ОФИЦИАЛЬНО: Геннадий Невыглас: мода не догма
— Геннадий Николаевич, завершен ваш первый сезон во главе ассоциации БФФ. Какова его общая оценка? Насколько реальность разошлась с предварительными представлениями?
— Считаю, сезон прошел нормально. И он показал: у белорусского футбола есть хорошие перспективы. Впрочем, я думаю, болельщики в этом никогда не сомневались. Если говорить о конкретных событиях, то порадовал успех молодежной команды и ее выход в финальную часть чемпионата Европы. Полагаю, что и по игре, и по результатам наши ведущие клубы также должны были выступить куда достойнее в европейских турнирах. Как и национальная сборная.
— Что из сделанного вы в первую очередь относите к достижениям вашей управленческой команды?
— Мы одними из первых в Европе разработали новый устав ассоциации, получивший высокую оценку УЕФА и ФИФА. По словам доктора юридических наук, члена исполкома УЕФА Джозефа Мифсуда, наш устав — самый современный в Европе. Впоследствии коллеги из хоккейной федерации Беларуси пошли по нашему пути: реорганизовались в объединение юридических лиц и взяли за основу именно наш устав.
Был подписан указ главы государства, который значительно улучшил финансовое положение наших клубов. На хорошем уровне обеспечена подготовка к соревнованиям всех наших сборных, в том числе и женских, что незамедлительно отразилось на их выступлениях. Решили поставленные задачи на европейских турнирах юношеские команды, а молодежная и вовсе устроила своей победой отменный спортивный праздник в стране.
В сентябре в Минске проходил отборочный турнир среди юниоров (U-19). Он был организован и проведен на хорошем уровне, о чем свидетельствует высокая оценка УЕФА.
С удовлетворением хотелось бы отметить, что положенная в основу деятельности ассоциации стратегия сосредоточения основных усилий на детском и юношеском футболе себя оправдывает.
В прошедшем сезоне ассоциация, по моему мнению, выполнила главную задачу — всесторонне обеспечила проведение чемпионата страны и соревнований всех уровней. Конечно, проблемы были, мы получали новый опыт организационной деятельности в условиях, которые тепличными никак не назовешь. Но, выражаясь военным языком, в решении всех возникающих задач проведено боевое сплочение команды, что принесло и в дальнейшем будет приносить свой результат.
— Насколько глубока была степень перестройки управленческих схем? Что стояло за введением в штатное расписание должности гендиректора, которую занял Леонид Дмитраница? Как соотносятся при этом по степени приоритетности полномочия: его — и ваших заместителей, его — и генерального секретаря Вадима Жука?
— До настоящего времени управленческая система ассоциации не претерпела существенных изменений. Однако в связи с окончательным утверждением нашего устава ФИФА и УЕФА мы готовим изменение системы управления, которая должно соответствовать требованиям международных футбольных организаций и наших уставных документов. Функции между работниками будут распределены таким образом, чтобы добиться наиболее оптимального функционирования системы управления. Надеюсь, мы идем правильным путем.
В отношении функций заместителей председателя, генерального директора и генерального секретаря… Мне кажется, не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет. Никаких иных причин, кроме приведения структуры и функций ассоциации в соответствие с международными стандартами, здесь нет. Все это подробно изложено в уставе.
О структуре управления скажу кратко. Руководство всем процессом сегодня осуществляет председатель ассоциации и его заместители, генеральный директор курирует аппарат и отвечает за финансово-хозяйственную деятельность, а генеральный секретарь ведет вопросы международных контактов. Все тут просто и ясно.
— Ваш комментарий к итогам эпопеи с признанием легитимности нового руководства ассоциации БФФ на уровне ФИФА и УЕФА. Насколько можно считать эту тему закрытой? Как оцениваете взаимоотношения с руководством этих международных федераций на уровне личного общения — официального и в неформальной обстановке?
— Я отношусь к этому по-философски: все что ни делается — к лучшему. Мы приобрели неоценимый опыт во взаимоотношениях с международными футбольными организациями. Убедились, что белорусский футбол — полноправный член международного футбольного сообщества. А что касается легитимности, то на мое имя пришли поздравления с избранием на должность практически от всех национальных ассоциаций — а их более двухсот.
О взаимоотношениях с руководством ФИФА и УЕФА могу сказать: у нас устанавливаются самые добрые и теплые отношения. И, что самое главное, международные футбольные организации, видя, какое внимание футболу уделяет у нас государство, проявляют искреннюю заинтересованность в развитии белорусского футбола.
— Просчеты и неудачи сезона? “Шишки”, набитые лично вами?
— Крайне неуверенное выступление наших футбольных команд — как сборной страны, так и флагманов национального первенства — на международном уровне. Вот главная неудача сезона, внешний фасад нашего национального футбольного здания. С таких позиций приходилось отыскивать пути для восхождения и возрождения белорусского футбола.
— Тема национальной сборной. Насколько своевременной, на ваш сегодняшний взгляд, была замена на тренерском посту главной команды страны? Готовы ли вы без дипломатических условностей и экивоков в сторону былых заслуг говорить о причинах провала в завершенном отборочном цикле?
