — сошел.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?