— Замена главного тренера, может, и выглядит запоздалой, но она сама по себе, как вы понимаете, уже не могла и не способна была быстро изменить ситуацию. В функционировании института национальных сборных сложился целый клубок проблем, который мы будем решать комплексно.
— При назначении главным тренером сборной Анатолия Байдачного на заседании исполкома федерации вы четко обозначили позицию в отношении совмещения тренерских постов в сборной и клубе: до завершения сезона. Вернулись ли вы уже к обсуждению этой весьма острой, на наш взгляд, проблемы? Какова сегодняшняя ситуация? Не претерпела ли изменений ваша позиция?
— Нет, моя позиция всегда оставалась неизменной: совмещения постов главного тренера в клубе и национальной команде после окончания сезона быть не должно. Правда, разрешилась ситуация сама по себе — на клубном уровне.
— Как вы, кстати, оцениваете отрезок, уже проведенный сборной под началом Анатолия Байдачного? Какие задачи будут стоять перед главной командой в новом отборочном цикле? На наш взгляд, в общих чертах об этом можно говорить, не дожидаясь жеребьевки отборочных групп.
— Те две официальные игры, которые провела наша сборная под руководством нового тренера, каждый может оценивать строго в рамках своих пристрастий. Кто-то видит прогресс. Другой может узреть продолжение прежней ситуации. Меня приятно удивило начало матча с командой Чехии, хорошее включение в игру новых футболистов. Я также считал недостойным делом проигрывать в последнем матче Молдове.
Безусловно, тренеры могут иметь свой взгляд на рабочий процесс. И я вижу желание тренерского штаба нащупать нити новой игры, отыскать и проверить в деле новых исполнителей. Но сама по себе замена тренерского штаба в нынешней ситуации еще далеко не все, что необходимо нашей сборной. Нужно переводить весь процесс создания и функционирования сборных команд на современный профессиональный научный уровень, в чем мы в последние годы изрядно опаздываем.
— Тренерские посты в клубе и молодежной сборной не первый сезон совмещает и Юрий Пунтус. Не логично ли ратовать за прекращение и этого совмещения?
— Мы думаем и над этой проблемой. Здесь, конечно, есть своя специфика. К тому же в молодежной сборной в отличие от национальной есть хороший базовый клуб — борисовский БАТЭ. И эта практика приносит неплохой результат. Молодежная сборная по сравнению с национальной в этом сезоне показала невиданное для нашей обычной практики дело — смогла в ходе отборочного турнира прибавлять от игры к игре. И потрясающе собраться на самый главный, решающий матч сезона. Это заслуга игроков и особенно — тренерского штаба. Нам нужно внимательно изучить этот опыт. А вы предлагаете взять и все сломать ради модной схемы и формулы…
Конечно, мы думаем о более далекой перспективе, прорабатываем различные варианты подготовки “молодежки” в рамках единого института всех сборных команд. Но однозначного решения тут пока не найдено.
— Получит ли Байдачный право самостоятельно сформировать тренерский штаб по всей вертикали — от юношеской до национальной команд страны? Если да, то каким вам видится разрешение очевидного межличностного антагонизма Байдачный — Пунтус? Он, к слову, сформировался, главным образом, по причине их противостояния на клубном уровне.
— Знаете, я не вижу здесь никакого антагонизма. Давайте все-таки обойдемся без этого резкого словца. У нас в футболе врагов нет. Соперники — да, присутствуют. Но так и должно быть. Оба тренера все свои шаги — на клубном уровне, при работе в сборной — делают во имя футбола, не так ли? И в ситуации, которая у нас сложилась, может быть, в определенной степени и хорошо, что нам предлагают альтернативные взгляды, различные подходы.
— Прежде нам не приходилось интересоваться вашей позицией относительно реформирования системы розыгрыша национальных чемпионатов. Публично вы ее также не озвучивали. Неуклонное уменьшение числа профессиональных клубов происходит у нас в стране странно: путем “подтаивания” исключительно второй лиги (в 1998 году там было 30 команд, нынче — 12). Не пришла ли пора вернуться к идее уменьшения числа команд в высшей лиге?
— Она стоит на повестке дня среди прочих идей реорганизации нашего внутреннего чемпионата.
— Ваш предшественник Григорий Федоров в свое время инициировал первый шаг по пути сокращения: лига была уменьшена до 14 команд. Однако затем под давлением “общественности” он дал обратный ход. Идея сокращения лиги обречена быть непопулярной в среде футбольных специалистов, консервативной в своем большинстве. Зато в этом сезоне она получила небывалую прежде поддержку среди болельщиков и в СМИ. Однако провести решение, если вы, конечно, являетесь его сторонником, можно будет лишь путем продавливания, авторитарными методами. Готовы ли вы идти по этому пути?
— Ради дела я готов сделать любые шаги, которые в моих силах. Разумеется, в рамках законов и устава нашей ассоциации и с соблюдением спортивных принципов — тут вы не сомневайтесь. Повторюсь, ради дела, а не ради простого процесса размахивания шашкой и голого подражания современным новациям. Мне дорого мнение как уважаемых специалистов, так и болельщиков. Конкретные шаги будут делаться с учетом их пожеланий, но только во имя будущего самого белорусского футбола.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь